“Как будто страна выиграла в лотерею”. Почему Гайану стали называть “Дубаем” в Южной Америке

Братьям Шиву и Геманту было 19 и 16 лет соответственно, когда они уехали из Гайаны в Канаду в 1982 году. В тот момент они покидали одну из самых бедных стран мира, следуя тысячам других молодых гаянцев в поисках лучшей жизни. 

В Северной Америке они создали семьи и сделали карьеру в сфере недвижимости и финансов.

В 2021 году, через 39 лет, они пошли по противоположному пути.

“Пора возвращаться”, — сказал BBC Brasil Шив Миссир, которому сейчас 60 лет.

Братьев привлекли миллиарды нефтедолларов, поднявших экономику Гайаны за последние годы.

Они создали риэлторскую компанию, специализирующуюся на продаже и аренде дорогостоящего имущества в столице страны Джорджтауне.

Шив и Гемант — два представителя нового среднего класса, который появился в стране (или вернулся) в последние годы после начала разведки нефти в стране.

С 2019 года эта разведка превратила бывшую британскую колонию в одну из самых быстрорастущих экономик в мире.

Беспрецедентный бум

Гайана — государство, расположенное на севере Южной Америки, между Суринамом и Венесуэлой.

В стране проживает более 800 000 жителей.

Сначала это была голландская колония, которую основали для производства сахарного тростника. В начале XIX столетия над ней установили контроль британцы.

Гайану объявили независимой от Великобритании только в 1966 году.

В 2015 году американская нефтяная компания Exxon Mobil объявила об открытии у побережья страны гигантских экономически выгодных нефтяных месторождений.

В последующие годы консорциум, сформированный Exxon Mobil, американской компанией Hess и китайской компанией CNOOC, пробурил скважины чуть более 200 километров от побережья Гайаны.

Деньги, полученные от добычи нефти в Гайане, повлекли за собой беспрецедентный бум экономики страны.

На сегодняшний день обнаружили запасы около 11 миллиардов баррелей нефти, но по последним оценкам этот объем может достигнуть 17 миллиардов.

Это будет, например, больше, чем все подтвержденные запасы нефти соседней Бразилии, оцененные в 14 миллиардов баррелей.

До 2019 года экономика Гайаны базировалась на сельском хозяйстве, добыче золота и алмазов и лесозаготовке.

Но с того года доходы от нефти стали давать значительный толчок валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

В 2020 году тогдашний министр экономики Бразилии Паулу Гедес даже сравнил страну с одним из городов в Объединенных Арабских Эмиратах, ставшим символом богатства, созданного благодаря нефти.

“Это новый Дубай региона”, – сказал Гедес.

И цифры действительно привлекают внимание.

По оценкам Международного валютного фонда, с 2019 по 2023 год ВВП страны вырос с 5,17 миллиардов долларов США до 14,7 миллиардов долларов США, то есть на 184%.

Только в 2022 году рост ВВП составил поразительные 62%.

Также ВВП на душу населения (богатство страны, разделенное на количество жителей) вырос с 6477 долларов США в 2019 году до 18 199 долларов США в 2022 году.

Для сравнения, эта цифра более чем в два раза превышает ВВП на душу населения 2022 года в Бразилии.

“Это вроде бы страна выиграла в лотерею. Это возможность, которая выпадает только раз в жизни. В стране много оптимизма”, – сказала BBC Brasil Дилетта Доретти, представительница Всемирного банка в Гайане и Суринаме.

В результате выросли и другие сектора экономики страны.

По данным МВФ, рост ненефтяного ВВП в 2022 году составил 11,5%.

Результаты заметны в основных городах страны, таких как столица Джорджтаун.

Можно увидеть как краны и рабочие работают на таких инфраструктурных проектах как больницы, шоссе, мосты и порты, а также на строительстве роскошных отелей для международных сетей, таких как американские Marriott и Best Western.

Вдоль новых автомагистралей есть десятки новых складов, заполненных тракторами, экскаваторами и другой тяжелой строительной техникой, чтобы удовлетворить спрос строительных площадок в стране.

Новый средний класс

Именно из-за этого экономического бума братья Мисир решили вернуться в Гайану, хотя и не навсегда.

С 2021 года они часто путешествуют между Торонто (Канада) и Джорджтауном, чтобы вести свой новый бизнес.

Они объясняют, что деньги, полученные от нефти, создали возможности как для формирующегося среднего класса, так и для нынешней элиты страны.

“Люди чувствуют себя безопаснее. Они чувствуют себя частью чего-то, из чего могут извлечь выгоду”, — говорит Миссир.

“В Гайане есть большое количество богатых людей, занимающихся недвижимостью или работающих в цепи поставки нефтяной промышленности”.

Шив Миссир говорит, что знает других жителей Гайаны, живущих в США или Канаде и инвестирующих в недвижимость или землю в Гайане в надежде извлечь выгоду из нефтяного бума.

Когда они прибывают в Гайану, то автоматически становятся частью нового среднего класса.

“Есть много возвращающихся жителей Гайаны, они пытаются жить в закрытых сообществах, в современных домах с частной охраной, со всеми удобствами, которые они имели раньше, потому что они провели большую часть своей жизни в таких странах, как Соединенные Штаты и Канада” , – рассказывает Миссир.

Привыкнув иметь дело с клиентами с высокой покупательной способностью, Миссир отмечает, что часть элиты страны все еще имеет привычку совершать покупки за рубежом, и поэтому в стране до сих пор нет роскошных магазинов.

Оживленный рынок

Несмотря на то, что Гайана была когда-то колонией Нидерландов и Британии, страна, как и ее соседи в Карибском бассейне, поддерживает тесные коммерческие и культурные связи с Соединенными Штатами, до которых можно добраться чуть более четырех часов полета.

По словам Мисира, большинство гаянской элиты отправляют своих детей учиться в Соединенные Штаты, Канаду или Европу и пользуются преимуществами своих путешествий с детьми, чтобы осмотреть достопримечательности и насладиться образом жизни этих стран.

Бизнесмен утверждает, что в последние годы стремительный рост экономики также способствовал открытию бизнеса, ориентированного на элиту страны.

“Наш бизнес, например, один из них”, — объясняет он.

Агентство недвижимости братьев Миссир работает с небольшого помещения в торговом центре MovieTowne, открывшемся в Джорджтауне в 2019 году, в том же году, когда в стране началась коммерческая разведка нефти.

На этом же этаже расположены магазины импортных вин и парфюмерии известных брендов, таких как Dior.

Районы, где выращивали сахарный тростник и рис, которые когда-то были важными источниками богатства для страны, теперь уступают место роскошным домам и закрытым поселкам в пригородах Джорджтауна.

Это изменение демонстрирует трансформации, которые переживает страна, и то, как вращающиеся новые деньги создают новые привычки и ландшафты.

Одним из новых торговых центров является Amazonia Mall, расположенный на восточном берегу реки Демерара, чуть более получаса езды от центра города.

Издали вы можете увидеть вывеску одного из главных магазинов: франшизы Starbucks.

Локация открыта в апреле 2023 года, насчитывает более 200 квадратных метров и 50 сотрудников. Кофейня часто заполнена людьми.

Starbucks сообщила BBC Brasil, что открытие кофейни-магазина в Гайане произошло потому, что страна сейчас является “оживленным рынком”.

Роскошные дома и закрытые поселки сейчас строятся в районах, которые когда-то использовались для выращивания сахарного тростника и риса.

В центре внимания

Есть и другие признаки того, как быстро новые нефтяные богатства приходят в Гайану.

Страна начала привлекать компании из нескольких стран, которые ищут контракты на строительство инфраструктурных объектов, необходимых стране десятилетиями.

Официальные данные показывают, что правительство потратило 187 миллионов долларов на инфраструктурные проекты, такие как дороги и порты в 2019 году, в первый год коммерческой разведки нефти в стране.

К 2023 году эта цифра достигла 650 миллионов долларов США, вырос на 247%.

“Я живу здесь почти два года. Каждый раз, когда я уезжаю из страны, я замечаю разницу, когда возвращаюсь”, – говорит Дилетта Доретти из Всемирного банка.

“Строится много инфраструктуры, таких как новые дороги и отели. Также заметно большое количество бизнес-миссий, прибывающих в страну”.

Среди беспрецедентного потока ресурсов страна стала чем-то вроде мировой строительной площадки.

К Гайане также “ухаживают” страны, предлагающие кредиты для финансирования подрядчиков.

“У нас есть компании из ЕС, Китая, Индии, Соединенных Штатов, Канады и Бразилии”, – сообщил BBC Brasil Деодат Индар, один из руководителей Министерства общественных работ Гайаны.

Китай фигурирует на этой доске как один из главных игроков.

Консорциум китайских компаний, например, выиграл тендер на строительство нового моста через реку Демерара. Работы финансировались Банком Китая.

Проект считается жизненно важным для развития страны, поскольку он заменит тот мост, который эксплуатировался более 30 лет, через который несколько раз в день прерывается движение кораблей.

Новый мост будет подвесной конструкцией и позволит проходить под ним кораблям. Стоимость проекта составляет 260 миллионов долларов.

Китайские бизнесмены также взяли на себя ответственность за строительство гостиниц и ряд больниц по контракту с правительством Гайаны.

Но у Китая есть конкуренты. В 2022 году индийский подрядчик выиграл тендер на строительство шоссе стоимостью 106 миллионов долларов.

Австрия также предложила кредит для австрийской компании на строительство государственной больницы по контракту с правительством Гайаны. Стоимость проекта составляет 161 млн. долларов США.

Некоторые компании привозят с собой сотрудников из своих стран. Речь идет о китайском консорциуме, который строит мост через реку Демерара. Проектные работы распределены между китайскими и гаянскими рабочими.

В конце 2023 года Гайана попала в центр международного внимания из-за длительного спора с Венесуэлой относительно региона Эсекибо после того, как венесуэльское правительство провело референдум по его аннексии.

Регион Эсекибо, площадью примерно 160 000 квадратных километров, составляет 70% территории Гайаны. Это регион, богатый такими полезными ископаемыми, как золото, медь и алмазы, а недавно там также обнаружили огромные залежи нефти и других углеводородов.

Богатство и неравенство

Дэвид Хайндс — житель Гайаны, почти четыре десятилетия живущий между Соединенными Штатами и своей родной страной.

Он профессор Университета штата Аризона (США) и специализируется на исследованиях Карибского бассейна и африканской диаспоры.

Хайндс объясняет, что Гайана является страной с очень заметным социальным и классовым разделением.

Между XVII и XIX веками страну колонизировали европейцы, использовавшие труд порабощенных африканцев для производства сахара.

После упразднения рабства в 1833 году Великобритания начала привозить в Гайану иммигрантов из Восточной Азии, особенно с территории нынешней Индии, а также китайцев и португальцев.

По данным правительства, 39,8% населения имеют индийское происхождение, 30% имеют африканское происхождение, 10,5% являются коренным населением и 0,5% имеют другое происхождение – это, например, китайцы, голландцы и португальцы.

Хайндс утверждает, что политика тогдашней Британской империи поощряла иммигрантов азиатского и португальского происхождения работать в таких сферах, как зарождающаяся торговля и промышленность страны.

“Потомки индейцев и португальцев являются частью экономической элиты Гайаны”, – говорит он.

С другой стороны, потомки порабощенных африканцев, объясняет Хайндс, начали работать на низкоквалифицированных работах или государственной службе.

Профессор утверждает, что “новые богачи” Гайаны в конечном итоге происходят из той же экономической элиты, которая поселилась в стране.

“Люди, которые пользуются преимуществами (экономического бума), – это те, кто уже закрепился в элите Гайаны”, – отмечает профессор.

BBC Brasil спросила правительство Гайаны о заметном социальном неравенстве в стране, но ответа не получила.

Новый Дубай

Бизнесмен Ричард Сингх продает импортные автомобили в Джорджтаун.

В центре города он наблюдает, как его сотрудники тщательно полируют более 20 автомобилей, припаркованных у его автосалона.

С детства он увлекался автомобилями и техникой и теперь продает подержанные автомобили, в основном импортированные из таких стран, как Япония, где, как и в Гайане, руль с правой стороны.

По его словам, несмотря на нефтедоллары, элита страны все еще предпочитает подержанные автомобили, так как налоги на импорт автомобилей с нулевым пробегом слишком высоки, а в стране все еще не хватает рабочей силы и доступа к запчастям, что практически делает невозможным техническое обслуживание этого типа транспортных средств. средств.

Что касается импортных BMW и автомобилей японских производителей, Сингх сказал BBC Brasil, что его клиентура изменилась с начала разведки нефти в стране. Его бизнес больше не посещают только владельцы малого местного бизнеса и фрилансеры.

В настоящее время его также посещают представители крупных иностранных корпораций, связанных с нефтегазовой промышленностью, которые ищут транспортные средства для своих сотрудников и руководителей.

Сингх, знающий расходы гаянской элиты, говорит, что видит в стране появление своего рода “нового среднего класса”.

“Да, есть новый средний класс. Он стоит немного выше старого среднего класса в Гайане”, — говорит Сингх.

Увеличение доходов позволяет Сингху заниматься одним из своих пристрастий: автоспортом.

В мае прошлого года, например, он ездил в Майами, чтобы посмотреть на Формулу-1.

Но бизнесмен считает, что громкий бум в экономике страны еще не добился своего пика.

“Я очень оптимистично настроен. Я думаю, что Гайана вот-вот взорвется [экономически]”, – говорит Сингх.

Сингх о сравнении с Дубаем говорит с надеждой.

“Я всегда слышал рассказы о Дубае. В 90-х, если вы туда ехали, там все было песок и пустыня. Теперь вы даже не узнаете его”, – говорит он.

“Я надеюсь и хочу, чтобы через 20 лет люди оглянулись назад и сказали: “Я не могу поверить, что это была Гайана”. Я надеюсь, что это произойдет и здесь”.

Ранее “Запорожские Вести” писали о том, как страны Латинской Америки решают, кого поддерживать в войне России и Украины.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-02-22