Гибель Титаника. Какие опасности скрывает океан вокруг затонувшего судна

Исчезновение подводного аппарата “Титан” во время визита в затонувший “Титаник” подняло вопрос о рисках, связанных с такими экспедициями в океанские глубины. 

Осенью 1911 года огромная глыба откололась от ледника на юго-западе ледяного массива Гренландии. В последующие месяцы она медленно дрейфовала на юг и постепенно таяла под влиянием течений и ветра.

Тогда, в холодную безлунную ночь 14 апреля 1912 года, айсберг длиной 125 метров – все, что осталось от примерно 500-метровой глыбы льда, начавшей свой путь в Гренландии в прошлом году – столкнулся с пассажирским RMS Titanic во время его первого рейса из Саутгемп. в Нью-Йорк в США.

Менее чем через три часа судно затонуло, забрав жизни более 1500 пассажиров и членов экипажа. Сейчас судно лежит примерно на глубине 3,8 км на расстоянии почти 640 км юго-восточнее побережья Ньюфаундленда.

Айсберги до сих пор представляют опасность для судоходства – в 2019 году 1515 айсбергов додрейфовали достаточно далеко на юг и вышли на трансатлантические пути.

Однако место последнего упокоения “Титаника” таит в себе и другие опасности, поэтому посещение самой известной в мире аварии несет большие риски.

После исчезновения подводного аппарата с туристами во время путешествия к затонувшему судну, BBC рассказывает подробнее об этом регионе океанского дна.

Навигация по глубине

На глубине царит тьма. Вода быстро поглощает солнечный свет, поэтому он не может проникать более чем на 1000 м. Поэтому “Титаник” расположен в регионе, известном как “северная зона”.

Участники предыдущих экспедиций к месту аварии описывали спуск более двух часов в полной темноте, пока дно не появится под огнями подводного аппарата.

Поскольку видимость там ограничена несколькими метрами, освещенными бортовыми огнями подводного аппарата размером с грузовик, навигация у дна является непростой задачей, поэтому легко дезориентироваться.

Однако навигацию облегчают карты места гибели “Титаника”, составленные в течение десятилетий сканирования. Выявлять особенности рельефа и объекты за пределами небольшого пятна света, которое дает подводный аппарат, экипажу также помогает гидролокатор.

Капитаны аппаратов также полагаются на технику, известную как инерциальная навигация – использование системы акселерометров и гироскопов для отслеживания положения и ориентации относительно известной начальной точки и скорости.

Подводный аппарат “Титан” компании OceanGate оснащен современной автономной инерциальной навигационной системой в сочетании с акустическим датчиком под названием Doppler Velocity Log – для оценки глубины и скорости транспортного средства относительно дна.

Но даже несмотря на это, пассажиры предыдущих экспедиций в “Титаник” из OceanGate рассказывали, как трудно найти дорогу, достигнув дна. Майк Райс, сценарист телевизионных комедий, работавший над “Симпсонами” и участвовавший в путешествии в “Титаник” в прошлом году, сказал BBC: “Когда ты касаешься дна, ты на самом деле не знаешь, где ты. Нам пришлось вслепую двигаться по дну океана, зная , что “Титаник” где-то там, но там такая непроглядная тьма, что хотя самый большой подводный объект был всего в 500 ярдах от нас, мы потратили 90 минут на его поиски”.

Огромная глубина

Чем больше глубина, на которой движется объект в океане, тем большее давление на него оказывает толща воды. На морском дне на глубине 3800 метров Титаник выдерживает давление около 40 МПа, что в 390 раз превышает давление на поверхности.

“Это примерно в 200 раз превышает давление в автомобильной шине, – отметил Роберт Блазиак, исследователь океана в Стокгольмском университете, в программе Today на BBC Radio 4, – Вот почему нужен подводный аппарат с действительно толстыми стенками”.

Стенки аппарата Титан из углеродного волокна и титана разработаны для максимальной рабочей глубины 4000 м.

Донные течения

Нам больше знакомы сильные поверхностные течения, которые могут сбивать с курса лодки и пловцов – но в глубинах океана есть подводные течения. Хотя обычно они не так сильны, они все же обуславливают движение большого количества воды. На них могут влиять ветры на поверхности, глубокие водные приливы или разность плотности воды, вызванная температурой и соленостью. Мощные течения также могут повлечь за собой так называемые бентосные штормы.

Информация о подводных течениях вокруг “Титаника”, который распался на две большие части при затоплении, поступает из исследований, изучающих закономерности на дне и движение головоногих моллюсков вокруг обломков.

Известно, что часть обломков лежит вблизи участка дна, на который влияет поток холодной воды, известный как Западное пограничное подводное течение. Это донное течение создает мигрирующие дюны, рябь и лентовидные узоры в осадочных отложениях и иле на океанском дне, благодаря чему ученые смогли понять ее силу. Большинство наблюдаемых образований связано с относительно слабыми и умеренными течениями.

Брыжейки песка вдоль восточного края участка, на котором лежат более мелкие обломки, указывают на то, что донное течение идет с востока на запад, в то время как у основных больших частей затонувшего судна течения двигаются с северо-запада на юго-запад – возможно, они меняют свой направление именно из-за больших обломков на дне.

К югу от носовой части течения выглядят особенно изменчивыми, колеблясь от северо-востока до северо-запада и юго-запада.

Многие эксперты ожидают, что движение этих течений в конце концов похоронит обломки в осадках.

Герхард Зайфферт, морской археолог, недавно возглавлявший экспедицию для сканирования обломков “Титаника” в высоком разрешении, сказал ВВС, что он не верит, что течения в этом районе были достаточно сильными, чтобы представлять угрозу для подводного аппарата – при условии, что он был исправен.

“Мне неизвестно, чтобы течения представляли угрозу для любого нормально функционирующего глубоководного аппарата на месте гибели “Титаника”, – говорит он, – Течения во время нашего проекта по картографированию – это был вызов для точности картографирования, но не риск для безопасности”.

Одни обломки

После более чем 100 лет на дне “Титаник” постепенно разлагается. Начальный удар от столкновения двух основных частей судна с дном искривил и обезобразил части обломков. Впоследствии питающиеся железом микробы начали ускорять порчу. Фактически, по подсчетам ученых, более высокая активность бактерий на кормовой части – главным образом из-за большего уровня повреждений, которые она получила – вызывает его разрушение на 40 лет быстрее носовой части.

“Затонувший судно постоянно разрушается, главным образом из-за коррозии, – говорит Зайфферт, – Каждый год понемногу. Но если соблюдать безопасное расстояние – без прямого контакта, без проникновения через отверстия – не стоит ожидать вреда”.

Хотя это очень маловероятно, известно, что внезапные потоки осадка вдоль дна в прошлом повреждали и даже перемещали созданные людьми объекты.

Некоторые из таких случаев, таких как повреждение трансатлантических кабелей у побережья Ньюфаундленда в 1929 году, были вызваны землетрясениями. В то же время нет никаких признаков того, что подобное событие может быть связано с исчезновением подлодки “Титан”.

В течение многих лет исследователи обнаружили признаки того, что морское дно вокруг обломков “Титаника” в далеком прошлом претерпело подводные оползни. Огромные объемы осадка каскадом стекали вниз по континентальному склону из Ньюфаундленда и создавали так называемый “коридор нестабильности”.

По оценкам ученых, последнее из таких “разрушительных” событий произошло десятки тысяч лет назад, в результате чего образовались слои осадка толщиной до 100 м. Но такие события случаются редко, говорит Дэвид Пайпер, исследователь из Геологической службы Канады, потративший много лет на изучение дна вокруг “Титаника”. Он сравнивает частоту таких событий с извержением вулканов Везувий или Фудзи – примерно раз в десятки тысяч или сотни тысяч лет.

Более распространены другие явления, известные как мутные течения – когда вода наполняется осадками и стекает вниз по континентальному склону. Их могут вызвать штормы.

“Интервал повторения примерно 500 лет, – говорит Пайпер. Но рельеф морского дна в этом районе, скорее всего, направил бы любые потоки осадка вниз к месту, известному как “Долина Титаника” – то есть он вообще не достиг бы самого затонувшего судна”.

И Зайфферт, и Пайпер говорят, что маловероятно, что исчезновение аппарата “Титан” могло повлечь одно из таких событий.

В то же время вокруг места аварии есть и другие геологические особенности, которые также нуждаются в исследовании. В предыдущей экспедиции на “Титаник” из OceanGate Поль-Анри Наржоле, бывший водолаз ВМС Франции и капитан подводного судна, посетил таинственный отсвет, который он обнаружил на эхолоте в 1996 году. Оказалось, что это был скалистый риф, укрытый морскими животными. Он надеялся также посетить другой отблеск, который он обнаружил у обломков “Титаника” во время последних экспедиций.

Пока поиски пропавшего аппарата продолжаются, у нас очень мало информации о том, что могло произойти с “Титаном” и его командой. Но в такой сложной и негостеприимной среде риск посещения обломков “Титаника” сегодня не меньше, чем в 1986 году, когда первые люди отправились на глубину и увидели судно после того, как оно затонуло.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-06-23