УПЦ МП окончательно изгоняют из Киево-Печерской лавры

С УПЦ МП расторгают договор о безвозмездном использовании культовых зданий, расположенных на территории заповедника “Киево-Печерская лавра”.

Представители УПЦ МП должны освободить помещение на территории заповедника до 29 марта. Об этом говорится в предупреждении руководителя заповедника Александра Рудника, опубликованном на сайте лавры.

По договору аренды, заключенному бессрочно 19 июля 2013 еще во времена Януковича, мужской монастырь УПЦ МП имел право безвозмездно пользоваться культовыми зданиями и другим имуществом на территории лавры, являющейся государственной собственностью.

Указом президента и постановлением правительства в начале декабря была создана специальная рабочая группа, которая должна была проверить соблюдение УПЦ МП условий аренды. 9 марта минкульт прислал эти выводы заповеднику. Из письма заповедника в УПЦ МП следует, что рабочая группа установила нарушение монастырем условий договора о пользовании.

“Учитывая выводы межведомственной рабочей группы и письмо министерства культуры и информационной политики… Заповедник предупреждает о расторжении договора с 29.03.2023 года”, – говорится в предупреждении.

К этому дню монастырю необходимо освободить находящиеся на балансе заповедника здания.

УПЦ МП также предложили до 14 марта предоставить своих представителей в состав комиссии по приемке-передаче государственного имущества.

Настоящий договор аренды касается так называемой Нижней Лавры, где расположен мужской монастырь.

В Верхней Лавре УПЦ МП пользовалась Успенским собором и Трапезной церковью, но эти договоры не продлили с 1 января 2023 года.

В двух храмах уже проводили несколько служб представители автокефальной Православной церкви Украины. Однако в аренду их пока никому не передавали.

Собеседник BBC в Православной церкви Украины напомнил, что они еще в прошлом году обратились к власти с просьбой предоставить им определенные помещения лавры в аренду. “Ожидаем положительного решения”, – прокомментировал он.

Сама УПЦ МП из-за поддержки русской церковью войны против Украины еще 27 мая 2022 года объявила курс на независимость от Москвы. Хотя часть епископов и священников продолжали поминать патриарха Кирилла, в УПЦ назвали себя полностью самостоятельной.

1 февраля 2023 г. государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести сообщила, что Украинская православная церковь не разорвала церковно-каноническую связь с Русской православной церковью.

К такому выводу пришла специальная экспертная комиссия, созданная при госслужбе по этнополитике.

Реакция УПЦ МП

В УПЦ уже отреагировали на решение заповедника. В комментарии BBC руководитель информационно-просветительского отдела митрополит Климент назвал это провокацией.

“Руководство заповедника КПЛ направило в адрес монастыря ультиматум, в котором без объяснений объявило о разрыве договора аренды и требует выселиться из монастыря. Такие заявления ничего общего с правовым полем украинского государства не имеют”, – заявил Климент.

Он говорит, что в церкви это считают провокацией со стороны чиновников, “которые в угоду кому-то пытаются совершить определенную сенсацию, которая противоречит всем элементарным нормам и законодательным актам, регулирующим государственно-церковные отношения в Украине”.

Представители УПЦ МП без конфликтов забрали свои вещи и оставили Успенский собор и Трапезную церковь в январе.

Эксперты, с которыми успела пообщаться BBC, предполагают, что так просто из Нижней лавры представители УПЦ не уйдут, ведь там проживают несколько сотен монахов.

Хотя ранее предстоятель ПЦУ Эпифаний утверждал, что значительная часть монахов лавры готова присоединиться к их церкви.

Содержание письма, которое сегодня утром получил наместник Киево-Печерской лавры, можно пересказать коротко: Лавру выгоняют из Лавры. У монахов есть неполные три недели, чтобы собрать вещи и переселиться… куда угодно.

С формальной точки зрения – все более или менее понятно. Монастырь Украинской православной церкви (до недавнего времени к ее названию добавляли “Московский патриархат”, но сейчас любая привязка к Москве глубоко оскорбительна для ее представителей) использует старинные помещения лавры на основании договора аренды, заключенного при президенте Викторе Януковиче в 2013 году.

При нынешнем президенте Владимире Зеленском оказалось, что монастырь условия этого договора нарушает. А это значит, что государство вправе его разорвать.

Но, разумеется, на самом деле все гораздо сложнее. УПЦ – несмотря на все свои усилия по имиджевому отдалению от Русской церкви – до сих пор ассоциируется в многих украинцев именно с Москвой. А главное – эта ассоциация четко срабатывает в голове у Зеленского. И тут надо понимать: за последний год Владимир Зеленский и вся Украина прошли огромный путь, если речь идет об их отношении к России, россиянам, всему русскому, всему, что похоже на русское.

Вспомним: год назад Владимир Зеленский иногда записывал свои обращения на русском языке. Он обращался к россиянам, призвал их протестовать против войны, начатой их государством. Говорил, что от “хороших россиян” не следует отворачиваться. Был готов обсуждать с Россией договор о судьбе русского языка в послевоенной Украине.

Сегодня – после десятков тысяч жертв, после Мариуполя, после бомбардировок школ и больниц, после холодной и темной зимы – настроение другое. Изгнание монастыря УПЦ из лавры, немыслимое еще год назад (А его за что? Нет ли здесь нарушения религиозных прав и свобод? А не пойдет ли Путин из-за этого на эскалацию?), сегодня потеряется на фоне новостей из полуокруженного Бахмута и разбора завалов очередного жилого дома, разрушенного российской ракетой.

Поэтому судьба УПЦ в лавре выглядит заранее решенной.

Делегирует она своих представителей в комиссию по приему-передаче государственного имущества или нет (передадут и без них), организует молитвенное стояние или крестный ход против решения правительства или нет (особенно учитывая, что массовые акции во время военного положения запрещены), будет апеллировать к западным правозащитным. институтов или нет (апелляция в Москву лишь усугубит положение церкви), – через три недели, вероятнее всего, УПЦ покинет лавру.

А на повестку дня будет вынесен другой вопрос – о будущем этой церкви в целом.

История лавры

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, с 1990 года входящая в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО, – это неформальная столица восточнославянского православия.

Этот монастырь начал действовать в XI веке, во времена Ярослава Мудрого, то есть примерно за сто лет до того, как гораздо севернее была основана Москва.

Лавру часто называют источником монашеской традиции на Руси – а именно от того исторического периода ведут свой государственный миф и сегодняшняя Украина, и сегодняшняя Россия.

После советского антицерковного периода церковь вернулась в лавру в 1988 году. Именно тогда, к столетию крещения Руси, лавру передали Русской православной церкви – других в Советском Союзе просто не было.

Если быть точным, передали церковникам тогда часть лавры – Дальние пещеры и корпус, в котором позже будет открыта Киевская духовная семинария.

Постепенно территория, контролируемая украинской частью РПЦ, которая впоследствии выделилась в УПЦ Московского патриархата, расширялась.

В 2013 году, при президентстве Виктора Януковича, правительство Николая Азарова приняло решение о передаче этой церкви в безвозмездное пользование “комплекса зданий и сооружений” лавры по списку в 79 наименований.

Сегодня Лавра структурно состоит из двух частей, разделенных стеной. Верхнюю лавру в основном занимают объекты заповедника – музеи, галереи или, к примеру, национальная историческая библиотека.

Именно здесь расположены Успенский собор и Трапезная церковь, которые до 1 января находились в почасовой аренде в УПЦ МП.

Нижняя лавра – это объекты, которые используются УПЦ на основании уже упомянутого постановления правительства Азарова, в том числе храмы, знаменитые лаврские пещеры, семинария, духовная академия, синодальные отделы и официальная резиденция предстоятеля церкви митрополита Онуфрия.

Именно по этим объектам теперь расторгают договор о безвозмездном пользовании с УПЦ МП.

Наместником монастыря УПЦ является митрополит Павел. При решении СНБО и президента, на него и ряд других представителей церкви наложили санкции. У президента утверждают, что ограничения ввели из-за российского влияния на церковную жизнь Украины с помощью этих лиц.

В последнее время появляется все больше сообщений о прекращении договоров аренды на культовые сооружения – памятники архитектуры, находящиеся в пользовании УПЦ МП. Такая ситуация сложилась с главными храмами Чернигова.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-03-11