Брусчатка или дроны? Можно ли гражданские расходы направлять на закупку оружия

Та самая брусчатка, перекладывание которой в центре Киева возмутило соцсети. “Эта мостовая, стеклянные мостики и асфальт – это могли быть спасены жизни моих собратьев. Могли”. Сообщения, подобные этому, о том, на что тратятся средства налогоплательщиков, в том числе и в столице, спровоцировали горячую дискуссию. Она вспыхнула не только в соцсетях, но и вынудила высказаться ведущих политиков. 

“В обществе назревает очень серьезное недовольство вашими действиями”, – обратился глава фракции “Слуга народа” в парламенте Давид Арахамия к руководителям местных властей.

Он объяснил, что “все эти истории о барабанах, стадионах, люксовых овощерезках, переложении брусчатки, там, где она не в таком ужасном состоянии, в значительной степени дестабилизируют общество, живущее непростой жизнью, умудряясь не просто выживать, но еще и волонтерить, донатить на армию и сохранять оптимистический взгляд на будущее.

Представитель партии власти также заявил, что депутаты думают над законодательными изменениями, которые ограничили бы, как распоряжается средствами власть на местах.

В то же время он признал: “Останавливает нас только то, что мы знаем: когда мы это сделаем, вы начнете громко кричать о “нападении на децентрализацию”, что власть атакует местное самоуправление”.

Но, по словам Давида Арахамии, если на местах и дальше будут использовать средства на то, что “отнюдь не приближает нас к победе”, парламент таки примет ограничения на период военного положения.

В то же время на фейсбуке и телеграммах киевского мэра Виталия Кличко, которого в последнее время часто критикует Банковая, много сообщений, фото и видео о всяческих ремонтных работах на старых и новых объектах с объяснениями, почему они важны. А еще – мнение о том, что “центральные власти продолжают искать поводы для манипуляций и дискредитации власти столицы”.

Мэр также сообщает, что в текущем году Киев выделит на финансирование сил безопасности и обороны столицы более 1,1 млрд. гривен. Из этой суммы, по словам Кличко, уже профинансирована треть. А в прошлом году Киев выделил из бюджета города почти 850 млн. гривен на оборону и поддержку сил безопасности. В частности, покупал и те авто, дроны и аптечки для воинов, о которых так много пишут пользователи соцсетей, возмущаясь, что их можно было купить еще больше на средства, потраченные на замену брусчатки.

Впрочем, украинцы возмущаются не только действиями местных властей. Многие сообщения касаются решений центральной власти – правительства и парламента. Например, о строительстве нового здания Музея Голодомора во время войны. Или о замене советского герба на трезубец на щите Родины-матери, хоть и за деньги частного бизнеса.

Правда ли, что любые расходы государственного или местных бюджетов можно перераспределить от условного “большого строительства” на армию?

Откуда берутся деньги в бюджете и на что их тратят во время войны

Расходы на оборону сейчас являются самой большой статьей украинского бюджета. По данным министерства финансов, за первые шесть месяцев этого года на содержание военнослужащих ушло 441,9 млрд. грн., и еще 230,3 млрд. грн. потратили на приобретение военной техники, вооружения, боеприпасов и тому подобное.

При этом за эти полгода доходы государственного бюджета составили чуть менее 870 млрд грн.

Так что даже по этим открытым данным ясно, что практически все доходы украинского бюджета сейчас идут на финансирование армии.

В то же время, у государства есть и другие важные расходы – например, на выплату пенсий, соцпомощи, стипендий. На это, по данным минфина, за полгода ушло около 20% всех бюджетных расходов.

Не секрет, что второй год подряд практически все расходы, не связанные с безопасностью и обороной, финансируются за счет помощи – кредитов и грантов, поступающих от международных доноров. То, что из этих денег нельзя финансировать армию, является условием партнеров Украины.

Именно благодаря международной помощи, которая в 2022 году составила почти 500 млрд. грн., были профинансированы пенсии, зарплаты для медработников и преподавателей, субсидии и помощь для внутренне перемещенных лиц.

Пока в государственном бюджете дыры удается закрывать благодаря международным донорам, в некоторых местных бюджетах поступления превышают план.

За первое полугодие 2023 года в местные бюджеты поступило 218,3 млрд. грн. Это более чем на 40 млрд грн больше по сравнению с тем же периодом периодом прошлого года.

В минфине отмечают, что особенно ощутимо доходы выросли в Черниговской, Житомирской, Киевской, Закарпатской и Черновицкой областях. Там объясняют это тем, что в эти регионы переместились люди и бизнес с территорий, где ведутся или велись боевые действия.

Однако обозреватели обращают внимание и на еще один фактор роста доходов местных бюджетов. Дело в том, что более половины из них приносит налог на доходы физических лиц (НДФЛ). С значительным ростом выплат военным доходы от этого налога тоже значительно возросли.

Так нельзя ли хотя бы этот излишек отправлять на армию?

Нет.

“В расходах местных бюджетов не может быть расходов на армию, хотя они, конечно, получают “позитив” от выплат военным”, – объясняет Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE Украина.

Он добавляет, что при желании эти деньги можно было бы решением местных советов перенаправлять, но такого запроса не было.

Александра Бетлий, ведущая научная сотрудница Института экономических исследований и политических консультаций, также объясняет, что в соответствии с украинскими законами, для местных бюджетов, которые не могут финансировать оборону, за время войны изменилось только одно – местным органам власти разрешили финансировать ТРО.

“Например, очень часто местные власти финансируют сейчас эти мобильные машины ПВО с прожекторами, которые, видимо, все видели. Или те же дроны – но для ТРО”, – объясняет экономист.

Кроме того, местные советы могут передавать другим местным бюджетам свои бюджетные субвенции. К примеру, в прошлом году таким образом Киев передавал свои деньги освобожденной от россиян Бучи.

Есть также возможность передавать часть НДФЛ в госбюджет.

“Но я не слышала, чтобы это кто делал”, – говорит Александра Бетлий, и уточняет: теоретически такая возможность есть, но надо прописывать процедуру.

Если же говорить о государственном бюджете, то там для того, чтобы “перебросить” деньги с одной статьи на другую – например, от министерства культуры, на минобороны – нужно вносить изменения в бюджет.

“Для этого парламент должен проголосовать представленный правительством законопроект”, – объясняет экономистка, но отмечает, что и здесь нужно учитывать, что практически все невоенные расходы сейчас финансируются за счет международной поддержки, которую нельзя тратить на оборону и безопасность.

“Я делала грубые прикидки по нашему бюджету, и на самом деле большинство месяцев у нас практически один в один получается, что то, что мы зарабатываем внутри государства, – налоги, неналоговые поступления и ОВГЗ, – идет на армию – то есть на весь сектор безопасности и обороны”, – говорит она, добавляя, что в определенные месяцы правительство может иметь небольшое пространство для маневра, но все это нужно тщательно просчитывать.

А потому “не все так просто с финансированием”.

Небюджетные вопросы

Экономисты отмечают, что вся дискуссия вокруг направлений бюджетных расходов на самом деле имеет много политической, эмоциональной и даже моральной основы. Но очень полезно – именно для экономики.

Определенную остроту дискуссии добавило то, что центральные власти не очень дружат с местными, особенно столичными, говорит Дмитрий Боярчук. Хотя и в расходах центральной власти можно найти много интересного.

Но, отмечает экономист, это, пожалуй, первый раз, когда налогоплательщики начинают сопоставлять альтернативы тому, на что какие-то деньги могли бы быть потрачены с большей пользой для общества.

“До этого мало кто интересовался, почему нужно класть брусчатку, а не финансировать армию. Почему нужно строить дороги, как по известной довоенной программе президента, а не повышать свою устойчивость по другим вопросам”, – отмечает экономист.

А теперь все больше украинцев понимают, что зависит от людей, которым они предоставляют политический мандат: “То есть люди, избираемые в местные советы, в Верховную Раду, должны понимать, что они позволяют тратить деньги от налогов на те или иные приоритеты”.

А еще, по мнению Александры Бетлий, эта дискуссия “о мостовой” снова показала, “что у нас ни государственные, ни местные органы власти не желают коммуникировать свои решения, хотя во время войны это нужно делать гораздо больше, а не скрывать их”.

“Если честно, мне эта дискуссия нравится тем, что мы, по крайней мере, начали открыто об этом говорить”, – говорит экономистка.

Она также отмечает, что избыточные средства от НДФЛ военных с экономической точки зрения являются тем, что называется одноразовыми источниками, а их однозначно нужно инвестировать во что-то: “Если есть одноразовые источники финансирования, их всегда нужно вкладывать во что-то на будущее – не закоповать их. Но для этого нужно говорить”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-07-19