“Мы не можем здесь положить ни грамма зерна”, – рассказывает, показывая, что осталось от крупного зернохранилища, директор филиала “Нибулона” на Николаевщине Александр Мекеров.
При обстреле российские войска уничтожили его предприятие почти полностью.
Они обстреливали и предприятие, и деревню, и земли.
“И мы на этой земле теперь не можем работать, потому что это опасно. Я даже не знаю, когда это все восстановится”, – говорит представитель компании, являющийся одним из лидеров украинского аграрного рынка. И можно только представлять, что происходит с менее мощными хозяйствами.
Второй год войны может оказаться для украинских сельхозпроизводителей даже тяжелее первого. Тогда у многих еще оставалась подушка безопасности с мирных времен и рекордных урожаев.
Теперь на границе с Польшей образовались очереди из фур с украинской агропродукцией, импорт и транзит которой запретили с 16 апреля. Уже 18 апреля после переговоров правительства транзит договорились возобновить.
Как заявил после переговоров в Варшаве министр аграрной политики Николай Сольский, на очереди переговоры и о возобновлении импорта уже при непосредственном участии Брюсселя.
Пока перспективы сухопутных маршрутов украинского аграрного экспорта остаются неясными, в Черном море образуются очереди из судов с украинским зерном из-за задержек с проверками российских инспекторов.
Во время второй военной посевной производители начали ставить вопрос: а стоит сеять вообще, если невозможно будет продать?
Что с украинским экспортом в Восточной Европе?
Год назад, в конце весны 2022 года, Европейская комиссия пошла на беспрецедентный шаг: чтобы поддержать Украину, отменила торговые ограничения и пошлины для товаров и продукции, что фактически открыло рынок для украинских производителей, как Киев уже в ЕС.
Несколько раньше, чтобы помочь стране с экспортом аграрной продукции, который остановился из-за блокады портов на Черном море, США и государства ЕС, прежде всего Польша, объявили об открытии “коридоров солидарности” – и чтобы поддержать украинских аграриев, и обеспечить мировые рынки продовольствием, цены на взлетевших с началом войны.
Однако посреди весны 2023 г. украинский аграрный экспорт стал проблемой, которая поставила под вопрос сотрудничество страны с одним из ее мощнейших союзников – Польшей.
В ночь на пасхальное воскресенье, 16 апреля, Польша запретила импорт и транзит с территории Украины не только зерна, но и практически всей аграрной продукции – овощей, молочки, меда, масла, яиц и даже вина. Как пояснили в таможенной службе, согласно решению польского правительства “зеленым коридором” разрешили пропускать только бананы, рис, оливки и цветы.
О решении правительства Польши в субботу, 15 апреля, сообщил на съезде правящей партии “Право и справедливость” ее лидер Ярослав Качиньский. При этом он заверил, что политика “радикальной поддержки” Киева останется неизменной, и что на самом деле это решение нужно для того, чтобы Польша не погрузилась в кризис и имела ресурсы и дальше поддерживать Украину.
Лидер ПиС отметил, что это решение с учетом “ассиметрии между польским и украинским сельским хозяйством” – разницы в качестве земли, стоимости рабочей силы и того, что в Украине работают преимущественно крупные международные компании.
Этим заявлениям польского политического лидера, сделанным за полгода до того, как в стране должны состояться выборы, предшествовали протесты фермеров.
Многие недели они блокировали пункты пропуска на границе, даже угрожали сорвать визит в Польшу украинского президента, в день приезда которого в Варшаву в отставку ушел министр сельского хозяйства Генрик Ковальчик.
Польские фермеры жаловались на падение цен, к которому, мол, привел вал импорта из Украины, заполонивший хранилища, вагоны и порты.
Кроме того, польская прокуратура открыла производство по нескольким партиям украинского зерна, что якобы продавалось по заниженным ценам как зерно другой категории, или было некачественным.
Впрочем, в Польше раздаются и другие мнения по поводу кризиса.
Как отметили в польско-украинской хозяйственной палате, решение о запрете агарного импорта создало проблемы и для польского бизнеса, зависящего от этих поставок. К примеру, предприниматели озабочены запретом импорта сои из Украины, учитывая дефицит этого сырья для комбикормов на польском рынке, который компенсируется импортом из Украины и последующей переработкой.
Обозреватели отмечают, что к проблемам накопления зерна добавилась и недостаточная развитость логистической инфраструктуры – зернохранилищ, портов, которые позволили бы быстро переправлять его покупателям в Западной Европе – например, в Испании или Нидерландах.
А то, что “коридоры солидарности” существуют уже почти год, а протесты фермеров начались только в 2023 связывают не только с украинским зерном, но и с ценовыми изменениями на мировом рынке в целом, желанием фермеров получить большую компенсацию от ЕС, а также особенностями политической ситуации в каждой стране.
Кроме того, что фермеры являются производителями и бизнесменами, они также являются избирателями.
В отличие от Польши, другие страны, заявившие, что ограничивают или хотят ограничить ввоз украинской агропродукции, не стали отказываться от транзита. Так произошло с Венгрией, сразу подтвердившей сохранение транзита для аграрки. А также со Словакией, в которой в конце сентября этого года также пройдут выборы.
По состоянию на данный момент, как пояснил министр Сольский, импорт продукции в эти страны запрещен, тогда как транзит – открытый (в Польше, согласно договоренностям, он возобновится в ночь на 21 апреля).
Голоса о целесообразности запрета аграрного импорта из Украины звучали также и из Болгарии и Румынии – как от фермеров, так и из правительства.
19 апреля решение о запрещении импорта приняла Болгария, оставив разрешение на транзит. Глава временного правительства страны Галаб Донев выразил надежду, что Брюссель поймет позиции Болгарии, Польши, Венгрии и Словакии.
Фактор Брюсселя
В конце марта в Еврокомиссии согласовали пакет помощи на 56 млн евро для поддержки фермеров в странах-членах граничащих с Украиной.
В то же время там напомнили, что торговая политика относится к исключительной компетенции ЕС и односторонние действия государств неприемлемы.
По сообщениям польских СМИ, ссылающихся на источники в комиссии, там хотят дополнительно выделить 100 млн. евро на дотации сельхозпроизводителям в Восточной Европе, пострадавшим от наплыва украинского зерна.
От Еврокомиссии ожидают и помощи с логистикой, чтобы транзит из Украины в рамках “коридоров солидарности” достигал места назначения, то есть конечных потребителей в самой Европе или в Африке, а не задерживался в соседних с Украиной странах.
19 апреля Еврокомиссия должна провести переговоры с профильными министрами из 5 стран с общей границей с Украиной. Министр агарной политики Сольский говорит, что Киев внимательно следит за переговорами, – “работа проводится, о результатах можете услышать уже до конца недели”. А на вопрос, причастна ли к такому развитию событий политика, отвечает на вопросы: “А вы как думаете?”
“Ребята посидели, подумали и говорят, что, может, и больше можно просить. И 100 млн может быть не последней цифрой”, – прогнозирует Лариса Гук из информационно-аналитического центра “Агроперспектива”.
Она говорит, что можно много говорить о сугубо бизнес-основании кризиса, но, “по большому счету, политика так или иначе присутствует во всех моментах”.
Но, если говорить о бизнесе, то обращает внимание Гук, вопрос с соседями Украины возник полтора-два месяца назад.
“До этого все было нормально. Мы почти год поставляли продукцию по этим коридорам, все было вроде бы хорошо, – отмечает аналитик. – Если говорить сугубо о зерне, то участники рынка говорят, что за последние полтора месяца рынок фактически остановился. Цены начали рушиться”.
“Когда в прошлом году европейские фермеры продавали свое зерно или в них заходило наше дешевле, все молчали, потому что всем было выгодно”, – говорит Гук и напоминает, что для украинских производителей ситуация год назад была катастрофической. Вывозили, кто как мог, кто грузовиком, кто вагончиком.
Когда ценовая ситуация изменилась не в пользу производителей, их начало подпирать еще и украинское зерно, “появились вопросы”.
Цена вопроса
В 2022 году Украина получила от агарного экспорта более 20 млрд долларов. Это почти вдвое меньше, чем в довоенном 2021 году, но этот экспорт стал главным источником поступления валюты в страну во время войны (если не считать международную финансовую поддержку).
Для сравнения: экспорт ИТ-услуг принес Украине за 2022 год 7,34 млрд долларов.
Доля зерновых в аграрном экспорте около 40%, а доля ЕС в нем превышает половину.
Как рассказал министр Сольский, через Польшу уходило около 10% украинского аграрного экспорта. Из него чуть больше половины транзитом, а остальные – как импорт, то есть это оставалось в стране. Еще 6% уходило через Венгрию. 1,5% – через Словакию.
Польский запрет не только импорта, но и транзита стал неожиданностью для сельхозпроизводителей, говорит заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.
“Были переговоры и президентов двух стран, и встреча профильных министров, где говорили, что да, частично для импорта продуктов будет запрет, а транзит будет действовать, учитывая, что украинские продукты активно покупают другие страны еврозоны. Плюс продовольствие транзитом шло в третьи страны”, – говорит представитель ВАР.
Время тоже было неудачным. Для товаропроизводителей, которые надеялись на возможность реализовать продукцию через “коридоры”, а вырученные средства задействовать в начавшейся в Украине посевной.
Кроме того, решение соседей и союзников нанесло удар не только по аграриям:
“Любые остановки бьют по экономике, по тому, что невозможно получать средства, направляемые на бюджет, с которых уплачиваются налоги, финансируются ВСУ”, – говорит Денис Марчук.
Теперь, когда о возобновлении транзита через Польшу удалось договориться, следует ожидать помощи от Еврокомиссии по импорту.
Но, отмечает Марчук, проблемы на западных границах Украины далеко не единственные проблемы для аграриев этой весной – более серьезной проблемой может стать блокировка морского коридора.
Другой коридор
По данным министерства агропромышленной политики, в марте через порты вывезли почти 6 млн тонн сельхозпродукции, тогда как по суше – чуть более 1,5 млн тонн – более 1 млн железной дороги и менее 0,5 млн автотранспортом. Всего с марта 2022 года через порты вывезли более 43 млн тонн зерна, железной дорогой в четыре раза меньше, а грузовиками – в 5 раз меньше.
Как напоминает Роман Сластен, директор Украинского клуба аграрного бизнеса, если брать данные февраля, марта этого года, то зерновой коридор обеспечивал более 50% всех возможных путей экспорта. Кроме того, транспортировка по морю дешевле, чем по суше. В случае, если Украина потеряет морской путь, будет рост стоимости логистики, зерно снова станет убыточным.
“Это еще больше усложнит ситуацию в АПК на следующий год. То есть мы войдем в такой цикл негативный на несколько лет”, – объясняет эксперт.
Пока украинская делегация в Варшаве решала вопрос с поставками агропродукции по суше, вице-премьер и министр инфраструктуры Александр Кубраков отправился в Турцию, чтобы по приглашению министра обороны Хулуси Акара обсудить Черноморскую зерновую инициативу.
О результатах министр Кубраков сообщил кратко: “Пришли к согласию по возобновлению регистрации и инспектированию судов, прибывающих под загрузку украинским зерном”.
Именно министр обороны Турции вместе с российским министром обороны Шойгу подписывал соглашение о зерновом коридоре в июле прошлого года.
18 марта ее в очередной раз продлили – на 120 дней, как считают в Украине, Турции и ООН. В России считают, что соглашение будет действовать 60 дней, то есть до середины мая.
В начале апреля – одновременно с протестами фермеров в странах, граничащих с Украиной на западной границе – Россия начала активнее блокировать инспекцию судов с украинским зерном.
А с 10 апреля в одностороннем порядке прекратила регистрацию судов, выходящих из украинских портов, в рамках зерновой инициативы.
“Россияне не могли не воспользоваться происходящим на западной границе Украины”, – говорит министр агропромышленной политики.
Россияне не только стали задерживать проверки судов с зерном, но и пытаются определять порядок в очереди, говорят в украинском правительстве.
Теперь, по наблюдениям украинской стороны, россияне пытаются влиять не только на объемы, но и направления отправки зерна.
К примеру, с 14 апреля россияне отказывают в регистрации трех судов, два из которых предназначены для Китая, который РФ хочет сделать своим союзником в войне.
“Ограничения на этом направлении (через порты и море – Ред.) будут катастрофическими с точки зрения товаропроизводителей, потому что они практически круглый год работали в убыток, реализуя свою продукцию ниже рыночной цены”, – объясняет Марчук.
Он утверждает, что до конца маркетингового года – то есть до июля, когда начнут убирать новый урожай, у украинских аграриев есть что экспортировать – около 10 млн тонн зерновых и масличных.
“Сейчас идут переговоры с участием Турции и ООН, чтобы товаропроизводители могли четко рассчитывать, что соглашение будет работать”, – говорит представитель ВАР.
Апрельские осложнения привели к тому, что форвардные контракты на украинское зерно на май начали останавливаться.
“Сложности с экспортом вносят свои коррективы. В контексте посевной многие начинают задумываться, стоит ли вообще сеять в этом году, если я не смогу продавать”, – объясняет Марчук.
Сеять в этом году трудно не только из-за призрачности перспектив продаж.
За время российской агрессии значительная территория Украины превратилась в минное поле. В начале 2023 года премьер-министр Украины заявил, что площадь заминированных территорий составляет 250 тысяч квадратных километров.
“Наибольшее минное поле в мире, что не только затрудняет передвижение, но и влечет за собой серьезные сбои в сельском хозяйстве, которое является одной из основных отраслей экономики”, – заявил Денис Шмигаль южнокорейскому агентству Yonhap. Это больше не только на площади Корейского полуострова, но и, например, Великобритании.
В апреле 2023 г. в ГСЧС сообщали о 174 тыс. кв км загрязненной территории.
Из-за временной оккупации, загрязнения и боевых действий в Украине не будут использовать около 7 млн га земли, из них 5 млн – это зона боевых действий и заминированные участки, говорит Денис Марчук со ссылкой на оценки министерства агрополитики. До войны в Украине было 41,3 млн. сельскохозяйственной земли и 29 млн. га были засеяны.
Тяжелее всего производителям с деоккупированных территорий и вблизи фронта.
“У меня на Сумщине есть хорошее знакомое хозяйство, там говорят: а зачем нам сеять, как у нас до сих пор оно кукуруза в поле стоит, потому что заминировано”, – рассказывает Лариса Гук.
После деоккупации правобережной части Херсонской области, части Николаевской области осенью прошлого года, Харьковщине, есть огромные территории, требующие обследования и разминирования.
“Есть поля разной степени загрязненности. Это сложная и дорогостоящая процедура. Часть полей, там, где легче разминировать, мы надеемся провести до весеннего посева этого года. Но большие части территории, к сожалению, будут разминироваться несколько лет, возможно даже десятки лет”, – говорит Сластьон.
Он напоминает, что кроме проблемы разминирования есть разграбление, уничтожение техники, элеваторов, не хватает рабочих рук и техники.
За прошлый год большинство производителей уже использовали финансовые “заначки” с предыдущих мирных лет.
“Была подушка безопасности с предыдущих лет, а теперь ее нет, – объясняет Денис Марчук. – В течение прошлого года эти средства были использованы”.
2022 год был убыточным для производителей зерновых, потому что логистика съедала до двух третей цены, которую могли получать сельхозпроизводители в европейских портах, говорит Роман Сластьон.
“Год прошли на определенном запасе прочности – финансовой, хозяйственной – предыдущих лет. Такая убыточность вымыла средства и финансовую способность у производителей, чтобы на достаточном уровне проводить все полевые работы”, – объясняет он.
Сейчас, говорит эксперт, производители экономят на удобрениях, средствах защиты растений, на семенах. А это уже означает падение урожайности – сейчас отметки отличаются от 5% до 25%.
И все же, несмотря на все эти проблемы, говорит Сластьон, по львиной части базовых культур и продуктов “мы все равно будем самодостаточными”. Следовательно, Украина сможет и экспортировать определенную долю нового урожая, но экспорт будет меньше, чем в прошлые годы.
“Результаты будут различаться в контексте полученного урожая, но мы надеемся, что в контексте финансов не будет ужаснее”, – говорит Марчук.
Будут больше сеять масличных культур. Благодаря более высокой цене удастся привлечь больше средств.
“Надеемся выйти на показатели 2022 года, а в 2022 году общий экспорт аграрной продукции составил 23 млрд долларов”, – надеется он.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.