“Тревожная тенденция”. Психолог – о последних самоубийствах в Киеве и о том, что делать родителям

bulling

9 октября утром полиция Киева сообщила о смерти двух девушек 17 и 18 лет, которые, как считают правоохранители, покончили с собой.

За последнее время это уже третий случай подростковых самоубийств в столице, произошедших при схожих обстоятельствах.

Связывают ли их в полиции? И что говорят психологи?

Что произошло?

Около десяти утра в понедельник на улице Оноре де Бальзака в Деснянском районе столицы обнаружили тела двух девушек.

Обе девочки – местные жительницы, 2006 и 2005 годов рождения, рассказали BBC в полиции. Следователи начали уголовное производство с отметкой “самоубийство”.

Только за месяц это уже третий подобный случай в Киеве.

Неделю назад в Днепровском районе погибли два подростка, также 2005 и 2006 годов рождения. Полиция установила, что они были братом и сестрой. Подростки сняли несколько видео о том, что собираются покончить с собой, и выложили их на своем канале в телеграмме.

В августе две 12-летние девушки погибли в Дарницком районе Киева. По версии полиции, причиной трагедии было самоубийство.

В полиции пока не комментируют, связаны ли эти три истории между собой. Правоохранители объяснили BBC, что это должно установить следствие.

В то же время в фонде “Голоса детей”, который оказывает бесплатную психологическую помощь детям и семьям и охватывает 14 городов Украины, говорят, что в последнее время обращений к ним, связанных с мыслями о самоубийстве, стало больше.

“Один из самых популярных запросов среди подростков к нам сейчас – это обращение, связанное с мнениями о самоповреждении”, – говорит психолога центра, кандидат психологических наук Елена Лисова.

Психологи фонда, работающие на горячей линии помощи, рассказывают, что самые распространенные жалобы среди подростков в последнее время – это мысли о самоповреждении, депрессивных расстройствах, расстройствах пищевого поведения.

Тревожная тенденция?

Елена Лисова считает тревожной тенденцией несколько схожих подростковых самоубийств за столь короткое время в Киеве.

“Подростки очень чувствительны к поведению своих сверстников”, – говорит специалист. Она добавляет, что в сети очень много информации об этих случаях.

Это создает для подростков повод для подражания, в первую очередь, если они следили за этими людьми в соцсетях и считали их своими кумирами.

Влияние войны

Война, безусловно, повлияла на психическое состояние и подростков, и взрослых, говорит Лесная. Но подростки как очень чувствительная категория людей переживают эти события острее.

Давление негативных факторов на психологическое здоровье подростков однозначно выросло.

Дети могут не получать достаточно социальной поддержки в условиях войны. Они могли потерять друзей из-за переездов и могут чувствовать себя одинокими.

“Социальная изоляция усиливает кризисные процессы роста и может стать катализатором суицидального поведения”, – говорит психологиня.

В то же время она добавляет, что из-за войны сложно вести четкую статистику, которая бы точно показала, что количество самоубийств увеличилось.

Кроме того, как отмечают многие специалисты, самоубийства среди подростков обусловлены, прежде всего, их внутренним состоянием, проблемами, связанными с ростом, становлением их личности.

Почему они это делают?

Психотерапевт Тина Берадзе объясняла BBC Украина, почему именно в подростковом возрасте возрастает риск самоубийств.

С 11-12 лет у детей изменяются желания, интересы, поведение, трансформируется их внутренний мир.

Подросткам сложно приспособиться к изменениям своего тела и гормональному фону.

Разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения – жестокое поведение, жизнь в бедности, плохое воспитание и плохое образование – делают их уязвимыми перед психическими проблемами.

Подростки хотят отличаться, пытаются себя идентифицировать в жизни, но общество и родители постоянно наказывают их за это – они дают совершенно противоречивые сигналы: “Будь собой, но только не геем, рэпером, толстым или непослушным”, говорит специалист.

Главным риском для психического здоровья подростка остается насилие, отмечает Берадзе.

Это не только жесткие методы воспитания, издевательства со стороны сверстников и социально-экономические проблемы. Огромный вред ребенку наносит психологическое насилие дома и в обществе, где репрессивные традиции прошлого столетия никуда не исчезли.

“Можно отучить родителей бить детей, но очень сложно отучить от эмоционального и интеллектуального издевательства над детьми, с целью сделать из ребенка человека по своему образу и подобию”, – отмечает психотерапевт.

Тревожные знаки

Главное, что должно насторожить взрослых, это резкое изменение в поведении ребенка, говорит Елена Лисова. Вдруг ребенок становится непохожим сам на себя и делает такое, чего никогда не делала.

Важно расспросить подростка об этих изменениях, но не с тревогой, а с интересом к тому, что происходит в его жизни.

Тревожным изменением может быть то, что ребенок вдруг прекращает заниматься любимым делом, которое доставляло ему явное удовольствие.

Взрослым нужно насторожиться, если у подростка часто меняется настроение, он или она стали раздражительными, у них появились странные дела и подозрительные новые знакомые, обращает внимание Берадзе.

Наиболее опасны признаки того, что ребенок принимает наркотические вещества, добавляет Лесная.

Она напоминает, что психоактивные вещества часто становятся катализатором самоубийства. Дети, возможно, не сделали бы этот шаг, будь в трезвом состоянии сознания. И возможно, выбрали бы другой способ разрешить ситуацию.

Должен насторожить, если подросток начинает активно завершать свои дела, будто к чему-то готовится, отдает долги и дарит свои вещи, особенно ценные.

“В целом подростки дают знать о том, что у них суицидальные мысли”, – говорит психолог.

Взрослые, если они действительно хотят умереть, обычно скрывают свои намерения.

Но в ситуации с подростками чаще речь идет не о смерти, а о каком-то протесте, или призыве о помощи, или попытке прекратить ситуацию, от которой подросток страдает.

Ребенок подает сигналы. Это могут быть разговоры, в которых смерть преподносится как хороший вариант решить проблему.

Что делать

Первое, что следует сделать родителям, это попытаться поговорить со своим ребенком, хотя это может быть непросто, признает психолог Елена Лисова.

Но как вести такой разговор?

Следует прежде всего сказать о своем волнении, советует специалист.

Начните с фактов и скажите, например, “я заметила, что ты какой-то измученный в последнее время”, или “я увидела, что ты в последнее время много спишь”, или “ты ничего на ешь”.

Дальше сказать о своих чувствах – “меня это очень волнует”, “я волнуюсь о твое здоровье, о твое состояние, расскажи, пожалуйста, что происходит”.

Если подросток от такой беседы отбивается, но мы видим, что ему действительно плохо, следует прямо предложить ему психологическую помощь.

Вы можете сказать, например, “мы можем с тобой вместе поискать человека, с которым ты сможешь поговорить”.

Что точно не делать

Ни в коем случае нельзя обесценивать чувство ребенка, пренебрегать ими, говорит Елена Лисова.

Но в то же время необходимо найти здоровый баланс между интересом и контролем.

Не стоит винить и критиковать, говорить, что ты делаешь со своей жизнью. Но нужно признать чувства ребенка именно такими, какие они есть, сказать, что они вполне нормальны.

Если вы обсуждаете с ребенком случай самоубийства, о котором рассказали в СМИ, важно не осуждать тех людей и их поступки, говорит Лисова.

“Нужно сделать акцент на ценности жизни и на том, что мы можем ее устроить так, как нам хочется”, – советует психологиня.

Дисклеймер. Статья не может заменить консультацию психолога или какого-либо другого специалиста. Если у вас возникают вопросы, связанные со здоровьем или безопасностью детей, всегда консультируйтесь с врачом.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-10-10