Если произойдет взрыв на ЗАЭС. Какие области пострадают, куда бежать и чего делать нельзя

zaes12

Украина получает все более тревожные сигналы о ситуации на Запорожской атомной станции. Одним из последних стало сообщение от президента Украины, что, по данным украинской разведки, на крыше нескольких энергоблоков ЗАЭС российские военные разместили предметы, похожие на взрывчатку.

“Возможно, чтобы имитировать удар по станции. Возможно, у них какой-нибудь другой сценарий”, – сказал Владимир Зеленский.

А перед этим руководитель разведки Кирилл Буданов заявил, что станцию подготовили “к созданию искусственной техногенной катастрофы” и выводят сотрудников “Росатома”.

В разведке утверждают, что россияне, а также украинские работники, подписавшие контракты с “Росатомом”, должны были эвакуироваться со станции до 5 июля.

Россия ранее традиционно отрицала эти обвинения, назвав заявление “очередной ложью”.

Мы уже описывали один из возможных опасных сценариев, который может произойти на ЗАЭС.

Как быть людям, если случится авария? Куда прятаться, что делать и чего делать нельзя? И как узнать, пойдет ли радиационное облако именно на ваш населенный пункт?

ВВС Украина собрала рекомендации и мнения специалистов.

Какие области в опасности

В Украине каждый день, а иногда и чаще, на основе данных метеорологических станций моделируют карту возможного загрязнения страны с помощью системы RODOS.

Направление ветра нельзя спрогнозировать дальше, чем на 4 суток вперед, поэтому каждый день можно увидеть разные сценарии.

Например, если бы авария на ЗАЭС произошла 27 июня прошлого года, рассказывал Иван Ковалец, доктор технических наук и соразработчик системы RODOS, значительные дозы облучения можно получить и в Болгарии, где в тот день дождило.

Но если бы авария произошла 10 августа прошлым летом – пострадала бы территория Украины, в частности Крым, а соседние государства особо не почувствовали бы последствий.

Но есть и определенные закономерности, которые можно установить, статистически обработав многие сценарии распространения радиации при разной погоде, и так отобрать “худшие” сценарии.

Например, если бы авария произошла 29 августа прошлого года, объясняет ВВС Ковалец, ЗАЭС была бы расположена между двумя атмосферными фронтами – теплым и холодным:

“Там ветер веет у точки выброса (радиации – Ред.) на юго-восток, и в противоположном направлении – в другой части области, занятой облаком. Поэтому облако не вылетает из области, а растягивается и при этом размывается дождем”.

Из 150 рассчитанных Ковальцем сценариев распространения этот – самый плохой. Наверное, можно утверждать, говорит он, что в опасности будет 5-километровая зона вокруг АЭС, и в относительной безопасности – все то, что расположено дальше 550 километров.

“А между 5 и 550 километрами расположены области, которые могут быть в очень разных условиях”, – говорит он.

Никто не знает, какая именно авария может произойти на АЭС, но и в самом худшем случае зона эвакуации не будет превышать 20 километров, говорит Ковалец.

В пределах 150-километровой зоны людям могут рекомендовать укрыться в укрытиях, говорит ученый.

Многое зависит от того, куда пойдет облако над ЗАЭС

Спокойно может спать Львов, который расположен в более чем 1100 километрах от города-спутника ЗАЭС Энергодара, и более или менее комфортно – в 450 километрах – будет чувствовать себя Киев, объясняет Ковалец.

Но живущий в Киеве ученый говорит, что не стал бы легкомыслить и по крайней мере воздержался бы от активного проветривания, если бы облако двигалось в направлении столицы.

“Да, Киев будет в относительной безопасности, – говорит Ковалец. – Но что значит безопасность? В какой-то степени столицу тоже может задеть”.

Радиация оказывает влияние разной силы.

Самое страшное – это необратимые или, как говорят врачи, – детерминированные эффекты, объясняет ученый.

Лучевая болезнь постигла многих ликвидаторов катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако ситуация на оккупированной Запорожской АЭС – особенная.

Энергоблоки на ней не работают с сентября прошлого года. Их все, кроме одного, перевели в режим “холодной остановки”.

Еще один – в режиме “горячего останова”. Это значит, что его нужно больше охлаждать.

Но фактически станция не работает.

“А если реактор не работает, детерминированных эффектов не будет”, – объясняет ученый.

Другое дело, что реактор в “горячей остановке” можно легко вернуть в работу, объясняла ВВС Украина независимая эксперт по ядерной энергетике Ольга Кошарная.

“Если реактор подключат, он начнет генерировать электроэнергию, появятся короткоживущие изотопы – йод и так далее. Тогда в случае аварии с разгерметизацией оболочки и расплавлением активной зоны – пожалуй, в пределах промплощадки, – но детерминированные эффекты все же будут”, – объясняет Ковалец.

Однако если ситуация на ЗАЭС не изменится, то даже в случае аварии никто не должен получить лучевой болезни.

И никому даже не понадобится употреблять йодид калия, чтобы оградить щитовидную железу от радиоактивного йода, говорит ученый.

Кроме необратимых эффектов, бывают еще стохастические или случайные.

“Это означает, что у человека, получившего облучение, рак может возникнуть, а может и не возникнуть”, – объясняет Ковалец.

Но, опять же, если ситуация на ЗАЭС будет оставаться такой, как есть, и реакторы не введут в работу, то радиоактивный йод в воздух не попадет, а значит страх получить рак щитовидной железы безоснователен, говорит ВВС Владимир Берковский, директор Института радиационной защиты .

“Конечно, все вызывает болезни – экономические кризисы, война, стресс, обстрелы, ковод и т.д. Все вызывает дополнительную заболеваемость, и несколько миллизивертов радиации в год тоже могут вызвать”, – говорит Ковалец.

По международным стандартам, ежегодная доза радиации для человека не должна превышать 1 миллизиверт, поясняет он и добавляет:

“Зато в Киеве, который хоть и расположен в более чем 400 километрах от ЗАЭС, при определенных условиях могут зафиксировать 10 миллизивертов, то есть в десять раз больше нормы”.

10 миллизивертов могут дойти до России, а могут и до Киева – зависит от погоды, говорит Ковалец.

“Во Львове, надеюсь, не может быть и 1 миллизиверта”, – резюмирует ученый.

Придется ли жителям 20-километровой зоны вокруг ЗАЭС покинуть свои дома навсегда?

“Отселение – это серьезная вещь, – говорит Ковалец. – Один из критериев – это загрязнение территории, плотность выпадения цезия и других аэрозолей, попадающих в продукты питания, ветром поднимаются в воздух”.

Человек, живущий на загрязненных территориях, будет получать опасную дозу долгое время, объясняет он.

Чтобы понять, выселять ее или нет, учёные замеряют плотность выпадения цезия-137. Нижним уровнем опасности, при котором можно отселять людей, считается плотность в 400 килобекерелей на квадратный метр, говорит Ковалец.

“Это очень серьезное загрязнение – больше, чем в окрестностях чернобыльской зоны, где сейчас около 100 килобекерелей”.

Людям нельзя употреблять продукты с этой территории, и она может достигать 170 километров в длину и 10-15 в ширину, объясняет ученый.

Через некоторое время сельское хозяйство снова вернется на эти территории, но для этого почву нужно будет рекультивировать, чтобы вся радиация пошла вглубь. Такие технологии очень дорого стоят, говорит Ковалец.

“В определенном смысле эти 170 километров – это и есть самый плохой сценарий”, – говорит он, имея в виду, что такая ситуация может постигнуть сельское хозяйство и в условиях аварии на неработающей АЭС.

На какую область придутся эти километры, будет зависеть от направления ветра и осадков. Ученый считал, что может пострадать, в том числе, и Одесская область. Отдельные пятна высокой плотности загрязнения могут попасть и на территорию соседних государств, включая РФ, на расстояние до 600 километров.

Но можно предположить, что в какой-то степени от косвенных последствий аварии пострадает вся Украина.

“Мы знаем по фукусимской истории, что некоторые страны разорвали контракты на поставку рыбы со всей Японии”, – говорит ученый.

Японцы могли безопасно употреблять рыбу из других регионов страны, объясняет он, но экспортеры этой рыбы все равно боялись и перестали ее покупать.

Алгоритм действий, если на ЗАЭС произойдет авария

Государственный научно-технический центр ядерной и радиационной безопасности разработал рекомендации, что делать в случае аварии на атомной электростанции.

ВВС Украина кратко пересказывает их – полная версия доступна здесь и здесь.

Человек может получить облучение через пищу, воду, воздух и открытые участки кожи.

Поэтому если вы находитесь вблизи ЗАЭС или на территории потенциального радиационного воздействия, стоит как можно меньше находиться на улице, а если выходить, то в средствах индивидуальной защиты, пить только бутылочную воду, а есть только то, что упаковано герметично, в банки, бутылки, плотные коробки, или продукты, которые были до этого в холодильнике или морозилке.

Первое, что вы услышите в случае аварии – это сигнал тревоги, а также сообщение от власти.

После этого надо одеть респиратор, ватно-марлевую повязку или прикрыть нос и рот чем-либо, что под рукой – шарфом, платком, полотенцем.

Обучение на случай чрезвычайной ситуации на ЗАЭС

Необходимо оставаться в помещении или немедленно найти ближайшее укрытие, если вы на улице. Лучше всего подходит подвал под многоэтажкой, но если это наземное укрытие, не сидите у наружных стен и держитесь подальше от крыши – на них может оседать радиоактивная пыль.

Желательно, чтобы там было поменьше окон, дверей и совсем не было щелей. Любые проемы, оконные и дверные рамы следует уплотнить скотчем, смоченной водой тряпкой.

Необходимо выключить кондиционеры, обогреватели и закрыть вентиляционные отверстия.

Если пришли в укрытие с улицы – снимите верхнюю одежду и поместите ее в пластиковый пакет или герметичный контейнер. Это поможет устранить загрязнение на 90%, говорят в институте.

Снимать потенциально загрязненную одежду нужно максимально осторожно, чтобы не перенести радиоактивную пыль на других людей, животных или поверхности.

Нужно максимально защитить кожу – одежда должна быть плотной и закрытой, лучше всего – из резины или полиэтилена – дождевики, комбинезоны.

Согласно расширенным рекомендациям института, прежде чем надеть новую, чистую и плотную одежду – нужно принять душ с чуть теплой водой. Если не было отдельных предписаний, это может быть водопроводная вода.

Использовать необходимо мыло и шампунь, но нельзя сильно тереть кожу – чтобы вещества не попали в нее или в раны.

Если нельзя помыться, следует тщательно протереть влажной тканью или салфетками открытые участки кожи, особенно руки, лицо и уши.

Двигаться по загрязненной территории надо осторожно: не поднимать пыль, не класть вещи и не садиться на землю или другие поверхности. Желательно завернуть свой рюкзак, вещи, приборы в полиэтиленовую пленку или пакет.

Не забывайте также о домашних животных – их тоже следует протереть, так же как их миски.

Если вы в опасной зоне – желательно иметь перчатки (можно латексные, пленочные) и резиновую обувь. Если нет такой обуви – подойдут бахилы или полиэтиленовые пакеты поверх обычной обуви.

Что, если в момент аварии вы были на природе, вдали от укрытия?

Тогда тоже нужно найти, чем прикрыть дыхательные пути, максимально закрыть кожу, и если поблизости нет никаких построек – спрятаться в блиндаже или автомобиле. Но ни в коем случае не копать землю, не поднимать пыль.

Обустроив себе укрытие (максимально уплотняя дыры), нужно вытереть кожу салфетками.

Если ваше укрытие – это машина, по возможности попробуйте быстро покинуть зону поражения, двигаясь против ветра. Обязательно слушайте радио.

Йодная блокада

Специалисты отмечают – йодная профилактика или йодная блокада действенна только в случае аварии на АЭС с подтвержденным выбросом радиоактивного йода при условии, что радиоактивное облако гарантированно движется в ваш город или село.

Узнать об этом можно будет по радио, новостям, только из официальных сообщений властей, поэтому это нужно особо учитывать.

На днях Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности отметил, что в нынешних условиях “холодного” и “горячего” остановок авария на ЗАЭС может произойти по двум сценариям – в одном из них железобетонная оболочка реактора повредится, а в другом – нет.

В любом из этих случаев йодная профилактика не требуется, объясняет центр.

Так же калия йодида не нужно употреблять в случае повреждения отработанного ядерного топлива – это возможный сценарий аварии на ЗАЭС, который также не исключают эксперты.

Но как вообще работает йодид калия?

Радиоактивный изотоп йода может попасть в щитовидную железу, и йодид калия ее защищает, насыщая стабильным йодом.

Но если принять калия йодид через 24 часа от начала поступления в организм радионуклидов – это нанесет ему серьезный вред. Так же как и употребление препарата “на всякий случай”.

Из-за побочных эффектов от неконтролируемого употребления йодида калия возможно даже умереть, предупреждает Минздрав.

Поэтому основной совет с этим препаратом – употреблять только после официальной команды. Подробнее о дозировке и других особенностях препарата можно прочитать здесь.

Также специалисты рекомендуют заранее приобрести радиоприемник на батарейках, что может стать единственным средством связи в чрезвычайной ситуации, запастись бутылочной водой и герметично упакованными продуктами.

“Иметь наготове тревожный чемодан. И, конечно, сохранять спокойствие и не паниковать”, – призывают в институте.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-07-05