Защита прав потребителей: теперь по европейским нормам

televisori

Инициатором принятого Верховной Радой во втором чтении и в целом нового Закона «О защите прав потребителей» был Кабинет Министров. Как отмечено в пояснительной записке, законодательство Украины в этой сфере нуждалось в гармонизации с европейскими нормами, ведь «старый» Закон «О защите прав потребителей» был принят еще в 1991 году. С тех пор в системе произошло много изменений, в том числе и деструктивных, что привело к ее существенному несоответствию системе стран ЕС и лучшим европейским практикам. Также в предыдущем документе существовали нормы, которые не работали и были очень обременительны для бизнеса. 

Кроме того, с 2014 года действие закона не распространялось на пищевую продукцию, что лишило потребителей защиты их экономических прав.

Чтобы разъяснить новации принятого закона о защите прав потребителей, мы обратились к юристам.

Нормирована электронная торговля, гарантия, возврат

Сначала отметим, что правительственный законопроект был внесен в Верховную Раду еще в октябре 2021 года, принят в первом чтении – в октябре 2022-го. Его несколько раз дорабатывали, в частности, после замечаний Нацагентства по предотвращению коррупции. Как же можно оценить уже готовый закон?

«Из полезного — определены обязательные гарантийные сроки (например, два года на новую продукцию), детализирована процедура возврата товара (его можно вернуть с поврежденной упаковкой). Также урегулированы вопросы скидок/распродаж (исключает искусственное создание скидок), определение ответственности продавца, выбор способов оплаты, деятельность интернет-торговли, государственный реестр «Е-покупатель», — отмечает помощник адвокатского бюро «Романа Сацыка» Ярослав Хливный.

До принятия нового закона, говорит адвокат Андрей Турий, потребители были лишены возможности защитить свои права, ведь не было полностью нормированных отношений в области защиты своих прав перед нечестной торговой деятельностью именно в области электронной торговли.

“Считаю, что этот документ даст больше возможностей потребителям в сфере защиты своих прав и расширит полномочия Госпродпотребслужбы”, – добавляет он.

По мнению Ярослава Хливного, закон очень полезен, однако будет вопрос относительно реализации хороших изменений, поскольку определенные механизмы имеют достаточно сложную процедуру, которая может побуждать продавцов к ее нарушению. А вроде бы очень европейская норма предоставления прав общественным организациям на юридическую защиту потребителей может обернуться даже против последних: такая помощь бывает непрофессиональной и даже опасной.

Новым законом предложено определить понятие электронной торговой площадки (маркетплейса), электронного сервиса сравнения продукции (прайс-агрегатора) и ввести их ответственность за наличие информации, касающейся данных о субъектах хозяйствования, продающих продукцию на их вебсайтах.

Осовременят ли такие новые электронные правила дело защиты прав потребителей, в том числе с юридической точки зрения?

Обычно развитие свободной экономики опережает нормативное урегулирование новых сфер деятельности и нормирование определений. «Введение таких определений как маркетплейс, прайс-агрегатор в коммерческих отношениях состоялось в Украине полтора десятка лет назад. То есть все это время они были вне нормативного регулирования. Так что, конечно, осовременивание законодательных актов необходимо в связи с постоянным развитием экономики и общественных отношений», — считает Андрей Турий.

Обязанность субъекта электронной коммерции по размещению информации, предусмотренной частью первой статьи 7 Закона Украины «Об электронной коммерции», считает Ярослав Хливный, теперь имеет дополнительную стимуляцию в виде ответственности в размере 200 необлагаемых налогом минимумов граждан за несоблюдение описанного требования.

«Указанная санкция на первый взгляд не кажется значительной в части размера взыскания, однако при системном и массовом нарушении она будет пропорциональна и заставит субъекта почувствовать последствия. Это в будущем должно создать условия, при которых покупатели не будут переживать о качестве или соответствии товара к описанию, поскольку продавцы будут соблюдать законодательство из-за возможности ответственности», — добавляет он.

Право на снижение цены и гарантийный ремонт

Закон предоставляет потребителю право на снижение цены или возврат средств, если дефект товара появляется после ремонта. Будет ли это действовать на практике? «Считаю, что эту норму законодательства в большинстве своем будет игнорировать малый и средний бизнес из-за нехватки ресурсов. Как показывает опыт настоящего, «старый» закон оставлял один на один потребителя и покупателя в решении проблем. Убежден, что основной драйвер возникновения взаимопонимания между участниками рынка – не закон, а создание положительного имиджа у продавцов, что будет способствовать их развитию», – отмечает Андрей Турий.

Так же, возможно, и благодаря принятому закону, продавцы будут пытаться закупать более качественные товары у производителей. Да и последние будут в этом не менее заинтересованы, особенно когда речь идет об отечественных производителях.

По мнению Ярослава Хливного, наиболее неблагоприятный элемент – безосновательный отказ продавца от гарантийного ремонта или гарантийной замены товара, ведь в таком случае покупатель вынужден будет обратиться в суд для защиты нарушенных прав. «К тому же для продавца такое развитие событий убыточно, поскольку на него будут возложены расходы покупателя на правовую помощь. Помимо того, судебный процесс продлится некоторое время, компенсацию за которое покупатель не может получить», — добавляет он. Хотя следует понимать, что после продолжительного срока покупатель все же получит свои средства. И он гораздо более защищен, чем продавец.

Правило замены товара

Также покупателя берет под защиту другая норма: согласно закону, введена замена товара на такой же или аналогичный, имеющийся у предприятия, если ремонт продлится более 14 календарных дней или невозможен.

Здесь уже юристы беспокоятся о продавце. Так, Андрей Турий считает, что введение этой нормы ставит в неравные условия участников рынка и приведет к определенной монополизации: «Такая норма психологически обременительна для выхода на рынок потенциальных предпринимателей в связи с возникновением возможных проблем, связанных с потенциально низким качеством продукции , которую будут реализовывать продавцы Возникает ситуация, когда предприниматель, а не изготовитель должен будет вкладываться в риски некачественного товара. Считаю, что отвечать должны производители, а не продавцы товара».

Однако Ярослав Хливный уверен, что введение такого порядка должно положительно повлиять на разрешение возможных споров в пользу покупателя, и это действительно хорошо.

«В случае гарантийного ремонта или гарантийной замены товара, который был смонтирован или установлен до обнаружения недостатка, такой ремонт или замена также предусматривает демонтаж товара с дефектом и повторный монтаж или установку отремонтированного или замененного товара за счет предприятия. Потребитель освобождается от оплаты каких-либо расходов, связанных с гарантийным ремонтом или гарантийной заменой товара», — добавляет он.

Как отметили в Офисе эффективного регулирования BRDO, Закон «О защите прав потребителей» предусматривает создание условий для достижения взаимосогласованности между системами защиты прав потребителей Украины и ЕС, обеспечения прозрачной и честной конкуренции между субъектами хозяйствования, особенно в сфере электронной торговли, а также предоставляет потребителям новые инструменты в защите их прав. Поэтому ожидаем его скорую имплементацию.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-07-06