Мэр Энергодара рассказал о дистанционном управлении оккупированным городом и проблемах горожан

Уже 4 месяца городской голова Энергодара Дмитрий Орлов находится в Запорожье, делами руководит дистанционно.

Дмитрий Орлов вспоминает, что с начала полномасштабной войны России против Украины, когда находился в Энергодаре непосредственно, на него и других сотрудников, директоров коммунальных заведений оказывали давление и склоняли к сотрудничеству. Сейчас процесс работы дистанционно налажен, остающиеся в Энергодаре работники коммунальных предприятий продолжают работать.

Ситуация с социальными выплатами и отопительным сезоном

Дмитрий Орлов говорит, что сейчас людям выплатили больничные, начисленные с 24 февраля, которые не были выплачены. Также продолжается начисление пенсий, социальной помощи. Возникает другая проблема — угроза гуманитарного кризиса, поскольку гуманитарную помощь оккупанты на блокпостах почти не пропускают, в частности, пищевые продукты, предметы гигиены, медикаменты и т.д. Несмотря на нехватку медицинских расходных материалов, медикаментов врачи остаются в городе, продолжают оказывать помощь остающимся там энергодарцам.

“Постоянные обстрелы приводят к тому, что нестабильны ни водоснабжение, ни электроснабжение по городу. К сожалению, город Энергодар столкнулся с другой проблемой – это отопительный сезон. У города нет котельных, он обеспечивается теплом от двух источников: тепловая станция и АЭС. Тепловая станция не работает уже полгода, потому что оккупанты разрушили железнодорожное сообщение, фактически нет возможности доставлять уголь для того, чтобы производить электрическую энергию и как вспомогательный продукт – это тепловая энергия, которая идет на обеспечение горожан теплом зимой.

АЭС также является одним из основных источников по обеспечению горожан теплом, поэтому отопительный сезон под большим вопросом. В Энергодаре многоэтажки, Энергодар – это компактный город и нет возможности ни установить котельные, какие-то быстро построить, ни чем-то заменить всю эту составляющую, поэтому за месяц мы можем столкнуться с достаточно существенной проблемой по отселению того населения, которое там есть. Все зависит от деятельности градообразующих предприятий Запорожской тепловой и Запорожской атомной электростанций, других источников для Энергодара, к сожалению, нет”.

Помощь переселенцам из Энергодара

В Энергодаре сейчас почти не работают украинские операторы мобильной связи, говорит Дмитрий Орлов. Связываться с родными очень трудно, вместо украинского интернета работают российские, поэтому узнавать ситуацию, которая происходит вокруг и в целом объективную информацию очень трудно. Большинство горожан уехало. До оккупации население города составляло около 53 тысяч человек, сейчас остается около 20 тысяч, отмечает городской голова.

Есть единичные случаи, когда люди возвращаются в свои дома. Чтобы помогать выехавшим в Запорожье, в областном центре открыли гуманитарный штаб помощи, где можно не только получить гуманитарную помощь, но и профессиональную консультацию по разным вопросам, в частности возобновление документов, проживание, трудоустройство, образование, получение льгот и т.д.

“Максимальное количество вопросов мы собираем, если какие-то мы решить не можем оперативно, то обрабатываем их, систематизируем и будем прорабатывать, возможно, через внесение изменений в программу исполнительного комитета, чтобы претворять в жизнь и трансформировать именно ту помощь, которая необходима именно сейчас. Что касается именно жилищных вопросов, то школа-интернат №7, Запорожской областной военной администрацией выделена именно для энергодарцев и они там могут находиться недолго, до 3 дней, чтобы перевести дыхание после жизни в оккупации, а затем двигаться дальше, или в другие города, или оставаться в Запорожье у знакомых, друзей, родственников.Что касается других городов, то проведены определенные консультационные переговоры в прошлом месяце с городами-спутниками других атомных станций, где похож режим работы самих городов и предприятий и есть договоренность, что переселенцы именно из Энергодара будут размещены в коммунальных заведениях, например, детсадах, общежитиях, больницах и т.п., которые в них не работают и могут быть использованы как при шаток для ВПЛ.

Из городского бюджета есть определенное решение исполнительного комитета по содействию этим временно перемещенным лицам и механизм компенсации на коммунальные услуги. Это такие города как Славутич, там около 60 человек сможем усилить временно, это города Сокаль, Червоноград, Вараш, Нетешин, Южноукраинск. Это не тысячи человек, города также переполнены и коммунальных площадей, которые можно использовать под коммунальные помещения их немного, но все же людей приютят именно из Энергодара. Кстати, там работают детские сады и школы, то можно деток отдать на обучение офлайн. И у нас есть договоренность о трудоустройстве там наших горожан”.

Дмитрий Орлов также отмечает о том, что сейчас городские власти работают над тем, чтобы вывести из Энергодара пожилых людей, людей с инвалидностью, многодетные семьи, семьи, где есть приемные дети. Сейчас есть случаи героизма, когда работники АЭС вывозят свои семьи и возвращаются на работу, кроме них никто не сможет выполнять определенные функции непосредственно на АЭС. Сейчас оккупанты продолжают оказывать давление, и прибегают к запугиванию и пыткам горожан, которые отказываются сотрудничать и имеют активную проукраинскую позицию.

Наличные деньги

Банкоматы были разорены сразу в начале полномасштабного вторжения России на территорию Украины. Были случаи, когда наличных денег было очень мало, но сейчас ситуация изменилась.

“Когда наличных немного меньше, то появляются такие “предприниматели”, которые под определенный процент наличные могут обменять на электронные деньги. Сейчас у нас немного другая ситуация, когда люди массово выезжают на территорию, которая является более безопасной и конечно, что пересекать до 10 блокпостов с наличными – это опасно, поэтому наоборот, тем, кто остается наличные отдают и таким образом больше наличных остается в городе, и сейчас уже под 0%, или даже по процентам, которые в наличном виде больше дают за то, чтобы деньги просто перевести в электронную форму.Курирует также рубль, подкупали незащищенные слои населения за персональные данные, или пытались выдавать какую-то помощь, по коммунальным предприятиям раздавали, то есть рубль курсирует”.

Образование и псевдореферендум

Учебный процесс россияне пытались возобновить и начать обучение по требованиям оккупантов, говорит Орлов. Назначен руководители учебных заведений 2, 4 и 5 гимназии. Сейчас не все педагоги уехали, им очень тяжело, потому что оккупанты их преследуют, запугивают, поскольку те отказываются учить детей по российской образовательной программе. Директора учебных заведений выехали в другие города или за границей и работают дистанционно.

“Что касается педагогов, которые согласились сотрудничать, то общее количество их менее 3% от общего количества, то есть там по преподавателям есть проблемы родителей, согласившихся отдать своих детей в учебные заведения по российской программе, тоже немного, около 250, то есть общее количество детей, это менее 5% от общего количества. Все остальные учащиеся начали учиться с 12 сентября дистанционно по украинской программе.С учетом того, что интернет очень слабый и нестабильный, то программа адаптирована к таким условиям. Это не онлайн в привычном формате, это когда задание отправляет преподаватель на электронную почту, учащийся прорабатывает и отправляет обратно без личных данных, чтобы никого нельзя было идентифицировать, чтобы не было утечки информации”.

Псевдореферендум

По мнению Дмитрия Орлова, вопрос псевдореферендума оккупантов в Энергодаре волнует меньше всего, поскольку он располагает информацией, что уже сбегают с оккупированных территорий в Крым и дальше. Выехавшие захватывающие квартиры энергодарцев заселяют туда свои семьи, но таких случаев немного, больше грабят.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-09-24