Российские олигархи в Украине. Что Киев делает с их деньгами и собственностью

К первой годовщине войны Высший антикоррупционный суд Украины конфисковал все активы Олега Дерипаски. Титан для российской оборонки, критически важные объекты энергетики, пятизвездочные отели, крупные бизнес-центры – далеко не полный перечень довоенных активов российских олигархов в Украине. Украинские власти, как и западные партнеры, обещают конфисковать и передать на восстановление страны активы поддержавших войну бизнесменов. 

В мае 2022 года Верховная Рада приняла изменения в украинское законодательство о санкциях. С тех пор имущество и состояние российских граждан в Украине можно блокировать и взимать, если своими действиями эти люди создали угрозы национальной безопасности, суверенитету, территориальной целостности.

Благодаря этому Украина получила конкретный механизм замораживания, а затем и взыскания российских активов в собственность государства. Соответствующее решение принимает СНБО, утверждает президент, реализует Минюст. Окончательный вердикт выносит Высший антикоррупционный суд. Вместо многомесячных уголовных расследований и судебных разбирательств гипотетически все это можно сделать за месяц.

Но выполнить эти обещания и запустить такой механизм на практике оказалось не так-то просто.

По мнению ряда экспертов, Украина упустила время. Между маем и октябрем, то есть между принятием законодательства о санкциях и первыми решениями СНБО, у российского бизнеса было немало времени на то, чтобы обойти санкции.

Какие-то активы продали, некоторые переписали на третьих лиц или подставные компании. Какие-то размыли между многослойным хитросплетением оффшорных фирм. Владельцы некоторых активов сменили гражданство с российского на, например, кипрское или турецкое.

Первый преуспевающий прецедент конфискации российских активов Украина получила в сентябре. Суд взыскал в собственность государства 17 объектов недвижимости и доли в украинских фирмах Владимира Евтушенкова, “короля российской оборонки”, как его называют в медиа.

В России он является бенефициарным владельцем предприятий по производству беспилотников.

Владимир Евтушенков стал первым российским бизнесменом, активы которого Украина конфисковала.

От санкций не уйдешь?

Но главный вопрос – это судьба активов таких крупных рыб, как пропутинский олигарх Олег Дерипаска или олигарх мира Михаил Фридман. Оба – недавно владельцы многомиллионных бизнесов в Украине.

У обоих сейчас проблемы с законом в Британии. По информации СМИ, в декабре Фридмана задержала британская полиция по подозрению в отмывании денег, сговоре с целью обмана министерства внутренних дел и сговоре с целью дачи ложных показаний.

А вот в случае с Дерипаской агентство по противодействию организованной преступности Великобритании заинтересовало, прежде всего, другое.

Вряд ли еще год назад британский бизнесмен Грэм Бонгем-Картер мог вообразить, что трагические события в далекой Украине в определенном смысле станут причиной его ареста. Его работа на российского алюминиевого магната Олега Дерипаску и война в Украине вроде бы не связаны между собой. Но это только на первый взгляд.

Бонгем-Картер, по данным британских следователей, мог помогать россиянину обойти санкции, наложенные из-за войны России против Украины. Основная схема для этого – переписывание активов на номинального владельца, то есть третье лицо. Впрочем, британские юристы советуют не торопиться с прогнозами. В суде его вину доказать не так-то легко.

Именно в ответ на российское вторжение Великобритания усилила свое законодательство по поводу санкций и ответственности за их обход. А ЕС готовится криминализировать схемы по их избеганию.

Тем временем украинские власти уверяют – учитывают опыт своих западных партнеров и усиленно работают над конфискацией российских активов в Украине и арестами состояния тех россиян, которые поддержали агрессию. Для этого ей, как и Британии и ЕС, нужно изобличать санкционные сделки и доказывать связь конкретного бизнеса с путинским режимом.

Эта связь может заключаться в открытой поддержке войны или приближенности конкретного олигарха к Путину. Или в самом факте уплаты налогов в российский госбюджет.

Но и в этом пункте иногда не все столь однозначно. К примеру, российский олигарх Михаил Фридман позиционирует себя как “человека мира”, хотя он не выступил открыто против действий Путина. В конце концов он также оказался в списке подсанкционных российских граждан.

Михаил Фридман родился во Львове и якобы хотел получить украинское гражданство.

“Киевстар” является дочерним предприятием телекоммуникационной компании Veon, входящей в структуры “Альфа Груп” Михаила Фридмана. Через фонд LetterOne вместе со своим бизнес-партнером Петером Авеном он владеет 48% у Veon.

Таким образом, уже в разгар войны компании по орбите российского олигарха получили доступ к персональным данным миллионов украинцев: от записей о вакцинации и больничных до диагнозов и данных медицинских анализов.

И если Михаил Фридман все еще может частично контролировать свои активы в Украине, похоже, в случае с Олегом Дерипаской все решено в пользу их взыскания.

За неделю до годовщины российского вторжения Высший антикоррупционный суд (ВАКС) санкционировал конфискацию.

Среди этих активов – одно из крупнейших в Европе предприятий цветной металлургии – Николаевский глиноземный завод. Кроме того, ВАКС взыскал в доход государства еще два предприятия алюминиевой отрасли, три карьера, а также все их имущество. Кроме того, суд конфисковал ряд других компаний, связанных с Дерипаской, и 32 млн грн на счете в Госказначействе.

Активы Дерипаски

Николаевский глиноземный завод, основной актив Дерипаски в Украине, остановил свою работу в марте 2022 года из-за боевых действий.

“С 2014 года российские олигархи, предприниматели начали активно маскировать свои активы и бизнес-операции в Украине. Это огромный объем материалов и информации, которые нужно четко проработать, обратиться в государственные и правоохранительные органы для получения достоверных доказательств. Только затем обратиться с иском к ВАКС. Такие кейсы не могут быть простыми и быстрыми”, – пояснила заместитель министра юстиции Украины.

Именно она отвечает в этом ведомстве за подготовку исковых заявлений в Высший антикорсуд.

Украинские власти отслеживают сделки подсанкционных лиц, заверил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов в интервью BBC. По его словам, те, кто помогает им избежать ограничений, тоже будут отвечать перед законом.

“У нас работает очень мощная команда: общая группа представителей СБУ, Кабмина, Минэкономики, НБУ и других органов. Они сотрудничают с коллегами из США, Канады, Великобритании. Если кто пытается вывести свои активы из-под санкций, то это только вопрос времени, когда его накроют санкционным процессом”, – сказал Данилов.

Санкции и потраченное время

Но украинские эксперты считают, что украинские власти должны действовать оперативнее. Более того, как видно из дат продаж некоторых российских активов – их владельцы действовали на опережение.

К примеру, именно тогда, когда президент Зеленский подписал закон “О санкциях”, 23 мая, российская сеть Brocard в Украине сменила владельца с российского Alcor & Co на французского Philippe Bonacin Holding без согласования с Антимонопольным комитетом.

Параллельно расследование нарушения валютного, налогового и другого законодательства руководством этой компании ведет Бюро экономической безопасности.

Другой пример – торгово-развлекательный центр Ocean Plaza Ltd. До апреля 2022 г. 67% этого бизнеса владели россияне через TPS Real Estate, 33% принадлежали UDP Holdings Ltd, компании Василия Хмельницкого. До 2020 года бенефициаром этого бизнеса официально являлся российский олигарх Аркадий Ротенберг. Его связывают с ближайшим окружением Путина, он его друг детства. Компании этого бизнесмена участвовали в строительстве Керченского моста и Северного потока-2.

12 апреля 2022 года в Украине возбуждено уголовное дело о возможных нарушениях в работе бизнес-центра. 10 мая его счета были арестованы. Между этими датами 16% этого актива купила UDP Holdings Ltd. Таким образом, доля россиян снизилась. Василий Хмельницкий заявил, что акции у россиян приобрел Андрей Иванов, его бывший бизнес-партнер.

“Наложение санкций и взыскание имущества российских олигархов в собственность государства можно было бы провести быстрее, вернее, с меньшей болью. Ведь все эти активы были хорошо известны, на момент начала войны информации о них было достаточно, она была доступна”, – убеждена Антонина Волкотруб, эксперт по раскрытию структур корпоративной собственности и государственных реестров Центра противодействия коррупции.

Она подчеркивает, что аресты российских активов в Украине в рамках уголовных дел далеко не всегда гарантируют успех. В таких делах часто не хватает доказательной базы. А это позволяет обжаловать и снимать эти аресты.

То есть они лишь создают российскому бизнесу дискомфорт на время. А настоящий собственник предприятия может сохранять контроль над ним, в частности влиять на назначение менеджмента и выплату дивидендов.

Поэтому наиболее перспективный путь – это именно блокирование и взыскание этих активов через СНБО и решение Высшего антикорсуда, считает Антонина Волкотруб. Весь этот процесс завершается национализацией соответствующих компаний.

Классический пример попытки избежать таких санкций – история украинских компаний россиян Михаила Шелкова и Сергея Чемезова.

В прошлом оба служили в КГБ. Сегодня оба считаются приближенными к президенту Путину. Чемезов с 2007 года возглавляет российскую государственную корпорацию “Ростех”, производящую оружие.

В Украине они владели предприятиями по производству титана и титансодержащей продукции, необходимых для российского ВПК. В 2020-2021 году Шелков и Чемезов экспортировали титан из Украины в Россию через австрийскую компанию-посредника.

До начала российского вторжения украинский титан с предприятий Шелкова мог идти на нужды ВПК РФ.

Но за четыре дня до войны российские владельцы продали свою мажоритарную долю другому – Светлане Ильте. Это выяснилось, когда Украина получила собственное санкционное законодательство и смогла запустить весь юридический процесс по взысканию имущества титановых олигархов. Как следствие, Высшему антикорсуду не сразу удалось доказать связь их предприятий со страной-агрессором, несмотря на его фактическую очевидность.

Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда решение первой инстанции пересмотрела и передала в собственность государства все предприятия Михаила Шелкова и Сергея Чемезова в Украине. Речь идет о Демуринском горно-обогатительном комбинате, оптовом производителе труб ООО “ВСМПО Титан”, компании по торговле металлами ООО “Тай-Минералс” и агрохолдинге “Инвест Агро”. По оценкам украинских властей, суммарная стоимость этого имущества – не менее двух млрд гривен.

Титан для российского оружия на территории Украины – далеко не единственный пример допуска российских олигархов к критически важным производствам и объектам. Другой – пять облэнерго, чьи контрольные пакеты акций принадлежат компании VS Energy, которые в свою очередь связывают с российскими бизнесменами Александром Бабаковым, Евгением Гинером и Михаилом Воеводиным.

Украинская ПВО защищает объекты облэнерго от ракет РФ.

Впрочем, официально этой компанией владеют пять граждан ЕС, среди которых граждане Латвии – Валтс Вигантс и Виллис Дамбинс. По данным архива документов Panama Papers, они могут быть доверенными лицами Михаила Воеводина. Бабаков, Гинер и Воеводин также ранее отрицали владение облэнерго и гостиницами в Украине.

А сама компания делала заявление о том, что не поддерживает политику России в отношении Украины и осуждает агрессию и войну.

В октябре-ноябре прошлого года российская армия начала обстреливать подстанции украинских облэнерго своими ракетами и дронами. Тогда же украинский суд наложил арест на контрольные пакеты акций “Херсоноблэнерго”, “Кировоградоблэнерго”, “Житомироблэнерго”, “Ровнооблэнерго” и “Черновцыоблэнерго”, входящих в группу VS Energy. До сих пор национализация этих активов не состоялась.

Украина ожидаемо сталкивается с трудностями при взыскании таких российских активов.

“В Британии есть четкое законодательство, есть опыт по этому вопросу, но даже нам иногда сложно это решать. К примеру, чтобы доказать, что кто-то помогал обходить санкции российскому олигарху, став номинальным владельцем его бизнеса, нужно отвечать высоким требованиям по доказательствам”, – объясняет Джастин Волкер, эксперт по санкциям и представитель Британской ассоциации сертифицированных специалистов по противодействию отмыванию средств.

Она признает, что гораздо легче взыскать персональное имущество российского чиновника, чем национализировать крупное предприятие олигарха. Там работают тысячи людей, оно платит много налогов и имеет кредитные обязательства.

Но война может не оставлять возможности для компромиссов.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-02-24