Почему поляки блокируют границу с Украиной и сколько это будет продолжаться

Надпись на плакате фермера: “Путин, наведи порядок в Украине, в Брюсселе и с нашим правительством”. Также на тракторе советский флаг. Польская пресса пишет, что этого водителя задержали за советскую символику. 

“Нас ждет очень серьезная борьба”, – заявил незадолго до начала новой блокировки украинской границы польский премьер Дональд Туск во время встречи с фермерами. И добавил: “Мы хотим подойти к этому максимально ответственно”.

По словам польского премьера, украинское сельское хозяйство “намного более европеизировано с точки зрения бизнеса, чем некоторым кажется”. Он отметил, что речь идет не только о чисто украинских производителях, но и о интересах “голландских, немецких или датских компаний” в Украине.

В Киеве же беспрецедентную эскалацию на границе с Польшей и дальше объясняют политикой – так же, как и почти год назад, когда протесты польских фермеров только начинались.

Все это время украинские власти надеялись на то, что вопрос решится с помощью Брюсселя или после выборов в Польше. Но с приходом к власти в Польше политических оппонентов правительства ПиС, ситуация, похоже, только обострилась.

И единственный “рациональный” совет, который дает украинское правительство аграриям – пытаться вывозить свою продукцию не через польскую границу.

Почему это происходит и сколько это будет продолжаться?

Чего хотят фермеры?

Если совсем коротко и просто – денег и внимания. Блокады путей и границы, а также зрелищные акции, как показала практика, приносят им и то, и другое.

“Мы не хотим украинцам зла, но выходим на улицы, потому что ситуация, в которой мы оказались, очень плохая. У нас все меньше времени, а проблема становится все больше”, – такие заявления польских фермеров раздаются уже год.

Когда в начале 2023 года протесты фермеров только начинались, внимание было сосредоточено на падении цен на сельхозпродукцию, в частности, и зерно.

Виновным объявили дешевое украинское зерно, которое, якобы, заполонило рынок. Но основательных доказательств этого так и не предоставили Еврокомиссии, которую протестующие обвиняют в необдуманном открытии европейского рынка для украинской аграрной продукции. Да и цены на зерно упали по всему миру, а не только в Польше.

Однако первые протесты фермеров заставили Брюссель весной прошлого года воспринять собственное решение о запрете на импорт украинского зерна в Польшу и другие приграничные государства-члены ЕС. Легитимизированный Еврокомиссией запрет был временным, но в Польше он продолжается и по сей день, несмотря на замечания из Брюсселя.

Параллельно при обсуждении европейского бюджета на следующие годы встал вопрос аграрных субсидий, составляющих наибольшую часть расходов общего бюджета ЕС. Но если раньше они составляли около 60% расходов, то сейчас уже около 30%, и эта доля продолжает снижаться, потому что другие расходы – на мигрантов, на экологию, на безопасность – растут.

При этом Польша является как одним из крупнейших аграрных производителей на европейском рынке, так и одним из крупнейших получателей дотаций – с тех пор как Польша стала членом Евросоюза, только на сельское хозяйство она получила около 74 млрд евро.

Переговоры о членстве в ЕС для Польши были самыми сложными именно в аграрной отрасли, и сопровождались зрелищными протестами фермеров – кое-где доходило до сжигания европейского флага.

“Когда Польша вступила в Евросоюз, нам пришлось выполнить условия. И эти условия нам были навязаны очень жестко. Мы также должны поставить условия для Украины. Если мы не создадим эти инструменты сегодня, Польша наверняка не согласится на вступление Украины в ЕС”, – предупреждал польский министр сельского хозяйства Роберт Телус в предыдущем правительстве”.

В нынешнем правительстве также предупреждают: проблемы с зерном и грузоперевозками будут, как заявил глава польского МИД Радослав Сикорский, “самыми сложными” в переговорах Украины о членстве в ЕС.

Пока споры и выборы в Польше продолжались, к проблемам фермеров добавилось и европейское “Зеленое соглашение”. Ее воплощение, по мнению фермеров – и не только польских, – еще больше удорожит производство при том, что доходы от продаж сельхозпродукции не растут. То есть, при больших расходах фермеры будут получать меньше доходов.

В начале 2024 г. фермерские протесты охватили всю Европу. И везде они зрелищны. Но не у всех европейских стран есть граница с Украиной.

Именно это привело к масштабным протестам фермеров с начала этого года по всей Европе, – их тракторы блокируют дороги и присутствуют на эффектных фото везде – от Триумфальной арки в Париже до римского Колизея и Бранденбургских ворот в Берлине.

И именно это аргумент тех, кто считает, что на зерне и на Польше история с протестами не иссякнет, – дальше могут пойти сахар, курятина или яйца, в зависимости от того, аграрные интересы какой страны будет затрагивать украинский экспорт.

Подтверждением этому также являются планы Еврокомиссии ввести с июня механизм “экстренного торможения” и вернуть пошлины на украинскую продукцию, если ее импорт превысит средние показатели 2022-2023 года.

Но это никоим образом не нивелирует фактор Польши – крупной аграрной страны ЕС, которая будет и дальше иметь общую границу с Украиной, которая к тому же во время войны стала “дорогой жизни” для движения людей и товаров в обоих направлениях.

Если же на границе с Польшей закроются еще и железнодорожные пути сообщения, то кроме аграрной продукции дороги в обход придется искать также и промышленным и добывающим предприятиям для экспорта железной и марганцевой руды, строительных материалов.

Потом нагрузка на другие пункты пропуска на суше и в восстановленном благодаря усилиям ВСУ морском коридоре значительно возрастет.

Какая цена вопроса для Украины?

На ближайшую перспективу ценой является перекрытие одного из немногих путей, которыми Украина во время войны может вывезти на платежеспособный европейский рынок свою продукцию и заработать на этом валюту, необходимую для поддержания финансовой устойчивости всей экономики.

До войны Украина снабжала ЕС менее трети своей аграрной продукции, приоритетными были рынки Африки и Азии. После того, как Россия напала на Украину и традиционный путь украинского аграрного экспорта по Черному морю (через которое шло до 90% всех товаров из Украины) был заблокирован, Брюссель решил снять все ограничения на торговлю с Украиной – как будто она уже стала членом ЕС.

Таким образом в Еврокомиссии хотели поддержать украинскую экономику, а также предотвратить продовольственный кризис в бедных странах Африки и Азии (а следовательно, и больший приток мигрантов из этих регионов).

В результате в 2023 году в ЕС, по данным Украинского клуба аграрного бизнеса, в ЕС уже шло до 60% украинской сельхозпродукции.

Если же говорить о денежном измерении, то, по словам заместителя председателя Всеукраинского аграрного совета Дениса Марчука, из общей суммы экспортной выручки в 22 млрд долларов от АПК около 54% заработали в Европе.

В Брюсселе оценивают стоимость предоставленных Украине торговых преференций в 125 млрд евро. Именно так оценила эффект от “коридоров солидарности” глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйн. Это в 2,5 раза больше, чем последний пакет финансовой помощи от ЕС в 50 млрд евро, рассчитанный на четыре года.

С другой стороны, как признают в самой Еврокомиссии, пока негативного влияния импорта из Украины на рынок ЕС никто не подтвердил. В 2023 году импорт сельскохозяйственной продукции из Украины составил всего 9% от общего импорта агропродовольственной продукции ЕС. А через польскую границу проходит всего 5% украинского аграрного экспорта, говорят в украинском правительстве.

Но пока эти цифры, звучащие из Брюсселя и Киева, не сильно влияют на действия протестующих в Польше – фермеров, а также перевозчиков, которые в конце года только приостановили свой протест границе с Украиной, пообещав вернуться туда в марте.

Польские фермеры имеют претензии не только к Украине, но и ЕС

Несмотря на то, что осенью 2023 года Еврокомиссия решила отказаться от временного запрета на импорт украинского зерна и продлить разрешение для Украины экспортировать свою продукцию в ЕС без ограничений, по факту в Польше не только заблокирована граница с Украиной, но и действуют собственные, введенные еще весной прошлого года ограничения.

И новое польское правительство намерено только расширять список запретов и ограничений – в двустороннем соглашении.

“Национальный запрет на импорт зерновых, семян рапса и подсолнечника, а также некоторых продуктов переработки, таких как пшеничная мука, отруби и жмыхи, в Польшу остается в силе”, – напомнил в письме фермерам накануне начала протеста министр сельского хозяйства Польши Чеслав Секерский. Он также отметил, что далее запреты могут распространиться на такие “чувствительные” продукты как сахар, мясо птицы, яйца, мягкие фрукты, мед, яблочный сок и масло.

Определенной иллюстрацией серьёзности намерений правительства стало фото, которое обнародовал в своем Х заместитель министра сельского хозяйства Михал Колодзейчак. На фото он нюхает мешок с украинским сахаром и говорит, что пахнет как-то не очень.

При этом уже сейчас, по оценкам главы парламентского комитета по финансам Даниила Гетманцева, только в этом месяце потери поступлений бюджета из-за блокады могут составить почти 8 млрд грн.

Что может сделать Украина?

Ответная блокада может принести временную сатисфакцию, но вряд ли желаемые результаты на долгую перспективу

Украина может перекрыть границу с Польшей со своей стороны – такие призывы ходят по украинским соцсетям на фоне обострения ситуации на границе. Собственно, украинские перевозчики это уже сделали, заблокировав три пограничных пункта на въезде из Польши.

В украинском правительстве также не исключают возможности зеркальной блокады.

“Мы за конструктив, но конечно будем готовы реагировать”, – подтвердил такие идеи в комментарии Forbes Николай Сольский, министр аграрной политики и продовольствия Украины. Но детали отказался уточнить, заявив, что “это тонкая тема”.

Возможность этого предполагают и в Польше. Министр сельского хозяйства Чеслав Секерский предупредил фермеров, что полное закрытие границы может привести к остановке польского экспорта товаров в Украину и, таким образом, к потере многих рабочих мест. По данным польского правительства, только аграрный экспорт в Украину в 2023 году принес более 1 млрд евро.

С другой стороны, как напоминает аналитик Киевской школы экономики (KSE) Роман Нейтер, весь польский аграрный экспорт составляет около 50 млрд. евро, и доля Украины в нем – около 2%. Так что такие потери для польских производителей не составит труда компенсировать перенаправлением экспорта.

А вот для Украины потери могут быть ощутимее. И дело не только в исчезновении с полок уже знакомой польской молочки или яблок. Запреты или ограничения торговли с украинской стороны не очень вкладываются в обязательства Украины перед ВТО или же стремлениями членства в ЕС – они ничего не разрешат, а лишь усложнят переговоры.

В Еврокомиссии, где конфликт пытаются разрешить в рамках координационной платформы по вопросам экспорта и транзита украинской агропродукции, напоминают, что хотя право на протест священно в демократиях, но “национальная власть отвечает за обеспечение порядка”.

“Очень важно, чтобы национальные органы власти защищали пассажирские и грузовые перевозки, которые важны для надлежащего функционирования наших цепей поставок и внутреннего рынка ЕС”, – заявил представитель Еврокомиссии Олоф Гилл.

Но при условии, когда решения Еврокомиссии в течение месяцев фактически игнорируются Польшей, надеяться на то, что на этот раз предупреждения подействуют, вряд ли стоит.

Поэтому украинские власти выходят с еще одним предложением – искать другие пути для экспорта.

Примечательно, что этот же вариант подсказывают Украине и из Польши. Как заявил на Мюнхенской конференции безопасности польский министр иностранных дел Радослав Сикорский, проблемные вопросы экспорта зерна и грузовых перевозок Украина сможет решить только с восстановлением контроля над западной частью Черного моря и установления стабильного экспортного коридора.

О том, что украинским экспортерам “рациональнее” поискать пути в обход Польши заявил и заместитель министра экономики – торговый представитель Украины Тарас Качка. Он предполагает, что для украинской агропродукции польская граница не будет работать стабильно в 2024 году.

“Нас ждет еще очень и очень долгий процесс поиска общего языка, прежде чем сможем сказать, что украинско-польская граница благоприятна для торговли аграрной продукцией”, – заявил чиновник, признав “чрезмерные ожидания” от заявлений о солидарности с Украиной.

По словам представителя украинского правительства, сейчас “видим, что за совместной поддержкой скрывается накопление множества предубеждений не только в Польше, но и в фермерских кругах по всему Европейскому Союзу”.

Ранее ряд украинских экспертов в экономике и дипломатии предупреждали, что, учитывая важность и вес АПК для украинской экономики, Киеву следует готовиться к очень непростым профессиональным переговорам с ЕС. “Этот дождь надолго”, говорили они, призывая тщательно отслеживать, кто может быть союзником в этих переговорах и с кем возможны проблемы.

Как заявляла в комментарии BBC Украина бывшая заместитель министра иностранных дел Лана Зеркаль, “надо готовиться не к легкому пути под фанфары, а понимать, что мы, выходя на европейский рынок, у кого-то забираем долю этого рынка. Поэтому это не будет легко или под аплодисменты” “.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-02-21