Почему в горных реках Карпат не хватает воды

gornaya reka

На Закарпатье этим летом климат бил рекорды. Во многих населенных пунктах в течение сезона дождей не видели совсем, сельское хозяйство понесло небывалые потери. Огромный ущерб нанесен лесным угодьям. Продолжительная засуха — не просто стечение обстоятельств, а следствие определенных процессов, вызывающих тревогу. О том, как оценивают опасность изменения климата эксперты и что можно предотвратить, читайте в публикации. 

Перейти реку, не замочив ноги

Участники расширенного заседания общественного совета сходились во мнении, что наблюдавшие в природе нынешние рекорды не стоит списывать на глобальные климатические изменения, потому что они в основном рукотворны. Все это следствие хозяйствования, противоречащего законам природы. Поэтому к обсуждению этой тематики с участием руководителей области представителей разных ведомств подтолкнула сама жизнь.

За огромным овальным столом в ректорате Ужгородского национального университета обсуждали «Современные вызовы и актуальные проблемы сохранения поверхностных вод Закарпатья».

«Обратим внимание, что наши реки нынешним летом можно было легко перейти, переступая с камня на камень, — начал первый заместитель председателя Закарпатской областной военной администрации, депутат областного совета Мирослав Белецкий. — А старики помнят времена, как по нашим рекам сплавляли бревна, настолько они были полноводными. Без сомнения, ныне есть последствия того природопользования, которое не было милостивым к природе. Так что говорить и действовать должны так, чтобы исправлять положение, возвращать его в норму».

Основные мнения, прозвучавшие во время обсуждения, подкрепленные конкретными фактами, полученными во время многолетних наблюдений, и обобщенные статистические данные обнародовал заведующий кафедрой геодезии, землеустройства и геоинформатики Ужгородского национального университета кандидат наук по государственному управлению доцент Владислав Пересоляк: «Недостаток пресной воды многих странах, как и в отдельных регионах Украины. Хотя Закарпатская область — наиболее увлажненный регион нашей страны, в летний период здесь тоже страдают от нехватки воды. Процент осушенных земель в области составляет 14,5% от общей и 37% от всей площади угодий сельскохозяйственного назначения. Это не стоило бы глубокого осмысления, если бы не последствия, связанные с этим.

Осушенные земли влияют на водный режим водосборных бассейнов, а подземные воды напрямую связаны с поверхностными. В итоге есть сокращение запасов воды и для хозяйственных нужд, и для ее потребления населением. Грядущие перспективы не позволяют спокойно смотреть в будущее».

Более трети площадей — мелиорированные

Далее говорилось, что в 1960—1990 годах в сельском хозяйстве области были применены новаторские организационно-управленческие мероприятия. Среди них гидромелиорация для осушки переувлажненных земель, поверхностных болот. О широких масштабах этих работ свидетельствует то, что они были осуществлены на 184 тысячах гектаров. Общая протяженность введенных в эксплуатацию канализированных русел и каналов достигла 1339 километров. Этими действиями удалось ввести в постоянное обращение огромные площади сельскохозяйственных земель, повысив их отдачу.

Как уже упомянуто, в Закарпатье было осушено 37% имеющихся сельскохозяйственных угодий. Учитывая это, область была не среди первых, но и не последней. Для сравнения: в Ровенской доля осушенных земель равнялась 41, Львовской – 39, Волынской – 38, Ивано-Франковской – 31, Житомирской – 25%.

Конструктивной особенностью мелиоративных систем в области было их двустороннее действие: в засушливый период напаивали поля, а в переувлажненный — лишали их излишней влаги. Эта особенность отражена и в их названии — осушительно-увлажняющие. Питательная влага, проходя через регулировочные шлюзы, разливалась по каналам.

Все это выгодно использовали сельскохозяйственные предприятия. Но со временем, после распада коллективных хозяйств и появления владельцев паев, системы оказались без должного контроля, стали напоминать некий чемодан без ручки.

Каналы опустели, колодцы высохли

Осушительно-увлажняющие системы в Закарпатской области перестали выполнять инженерно-мелиоративные функции, предусмотренные проектами. В первую очередь это касается увлажнения сельхозугодий. Мелиоративные каналы утратили способность регулировать водный баланс. В настоящее время из имеющихся в области 15 насосно-перекачивающих станций, поставляющих воду в каналы, полноценно функционирует только одна; еще одна – частично. Основные каналы заилены, их не расчищают почти 40 лет. Шлюзы, регуляторы развалены, они нуждаются в капитальном ремонте, а коллекторы засорены.

Площадь водного зеркала за последние десятилетия уменьшилась в Закарпатской области на 5-7 тысяч гектаров (в разные годы меняется). В летние периоды, когда наименьшее количество осадков и полям не хватает воды, гончарные дрены остаются сухими, и влага на них не поступает.

Плоскостное переосушение сельскохозяйственных мелиорированных земель за последнее пятилетие достигло около 200 тысяч гектаров. Острая нехватка влаги приводит к потере продуктивных свойств почв под сельскохозяйственными культурами.

Уровень грунтовых вод в промежутке 2012—2016 годов снизился с 3 до 9 метров. В колодцах горных населенных пунктов стала исчезать вода. Чтобы решить проблему обеспечения людей водой, ее начали доставлять автомобильным транспортом, что обостряло социально-экономические проблемы в населенных пунктах.

С гор в долину за один день

Заброс гидромелиоративной системы — одна из основных, но не единственная причина засушливости, которая все больше беспокоит ученых, хозяйственников, обычных людей. К климатическим изменениям привела и потеря лесами, покрывающими почти половину площади области, их водопоглощающей функции.

«Обычно лесные насаждения, – отметил Владислав Пересоляк, – выполняют функцию своеобразной губки, которая впитывает воду и затем постепенно ее отдает. Теперь водопоглощающие функции леса не выполняют: вода в них не задерживается и во время дождей, паводков стремительно сбегает в долину».

С этим согласен кандидат биологических наук доцент Ужгородского национального университета, председатель общественной организации «Экосфера» Оксана Станкевич-Волосянчук. Она отметила, что если раньше вода в результате дождей или паводков стекала в низменность примерно пять дней, то сейчас это время сократилось до одного.

Нарушаются природоохранные требования: в лесопользовании сплошные рубки, трелевка древесины землей, а не воздухом, прокладка дорог там, где их не может быть. Вода теряется и из-за эрозии почв, вызываемой горными путешествиями внедорожниками и квадроциклами. Оставшиеся после них равнины на долинах превращаются в шлюзы для воды. На эти туристские развлечения нужно наложить запрет.

Вспомнить прошлое

Основные рекомендации относительно того, как изменять ситуацию, возвращая ее в норму, касались увеличения водного зеркала. Положительные изменения докладчик, опираясь на исследования, предлагает добиваться сооружением перепадов.

«Достаточно вспомнить времена, когда край принадлежал Чехословакии. Тогда на руслах закарпатских рек возводили постройки из камня, – рассказывал Владислав Пересоляк. — Их высота достигала 50—60 сантиметров. В 1920—1930-е таких гидросооружений было возведено более полутораста. Они сдерживали сток воды, формируя плесы. Миграции рыбы перепады не препятствуют, а поению земель, испарению влаги способствуют».

«Их следует строить и на горных ручьях, часто уже делаемых работниками гослесхозов, — согласилась Оксана Станкевич-Волосянчук. Она как общественная активистка считает, что нужно меньше вмешиваться в русла и предотвращать их заиление: — Большинство проблем — в верховьях, их следует решать именно там».

Относительно сооружения на реках малых гидроэлектростанций есть оговорки: малые ГЭС можно строить только если доказана полная безопасность для окружающей среды.

Источником поения земель в засушливые периоды могут быть польдеры (ставки) в верховьях рек. Такие гидросооружения в прошлом веке (тогда говорили кляузы), задерживая воду, использовали для сплавления древесины. В то же время, они выполняли функцию сбалансированного водопользования.

В настоящее время, по мнению Владислава Пересоляка, к этой практике следует вернуться. Ее широко используют у себя соседи-словаки, там созданные в горах искусственные водоемы занимают сотни гектаров, и таких водохозяйственных построек немало. “Нам следует использовать опыт, приобретенный в соседней стране, ведь географические условия у нас близки к ним”, – считает исследователь.

До недавнего времени такой водоем существовал в Музее леса и сплава в Межгорском районе. Ее разрушило паводками 1998 и 2001 годов. Исторически таких кляуз в горах было до семи, и их, считают эксперты, можно возродить.

Климат стал напоминать крымский

О поразительных изменениях в климатических характеристиках Закарпатской области сказал за круглым столом начальник областного центра гидрометеорологии Василий Манивчук: «В Закарпатской области, особенно в низменно-предгорных районах, летом наблюдался дефицит осадков. Суммарное их количество составляло 20-50% нормы. Для подавляющей территории области это самый маленький показатель, который в этот период фиксировали за всю историю наблюдений с 1945 года.

Гидротермический показатель, прежде всего, в высокогорье, за последние несколько лет снизился в разы. И это не потому, что осадков стало меньше, а по причинам, о которых сегодня шла речь.

Климат нашей области начинает напоминать крымский. Это суховые, минимум влаги, высокие температуры воздуха. Урожайность полям, страдающим засухой, следует возвращать и орошением, и, конечно, насаждением лесов и лесополос, борьбой с эрозией почв, внедрением засухоустойчивых сельскохозяйственных культур и сортов».

О нарастающих масштабах усыхания лесов и прежде ель высказывались главные лесничие гослесхозов. Угрожающие процессы они тоже связывают с засушливыми климатом, недостатком влаги. Возможно, в лесопользовании придется прибегнуть к опыту крымчан: высаживать тамошние виды и породы деревьев.

Подводя итоги обсуждения, исполняющий обязанности главы Закарпатского областного совета Андрей Шекета отметил: «Это очень хорошо, что есть возможность обсудить проблемы с водой, которые особенно этим летом почувствовали или увидели все. Они касаются многих отраслей и к проблеме нужно подходить комплексно и основательно. Перед специалистами стоит задача: задержать воду. Есть вопросы по эрозии почв, хозяйственной деятельности на горных долинах, в лесах и т.д. Радуюсь, что эти вопросы поднимаем на профессиональном уровне, где вместе с властью специалисты-экологи, общественные активисты, ученые ищут алгоритм совместных действий».

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-10-03