Какие товары могут исчезнуть в Украине из-за блокады фур

Виталий из Львова уже несколько недель ждет своей посылки. Из-за польской блокады на границе застряла его новая зимняя обувь. “Хожу, мерзну в кроссовках в -5°C”, – говорит мужчина. 

Но если бы это было самой большой проблемой.

Требуя отмены либерализации правил ЕС для Украины, польские перевозчики бастуют уже почти месяц. И за это время перед украинской границей застряли тысячи фур буквально со всем – едой, лекарствами, смазками и материалами, без которых невозможна работа многих фирм, некоторые из которых в результате стали более зависимыми от импорта.

Украинские предприниматели, с которыми поговорила BBC Украина, – в отчаянии.

Блокада началась за несколько недель до Черной пятницы, когда бизнес ждал больших доходов, а теперь под угрозой и Рождество, когда в супермаркетах, торговых центрах и онлайн ажиотаже.

Экономика уже понесла убытки более чем на 400 миллионов евро, подсчитала Федерация работодателей Украины, и будут расплачиваться за это обычные украинцы.

Некоторые продукты могут оказаться дефицитными, цены вырастут, а о рождественских скидках придется забыть.

“Я не могу ехать себе в убыток”

“Какие последствия блокады? Если через несколько месяцев закончится, можем и о закрытии предприятия поговорить”, – реагирует на вопросы BBC Украина директор “Ир Транс” Орест Котис.

Он на рынке грузовых перевозок уже 24 года. Такого кризиса еще не видел. “У меня 138 машин, из них 60 стоят в очереди, преимущественно на въезд в Украину”, – говорит он.

Каждый день заработка машины – это плюс 80-100 евро, каждый день простоя – минус 100, объясняет предприниматель.

А еще нужно накормить и обогреть водителя, выплатить ему компенсацию за вынужденный простой, а это дополнительные 50 евро в день, и расходы на этом не истекают, рассказывает Котис.

Что в такой ситуации делать – неизвестно. “Я не могу ехать себе в убыток”, – говорит перевозчик.

Но поднять цены в разы тоже не может. “Такие суммы заплатят единицы, а мы потеряем клиентов, которые были у нас годами”.

Из-за ситуации на границе, говорит Котис, он старается пускать меньше своих машин за границу.

“Должны подвозить лед на границу”

Но многие перевозчики, говорят предприниматели, все же поднимают цены. И повезет, если найдется водитель – желающих жить на границе неделями не так уж много.

Анастасия Медведева, которая с мужем производит подсластители “Солосвит” для людей с диабетом и другими ограничениями в питании, должна была получить груз с сырьем из Китая две недели назад.

Но через час перед разговором с ВВС Украина, рассказывает она, брокер сказал ей, что из-за блокады надо доплатить еще 950 долларов, а это вдвое дороже, чем планировали.

“Видимо, согласимся, иначе предприятие будет стоять – а это зарплаты, рабочие места, дефицит продукции в Украине. Кажется, подсластители – это мелочи, но они важны, для кого-то это почти как лекарство. Вот у “Охматдет” недавно была срочная доставка”, – говорит предпринимательница.

“Благодаря либерализации перевозок стало легче дышать, к росту цен на фрахт во всем мире мы в начале даже имели уменьшение доставки в два раза – не могли насладиться, а теперь все эти истории, и снова будет подорожание”.

Анастасии еще повезло, что ее сырье не относится к скоропортящейся продукции.

Одна из собеседниц ВВС Украина, работающая в фармацевтике, говорит, что сейчас на границе стоят образцы лекарства для фармацевтических заводов. Некоторые следует перевозить при температуре -4°C, некоторые – при -20°C.

“Должны подвозить лед на границу, это сейчас все так поступают”, – добавляет собеседница.

Пустые полки и большие цены?

Львовский завод “Хинкель-Когут” импортирует из Германии каменную соль, без которой не может производить свои колбасы и натуральные колбасные оболочки.

Соль сейчас на границе, а без нее производство на паузе, “что всегда больно”, говорит директор Виктор Мисько.

“А сейчас еще и рождественские праздники, люди покупают колбасу, на нашу продукцию больше спрос”.

Если завод вовремя не получит свою соль и не доставит заказ на мясокомбинаты перед праздниками, то крупные продажи возобновятся только в марте, говорит предприниматель.

“Соль, которая есть в Украине, растворяется и стекает как вода, не засаливает нашу продукцию”, – объясняет директор завода.

“Видимо, валовой продукт в ноябре-декабре уменьшится вдвое, и сколько миллионов гривен это будет – 5, 10 или 20 – мне сейчас спрогнозировать трудно. И это отразится на всем – зарплате, налогах, волонтерстве”, – говорит Виктор Мисько.

“Сегодня школы и садики обратились, чтобы помочь с подарками Николаю, а у меня просто нет лишних денег”.

Производители соков “Галиция” тоже нервничают перед Рождеством. Из-за оккупации юга доля импорта у них выросла на 50%-60%, а из-за блокады теперь “безумные недопоставки”, говорит директор Ирина Бигун.

“Выросла и цена перевозок. Месяц назад возили концентрат из Нидерландов за 2500 евро, сегодня – за 6500”.

Из-за границы импортируют еще и упаковку для соков, которую теперь нужно ждать не 2-3 недели, а все 5-6.

“Недопоставка клиентам и страшные санкции за пустые полки – это для нас самое страшное”, – говорит Бигун.

Из-за подорожания перевозок цены на соки, кофе, чай, оливки, рыбу, морепродукты, некоторые сыры, овощи и фрукты – то есть все, что Украина импортирует – тоже пойдут вверх.

“Сети могут пересматривать и ограничивать импортируемый ассортимент”, – говорит ВВС Украина Наталья Петровская, директор союза “Украинский фуд-ритейл альянс”, куда входят “АТБ”, “Сильпо”, Novus, “Ашан” и другие крупные сети супермаркетов.

“Значительного дефицита не будет – все же у нас еще есть украинские товары, а некоторые продукты едут через другие границы”, – говорит Петровская.

Но праздничные скидки, – говорит она, – могут пострадать. Магазины планируют их раньше времени, рассчитывают продажи, заказанный товар. “А когда такой дисбаланс – это может повлиять и на количество скидок, и ценовую политику”.

“Мы рискуем потерять груз”

Проблемы не только в супермаркетах, но фактически в каждой отрасли.

Максим остановил производство своих матрасов в Киеве, потому что на границе стоят его полотна из Словакии. А самая большая проблема с клеем, без которого матраца не сделаешь – и клей должен был приехать еще два месяца назад.

“Если бы не нашли аналогов в Турции – пришлось бы закрываться”, – говорит мужчина.

Пока машина с клеем опробует маршрут через Румынию и Одессу, он выкупает остатки полотна в Украине.

Рождество для Максима – это тоже пик продаж, а еще шанс заработать на месяце вперед, если россияне снова начнут массированно обстреливать инфраструктуру, как прошлой зимой.

“На генераторах работать гораздо дороже”, – говорит предприниматель.

У Юрия Пузыка, директора компании “Мегафлекс Украина”, на границе уже неделю стоит резина. “За последние двое суток движения почти не было”.

“Груз чувствителен к низким температурам, а в Польше скоро морозы, поэтому рискуем вообще его потерять. А еще перевозчик повысил тариф и попросил 100% аванс. Следующую поставку мы отменили до разрешения ситуации”.

Штрафные санкции Юрий не получит, потому что не берет подписки у заказчиков, да и по времени не критично – зимой резина не слишком продается.

“Но если резина потеряет свои свойства – она уже никому не надо. Поэтому все плохо, как ни крути. Это органическая химия, и испорченный товар мы еще должны будем за свои деньги утилизировать. Честно, у нас такого еще не случалось”, – говорит. Юрий Пузык.

“В марте 2022 года нам россияне состав сожгли, возобновлять работу было сложно, а тут еще такие трудности”.

Какие варианты имеет бизнес?

Из-за блокады страдает не только украинский бизнес, но и польский.

“Мы импортируем стекло из четырех польских заводов, потеряли 70% объема за ноябрь и потеряем 90% за декабрь. Нет возможности что-нибудь привезти. Товар польских производителей становится неконкурентоспособным”, – рассказал один предприниматель ВВС Украина.

Поэтому украинские производители отвращаются от польских партнеров, ищут новых поставщиков и разрабатывают альтернативные маршруты – через Словакию (хотя и там были забастовки и неясно, как будет развиваться ситуация дальше), а также Молдову и Румынию.

Конечно, это в два-три раза длиннее маршрута, но это лучше, чем штрафы от заказчиков в Европе и США.

“Это критически в любом случае – надо закрывать кредиты к концу года. Не доставим товар – не получим денег”, – говорит Александр Кудин, директор по продажам “Берг фрут”, производства фруктовых и овощных соков.

Еще один вариант для бизнеса – возить не фурами, а меньшим транспортом, как это делает в Европе “Новая почта”.

“У нас не было задержки ни на час”, – говорят ВВС Украина в пресс-службе компании.

Но с соками так не получится – их перевозят в цистернах, где должна быть определенная температура.

Некоторые предприниматели рассматривают железнодорожные перевозки, но на такие изменения может уйти много времени, и не факт, что партнеры за рубежом на это пригодятся – ширина колеи в Европе и Украине отличается, поэтому нужно будет делать перезагрузку в Польше.

И, опять же, это подходит для товаров, которым не нужен температурный режим.

Надежда

Как долго будет длиться блокада – неизвестно. Украине не выгодно соглашаться на требования блокадников, а они обещают протестовать, пока их не услышат – до Нового года, а может, и до 1 февраля.

Переговоры ведутся постоянно, и в последние дни из Польши звучали обнадеживающие сообщения.

Некоторым украинским предпринимателям удача уже улыбается.

Еще на прошлой неделе флористка Екатерина очень нервничала. Почти месяц она ждала свои растения – датские елочные веточки, особенно популярные для оформления помещений под корпоративы.

“Новогодние декорирования под угрозой срыва”, – убеждена женщина.

“Все бизнес-клиенты оформляют залы в конце ноября. Поэтому у нас складывается ужасная ситуация”, – рассказывала Екатерина.

Последнее, что ей пообещали, – груз приедет 28 ноября, и это была чуть ли не последняя надежда для женщины.

Но груз таки не опоздал.

“Елки пришли. Мне повезло!” – сказала Екатерина.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-12-02