Первая военная зима прошла. Что будет дальше с тарифами и светом?

Нынешняя зима оказалась для Украины вдвое сложнее обычного. Кроме традиционных проблем с запасами топлива, цены на которые достигали рекордов, российские ракетные обстрелы разрушали энергетику и привели к массовым отключениям света. 

Как заявил спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат, наибольшее количество запасов своих высокоточных ракет Россия применила против “трансформаторных будок”.

В самый критический момент отключили 13,5 млн. точек учета – это более 80% абонентов, сообщал министр энергетики Герман Галущенко.

Однако эти отключения прекратились еще в феврале, а в апреле Украина даже возобновила экспорт электричества в Европу.

Похоже, традиционная для украинской энергетики проблема – где и по какой цене купить горючее, газ и уголь, – отошла на второй план.

“Мы выходим из сложной зимы полностью обеспеченые топливом”, – говорит министр энергетики. По его данным, в марте запасы угля на складах ТЭС и ТЭЦ превышали прошлогодние, а запасы природного газа приближались к ним.

Но украинскому правительству придется столкнуться с несколькими серьезными вызовами одновременно. И не только из-за войны.

Как совместить аварийные ремонты на поврежденных энергообъектах с кардинальной модернизацией системы по нормам ЕС, членство в котором стремится Украина? Как на ходу поддержать разрушенную войной экономику и решить тарифный вопрос, не решенный в мирное время?

Весна пришла – пора повышать тарифы

Во время блэкаута разговор о тарифах был некстати, но с возвращением света вернулись и к ней.

Еще летом прошлого года Верховная Рада запретила повышать тарифы на доставку газа, тепла и горячей воды до конца военного положения и на шесть месяцев после него. Кроме того, в начале войны решили также не увеличивать тарифы на электричество.

Однако в конце прошлого года, когда стало ясно, что война становится затяжной, Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) попыталась поднять тарифы. Общественное сопротивление заставило перенести изменения “до конца отопительного сезона”.

Теперь о повышении тарифов заговорили не только в НКРЭКУ, но и в правительстве и офисе президента.

Деньги, как говорят чиновники, нужны на срочный ремонт, компенсацию инфляции и повышение зарплат энергетикам, которые героически восстанавливали инфраструктуру под обстрелами.

“Размеры потерь – это 40-50% нашей электроэнергоспособности, – заявлял премьер-министр Денис Шмыгаль, – Безмолвно, это нужно восстанавливать, восстанавливать, и для этого нужны ресурсы”.

Подтвердил серьезность намерений и заместитель главы офиса президента Ростислав Шурма. Но он сделал упор на другие проблемы: нерыночные тарифы системно загоняют энергетические предприятия в убытки и субсидируют даже тех, кто мог бы оплачивать реальные тарифы.

“За прошлый год “Энергоатом” и “Укргидроэнерго” на компенсацию разницы между рыночной стоимостью и стоимостью для людей уплатили 107 миллиардов гривен, и более 200 миллиардов уплатил “Нафтогаз”, – заявлял премьер Шмыгаль. За неизменные тарифы государственные предприятия заплатили более 300 млрд грн – это четвертая часть того, что Украина потратила на оборону в 2022 году.

С другой стороны, в правительстве меньше говорят о том, как за это время выросли тарифные долги.

Миллионы украинцев покинули (или потеряли) дома, многие потеряли работу и доходы, часть потребителей не платят за начисленные услуги, которые они фактически не получили, кто-то просто не платит за амбарное. Следовательно, на конец 2022 года задолженность населения по оплате коммунальных услуг возросла до более чем 80 млрд грн.

Обозреватели обращают внимание и на еще одну проблему, о которой в правительстве упоминают редко: нерыночные тарифы останавливали приход международных инвестиций в эту отрасль, а сейчас это нужно Украине больше, чем когда-либо. Уже не говоря о стремлении Киева стать членом ЕС.

Не только технологически, но и административно украинская энергетика далеко отошла от Советского Союза, говорит директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. Тарифы для населения регулирует государство, а для промышленности они как и рыночные, но ограничиваются жесткими “прайс-кепами”.

“Та действующая модель энергосистемы не соответствует ни правилам, ни нормативам ЕС, поскольку не является рыночной. Фактически, мы имеем энергосистему как при Госплане, но замаскированную под энергорынок”, – говорит эксперт и объясняет, что в результате этого украинцы имеют сегодня цену на энергию в 2-3 раза ниже, чем их европейские конкуренты.

То, что свет стоит намного дороже, чем за него привыкли платить, украинцы почувствовали сразу, как установили генераторы.

Уровень нынешних рыночных тарифов украинцы смогли немного почувствовать этой зимой, покупая горючее для генераторов или, в случае предприятий, покупая импортированное электричество, – в обоих случаях платить приходилось по меньшей мере вдвое больше.

С одной стороны, заниженные украинские тарифы это вроде бы и хорошо – для промышленности, говорит Владимир Омельченко, но с другой, у энергетиков просто нет средств, чтобы субсидировать всю экономику Украины за свой счет.

Так что практически все энергетические предприятия глубоко убыточны и не имеют инвестиционных перспектив.

“Будет сложно, но надо, чтобы Украина подала сигнал, что она работает по нормальным правилам – никто не будет инвестировать, если цена будет регулироваться государством. Тем более что есть уже прецедент с зеленой энергетикой”, – говорит экономист.

Переход на рыночные тарифы будет означать и большие изменения в системе субсидий, а их, очевидно, после войны будет гораздо больше.

Как говорит Елена Ветер, глава аналитического центра Dixi Group, без четкой, прозрачной и понятной системы субсидий при рыночных тарифах не стоит и надеяться на помощь от международных партнеров, без которой Украина просто не справится.

“Например, Всемирный банк никогда не согласится на непрозрачные схемы поддержки населения, – объясняет эксперт, – И это будет большая задача для правительства после завершения войны”.

Энергетики возобновили подачу света украинцам. И рассчитывают, что возобновление экспорта добавит средств на ремонты и зарплаты.

Весной ситуация в энергетике стабилизировалась настолько, что в начале апреля Украина перестала импортировать электроэнергию из Европы. А с 10 апреля возобновила экспорт – ровно через полгода после того, как его остановили из-за массированных российских атак.

“Это доказательство того, что у государства-террориста ничего не получилось с точки зрения уничтожения нашей энергетической системы”, – заявил министр энергетики Герман Галущенко.

По его словам, в правительстве надеются выйти на те объемы экспорта, которые были в прошлом году, и даже увеличить их.

Он уверяет, что в случае, когда ситуация изменится, экспорт немедленно прекратят.

По подсчетам минэнерго, возобновление экспорта позволит Украине получать до 70 миллионов долларов прибыли ежемесячно.

“Безусловно, возможность получения средств от экспорта позволит финансово подпитывать наши генерации и компании”, – говорит министр энергетики и признает, что все потребности эта сумма отнюдь не закроет.

До осенних массированных обстрелов Украина могла экспортировать относительно небольшие объемы электричества – до 400 МВт, но за счет более высоких европейских цен доходы были достаточно значительными. По данным “Укрэнерго”, с конца июня и по 10 октября 2022 года Украина получила почти 5 млрд грн – примерно столько сейчас стоят субсидии в месяц.

В правительстве также говорят, что украинское экспортированное электричество уменьшает энергетическую зависимость Европы от России.

Глава парламентского энергетического комитета Андрей Герус называет еще одно “за”: это позволяет сбыть избыток электричества, который начал стабильно образовываться в украинской энергосистеме. По его подсчетам, только в марте Украина могла бы заработать около 500 млн. грн., если бы уже тогда возобновила экспорт.

Обозреватели, хоть и поддерживают такую логику, но призывают все тщательно сосчитать. Ранее они предупреждали, что летом, когда на ремонт остановятся атомные блоки, ситуация может измениться, и у Украины уже нет такого профицита.

Собственно, это уже подтвердил и руководитель Энергоатома Петр Котин, заявивший, что летом половину энергоблоков украинских АЭС выведут в ремонт более чем на два месяца.

Об экспорте можно говорить, когда 100% внутренних потребителей обеспечены электричеством, когда за рубежом на него есть спрос, а для украинских производителей есть “коммерческая составляющая”.

“На сегодняшний день она существует, но мощностей пока недостаточно в генерации”, – говорит Елена Павленко из Dixi Group. Она отмечает: технический обмен электроэнергией, для того чтобы балансировать систему, всегда нужен в небольших объемах. Но говорить о коммерческом экспорте стоит тогда, когда система стабилизируется, “а не просто, когда выглянуло солнышко”.

Она также отмечает: нужно учитывать, что когда украинская экономика будет восстанавливаться, она потребует больше энергии. В целом, по мнению руководительницы Dixi Group, говорить о коммерческом экспорте следует тогда, когда в украинском поколении будет уверен профицит – например, когда Украина вернет Запорожскую АЭС и не будет рисков новых обстрелов.

Восстановление: что, как и за чей счет?

В будущем Украина должна создать децентрализованную энергетическую систему, которая будет менее уязвима к ракетным атакам и в которой основную роль будет играть возобновляемая энергетика, заявил президент Зеленский.

Но кроме того, нужно будет, чтобы она еще и отвечала обязательствам, которые взяла на себя Украина в рамках Энергетического сообщества, Соглашения об ассоциации с ЕС и стремлениях по вступлению в ЕС, напоминает Владимир Омельченко. А это огромный массив изменений – от управления энергетическими компаниями и работы рынка до уменьшения выбросов и развития зеленого поколения.

До войны – и на протяжении всей независимости Украины – основу ее энергетической системы составляли атомные станции, дающие базовую генерацию, и тепловые, которые кроме выработки тока позволяли еще и балансировать систему во время пиков потребления. При этом и АЭС, и ТЭС преимущественно достались Украине в наследство от СССР, и огромные и в основном устаревшие.

ТЭС и ТЭЦ составляли до половины общей мощности электроэнергетики в Украине. Но их износ достигал 90%, и их считали самыми грязными в Европе. И именно эти объекты потерпели больше ударов во время российских атак.

Львиная доля украинской тепловой генерации (как и добычи угля для нее) принадлежит ДТЭК, энергетическому холдингу СКМ, контролируемому Ринатом Ахметовым, остальное – принадлежит государству. По подсчетам ДТЭК, ее объекты россияне атаковали 30 раз, а потери составляют 6 млрд грн.

В последние годы компания активно развивает возобновляемую энергетику, но в условиях кризиса, вызванного российской агрессией, отказаться от “грязной” угольной энергетики не смогли даже такие развитые и зеленые страны, как Германия. Трудно это будет и Украине. А закрыть шахты в свое время было очень сложно и в мирное время таким мощным странам, как Британия.

Вторая большая составляющая украинской электроэнергетики – это АЭС. До войны на них приходилось до половины производимого тока, а во время войны эта доля увеличилась. Пережить зиму удалось именно благодаря атомной генерации. Она же и поддерживает низкие тарифы для населения (на “Энергоатом” возложены обязанности PSO – механизм продажи электроэнергии населению по льготным ценам). По большому счету, экспорт электричества возможен также благодаря атомке.

В правительстве хотят развивать и децентрализовать это направление. Вместо таких объектов как захваченная россиянами крупнейшая в Европе Запорожская АЭС, в Украине планируют применять технологии малых модульных реакторов.

Но для этого, как заявил замминистра энергетики Ярослав Демченков, нужна “новая энергетическая инфраструктура”.

Есть еще одна проблема. Чернобыльская катастрофа до сих пор определяет отношение к “мирному атому”. Согласно данным ресурсно-аналитического центра “Общество и окружающая среда”, за поддержку отрасли в послевоенном восстановлении высказываются только четверть респондентов.

С зелёной энергетикой тоже не все просто.

С одной стороны, Украина имеет высокий потенциал – от солнечного и ветрового поколения до получения газа из биомассы и водорода. Реальность этого потенциала подтверждена бессчетными удачными проектами.

В 2019 году Украина вошла в первую десятку стран мира по темпам развития возобновляемой энергетики, а в 2020 году – в первую пятерку европейских стран по темпам развития солнечной энергетики.

За время войны стало понятно, что возобновляемая энергетика – это не только о защите окружающей среды, но и инструменте обуздания влияния России на мир через ископаемые газ и нефть. Это поняли и украинцы, и европейцы, которым пришлось срочно уменьшать зависимость от российских энергоносителей.

Однако прежде, чем двинуться в светлое будущее, придется провести работу над ошибками.

Необходимо оснастить имеющиеся и новые генерирующие мощности системами накопления энергии, аккумуляторами, которые позволили бы не сбрасывать в землю избыточный ток, а накапливать до времени, когда возникнет дефицит.

Именно этим пренебрегало подавляющее большинство производителей до войны в погоне за прибылями. И это не позволяло им участвовать в балансировке общей энергосистемы.

Кроме того, украинскому правительству придется разубеждать потенциальных иностранных инвесторов, что повторения довоенных проблем с зеленым тарифом не будет. Ведь и среди участников рынка, и у правительства есть четкое понимание, что инвестиции в возобновляемую энергетику есть и будут преимущественно иностранными.

И здесь снова возникает вопрос тщательных расчетов. Пока нет понимания даже, каким будет баланс электроэнергии в Украине через месяц или два, говорит председатель Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Алексей Оржель. Тем более непонятна долгосрочная перспектива, и это, конечно, не привлекает инвесторов.

К вопросу тарифов придется вернуться еще и потому, что, похоже, украинцы хоть и поддерживают более чистую и эффективную зеленую энергетику, но не готовы за нее платить.

По опросу Ресурсно-аналитического центра “Общество и окружающая среда”, более половины украинцев считают приоритетом восстановления энергонезависимость страны, но другим приоритетом, который также поддерживает более 50%, – доступные цены. При этом, по мнению украинцев, достичь энергонезависимости можно путем увеличения добычи собственных энергоресурсов и одновременно развития зеленой энергетики. Но более половины не готовы участвовать в государственных программах по энергоэффективности, а из готовых 65% будут это делать только тогда, когда их собственные дополнительные платежи не будут превышать 500 грн в месяц.

Такие цифры свидетельствуют, с одной стороны, об уменьшении доходов людей, а с другой – о сложности выбора, который все равно придется сделать.

“Нужно донести украинцам: если они не заплатят за энергоэффективность сейчас, то будут вынуждены потом платить гораздо больше за энергию, которую они потребляют”, – говорит Елена Павленко.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-04-17