Как пилоты НАТО перехватывают российские “зомби”

Командир эскадрильи Скотт МакКолл говорит, что полномасштабное вторжение России в Украину изменило динамику операций его эскадрильи. В здании рядом со взлетно-посадочной полосой на авиабазе Эмари в Эстонии пилоты смотрят по телевизору повтор сериала “Друзья”. 

На экране Рэйчел только что вернулась из парикмахерской, Росс чем-то расстроен. Неожиданно в дверях появляется летчик и спокойно говорит: “Зомби идет на север от Калининграда”.

Пилоты мгновенно поднимаются и идут в соседнюю комнату, где расположены экраны и цифровые карты с отметкой “Секретные данные НАТО”.

Это Силы быстрого реагирования Азотиз, миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии, охраняющей северо-восточные границы альянса, где российские самолеты регулярно проверяют на прочность границы НАТО.

Великая война в Украине вынудила альянс укрепить безопасность своих восточных границ. Цель проста: удержать Россию от дальнейшего вторжения в Польшу, Литву, Латвию и Эстонию.

“Зомби” – подозрительно ведет себя российский самолет.

“Причин может быть три, – объясняет командир эскадрильи Скотт МакКолл из британских ВВС, – Либо он не предоставил план полета, либо не сигнализирует [не выходит на связь], либо просто не реагирует на указания авиадиспетчера из Управления воздушным движением. Иногда все три причины одновременно”.

В этот раз тревога оказывается ложной, “Зомби” возвращает к северу и летит прочь от границ НАТО.

Эстонская авиабаза Эмари, где стоят боевые “Тайфуны”, когда-то являлась базой советских ВВС времен холодной войны. Рядом с ней в лесу до сих пор есть кладбище, где похоронены советские пилоты, летающие на МиГ-15 и МиГ-17.

Сегодня задача пилотов НАТО – сложная и неустанная. Теперь, когда Финляндия вступает в НАТО, Балтийское море граничит с семью членами западного альянса, а вскоре (если присоединится Швеция) их будет восемь.

Однако у России есть два других стратегических плацдарма на Балтике: в Санкт-Петербурге и в Калининграде.

Российские истребители Су-27, воздушно-парашютный десант и грузовые самолеты курсируют над Балтийским морем между двумя базами и за их пределами, постоянно держа авиацию НАТО в напряжении.

“Мы можем пить кофе, а в следующую минуту раздается сигнал тревоги”, – говорит один из младших пилотов “Тайфуна”, который просит не называть его имя.

“Мы реагируем на любую тревогу – как будто это реальная проблема. Бежим к самолету, надеваем снаряжение, запускаем двигатели, говорим с диспетчерами, получаем разрешение, а затем выруливаем и взлетаем в воздух так быстро, как только можем”.

Другой пилот тоже приближается к одному из “Тайфунов”. Он подстраховывает коллегу и в случае необходимости готов взлететь в небо.

Командир звена Рич Лиск указывает на длинную ракету, закрепленную сбоку фюзеляжа. “Это Метеор, – объясняет он. – Находится в эксплуатации с 2018 года. В передней части имеет собственную радиолокационную головку самонаведения, в задней части – силовую установку с ПВРД”.

Другие, более мелкие ракеты, предназначенные для ближнего воздушного боя, закреплены на конечностях крыла.

Что же на самом деле происходит, когда пилоты приближаются к русским “зомби”? Ведь никто, наверное, не хочет сбрасывать ракеты и начать Третью мировую войну?

“Наша роль здесь – защищать воздушное пространство НАТО, – объясняет командир эскадрильи Скотт МакКолл и загадочно добавляет – наши правила ведения боевых действий засекречены”.

Другой пилот отвечает более ожидаемым. “Мы не знаем, какой самолет должны перехватить. Поэтому мы приближаемся к нему, идентифицируем, а затем получаем дальнейшие инструкции из оперативного центра”.

Что я точно знаю, так это то, что эти пилоты Королевских ВВС делают много качественных фото “зомби”, когда они приближаются и сопровождают их в воздушном пространстве НАТО.

“Мы провели восемь миссий по перехвату, – говорит МакКолл, – Все они были направлены против российских самолетов. Мы несколько лет занимались охраной воздушного пространства в странах Балтии, но нет никаких сомнений в том, что незаконное вторжение России в Украину изменило нашу динамику”.

Изменилась ситуация и на местах – появилась острая потребность разместить достаточное количество сухопутных войск для сдерживания возможного российского вторжения.

Премьер Эстонии Кая Каллас, выросшая в Советском Союзе, говорит, что не сомневается: если вторжение РФ в страну будет иметь успех, следующими будут страны Балтии. Это только вопрос времени.

В этой связи НАТО усиливает военное присутствие в восточной Европе. В частности, здесь на севере Эстонии базируется многонациональная боевая группа под руководством британцев. Основные боевые танки “Челленджер-2”, реактивные системы залпового огня, вертолеты “Уайлдкет” и “Апач” и даже рота французских иностранных легионеров призваны сдерживать любые действия Москвы.

“Задача НАТО здесь, в Прибалтике, – говорит британский военный Бриг Джайлс Гаррис, – заключается в сдерживании России без эскалации”.

Однако боевая готовность НАТО здесь незначительна по сравнению с огромными силами, которые Россия может перебросить через границу. И силы сдерживания в Эстонии, по сути, будут действовать как растяжка, вызывая быстрое подкрепление, пока российские силы будут продвигаться на запад.

“Боевых групп [в странах Балтии] должно быть достаточно для сдерживания, – говорит Бриг Гаррис, – Если же наша миссия провалится, и Россия все-таки вторгнется, мы пойдем на восток и будем воевать”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-05-23