Изменяют ли чайлдфри общественные нормы

От инфлюэнсеров до онлайн-сообществ людей, сознательно отказавшихся от отцовства, движение чайлдфри набирает обороты, но есть также и негативная реакция. 

На одном из последних видео в аккаунте 27-летней Марселы Муньос девушка танцует в солнечном парке в джинсовых шортах и высоком топе. Это беззаботное сообщение воплощает ее миссию – рассказывать о жизни без детей.

Муньос – владелица аккаунтов Childfree Millennial в TikTok, Instagram и YouTube и одна из растущего сообщества блоггеров, повествующих о том, почему не хотят иметь детей.

“Когда меня спрашивают, почему у меня нет детей, я отвечаю, потому что не хочу”, – говорит Муньос. Она считает, что дети помешают ее страсти к спонтанным путешествиям, футбольным тренировкам и поздним утрам.

В одном из своих последних постов она шутит: “Если вам так не терпится иметь детей, ложитесь спать – вам понравилось? Тогда не заводите детей”.

“Я все время только и слышу от друзей-родителей: “Боже мой, я спала всего два часа минувшей ночью, моего ребенка тошнило, и мне пришлось это убирать, – говорит Муньос, – Меня это совсем не привлекает!”

Хотя люди сознательно отказывались от отцовства и раньше, тренд объявить себя чайлдфри и открыто говорить о своем выборе становится все более популярным.

Кроме инфлюэнсеров, таких как Муньос, за последние пару лет как грибы начали расти онлайн-сообщества и группы поддержки для взрослых без детей. Однако, несмотря на популярность этого движения, общество воспринимает эти изменения очень медленно.

Это – выбор

Чайлдфри – это люди, которые сознательно отказываются иметь детей когда-нибудь в жизни. Они отличаются от тех, кто не имеет детей сейчас, но хотел бы в будущем, а также от тех, кто по каким-либо причинам не смог родить.

Сам термин “чайлдфри” существует с начала 1900-х годов, но только в 1970-х феминистки стали использовать его шире, описывая группу женщин, добровольно решивших быть бездетными.

Суффикс -free в английском языке как раз подчеркивает свободу выбора и отсутствие долга, которые испытывают многие, кто добровольно решил не иметь детей.

Однако большинство академических исследований обычно “объединяют всех людей, не имеющих детей, в одну группу”, – объясняет Элизабет Хинц, доцент кафедры коммуникации в Университете Коннектикута, США, которая изучала идентичность людей без детей.

По ее словам, это не отражает очень разного опыта и чувств чайлдфри и бездетных. Это также означает отсутствие долгосрочных сравнительных данных, рассматриваемых отдельно обеими группами.

27-летняя Марсела Муньос рассказывает в своих блогах о сознательном отказе от отцовства.

Впрочем, теперь многие открыто начали рассказывать о своем выборе, а сутки соцсетей с гештегами и инфлюэнсерами помогают распространить это движение.

Несколько последних исследований показывают, что количество чайлдфри на Западе постоянно растет. Американский исследовательский центр Pew в 2021 году выяснил, что около 44% людей в возрасте от 18 до 49 лет, не ставших родителями, не думают, что когда-нибудь их заведут.

Эта цифра выросла с 37% в 2018 году. Более половины из них объяснили свою бездетность тем, что они просто не хотят иметь детей, а не проблемами со здоровьем или отсутствием партнера.

Исследование YouGov 2020 года в Англии и Уэльсе показало, что более половины британцев в возрасте от 35 до 44 лет, у которых не было детей, никогда их не планировали.

Причины

По словам Хинц, миллениалы и поколение Z выбирают не иметь детей по разным причинам, но есть несколько общих тенденций.

“Одни люди принимают это решение рано и никогда не сомневаются. Другие осознают это позже в жизни, провозглашая себя чайлдфри. Есть и колеблющиеся”, – говорит исследовательница.

Сиера О’Нил, 31-летняя менеджер социальных медиа из Лондона, твердо относит себя к первой категории.

“Я никогда действительно не хотела иметь ребенка и никогда не видела себя будущей мамой”, – говорит она.

“Я не чувствую этого материнского инстинкта продолжать род”. Она и ее парень, с которым они вместе уже три года, считают, что дети также усложнили бы возможность путешествовать или работать за границей в будущем.

Кристина Гарсиа Траперо, работающая в Испании учительница английского языка, говорит, что это решение пришло постепенно.

“В детстве или когда мне было чуть-чуть за 20, я думала о детях, но потому, что верила, что их должен иметь каждый”, – говорит женщина. Сейчас ей 32 года, она незамужем и несколько лет назад поняла, что не представляет себя матерью.

“Я люблю тишину и время в одиночестве, с детьми у меня этого не было бы”, – объясняет она.

На решение Гарсиа Траперо также повлияли размышления об изменениях климата и глобальной ситуации. Такой аргумент назвали в исследовании Pew 2021 около 9% людей, которые не хотят быть родителями. Еще 5% сказали, что беспокоятся об окружающей среде.

Маргарет О’Коннор, консультантка и психотерапевтка из Ирландии, которая также ведет подкаст “Нужны ли мне дети?”, говорит, что практические вопросы также играют роль.

Для многих миллениалов актуальны проблемы нехватки своего жилья и постоянной работы, ограничен доступ к медицине, и они начинают взвешивать, стоит им иметь детей.

Хотя эти проблемы частично решаются, люди задумываются, действительно ли они хотят идти на такие жертвы. И этим они отличаются от предыдущих поколений, более склонных соблюдать общественные нормы.

К тому же многие теперь более осведомлены о потенциальных физических и психических последствиях создания семьи, говорит О’Коннор.

“Женщины, с которыми я работаю, учитывают влияние беременности и родов, а также свою способность быть физически и умственно такими же активными, как они хотят”, – говорит специалист.

Важным фактором является и то, живет ли рядом семья и друзья.

От бума до стигмы

Эксперты говорят, что рост количества онлайн-сообществ чайлдфи, с одной стороны, действительно свидетельствует о том, что общественные нормы меняются.

Люди видят в интернете разделяющих их взгляды, и табу на эту тему постепенно исчезает.

Пандемия также могла сыграть свою роль, предполагает Хинц, ведь проблемы, с которыми сталкиваются многие родители, вышли на первый план. Когда родители начали открыто говорить о трудностях с домашним обучением, закрытии детских садов и финансах в условиях экономического кризиса, это создало более безопасный фон для разговоров о преимуществах чайлдфри.

Однако это также взбудоражило и немало негативной реакции.

На странице Муньос многие оставляли пренебрежительные комментарии, обвиняя блоггершу в эгоизме и ненависти к детям, многие сомневались, что ее жизнь может быть полноценной.

“Многие родители просто не понимают, что это – выбор. Поэтому они воспринимают это как атаку на свое решение иметь детей, – говорит женщина, – Они сразу переходят в режим защиты и говорят, ты пожалеешь об этом, ты умрешь в одиночестве, кто будет заботиться о тебе, когда ты состаришься и ты никогда не узнаешь подлинной любви”.

Муньос говорит, что ее также критиковали некоторые члены ее религиозного сообщества, как в Интернете, так и в его собственной общине, которые считают, что она презирает наставления Библии по продолжению рода. Кто-то обвинил ее в том, что она отвернулась от своего латиноамериканского происхождения.

“Вы должны передать свою культуру, свое наследие следующим поколениям – что вы делаете?!” – говорили Муньос.

Хинц отмечает, что большая часть критики чайлдфри носит выраженный гендерный характер.

“Репродуктивные решения всегда были большим бременем для женщин, чем для их партнеров, – говорит она. – Материнство и женственность также тесно переплетены в этом стереотипе”.

Это означает, что на женщин до сих пор больше давят, чем на мужчин, требуя от них придерживаться традиционного “жизненного сценария” и создавать семью, говорит Хинц.

Это происходит даже в западных странах, которые сделали большой шаг в направлении равенства.

Новый “сценарий жизни”

Помочь молодежи лучше понять, каким может быть их альтернативный “сценарий жизни” – главная цель многих активистов чайлдфри.

О’Коннор надеется, что ее подкасты, каналы соцсетей и консультации повысят осведомленность о том, что жизнь без детей может быть такой же, как и у остальных людей.

46-летняя Вероника Прагер и 51-летний Рик Граймс, которые планируют жениться, надеются стать образцом людей зрелого возраста, ведущих нормальную счастливую жизнь без детей.

Жители Остина в штате Техас руководят онлайн-сообществом Childfree Connection, через которое они рассказывают, какой может быть жизнь чайлдфри в 30 лет, в 40 и позже.

“У TikTok много сообщений типа “я лучше пойду в клуб, чем буду заботиться о ребенке”, и это имеет смысл, конечно, но наступает время, когда тебя не будет в клубе”, – говорит Прагер.

Пара проводит время, катаясь на байдарках, ухаживая за своими собаками и работая удаленно из разных мест. Несмотря на то, что они никогда не хотели иметь своих детей, они любят общаться со своими племянниками и племянницами. В своих блогах они дают советы, как поддерживать отношения с близкими друзьями, у которых есть дети.

Они также говорят о практических и финансовых вопросах, в том числе о том, как спланировать выход на пенсию.

“Люди боятся старения, думая о том, кто позаботится о них и как будет выглядеть будущее. Вот об этом мы и рассказываем”, – говорит Прагер.

Супруги даже дают советы и сомневающимся в своем выборе.

“Бывают дни, когда ты чувствуешь себя очень уверенным в своем выборе, а затем на следующий день вдруг возникает ощущение, что ты что-то упустил”, – говорит Граймс.

“Эту внутреннюю качелю важно держать под контролем, и многим людям нужно место, где бы их поддержали”.

Изменение общественного мнения

Как движение чайлдфри может повлиять на решения будущих поколений иметь детей или восприятие таких людей в обществе, все еще остается предметом дискуссий.

О’Коннор отмечает, что большинство чайлдфри “выступают за выбор для всех” и не собираются “убеждать людей отказываться от отцовства”.

Но она надеется, что рост этого движения поможет колеблющимся принять правильное решение, а тем, кто уже определился, облегчить свою жизнь.

Хинц уверена, что в ближайшие годы идея чайлдфри станет еще более “нормализованной” просто из-за увеличения людей, не имеющих детей.

Она надеется, что это поможет изменить негативное отношение, что “люди без детей эгоистичны и несчастны”.

Однако то, приведет ли это к большим изменениям общественного мнения, очевидно будет зависеть от более широкого политического, медийного и религиозного климата в определенных сообществах.

Например, представители консервативных христианских общин менее вероятно изменят свое отношение к чайлдфри, чем те, кто принадлежат к либеральным общинам, обитающим в больших городах.

К тому же немаловажную роль в прогрессе играют и медиа. “В обществе не хватает положительного представления о том, как выглядит жизнь чайлдфри, – говорит О’Коннор, – В телевизионных шоу и фильмах не хватает пожилых людей, которые живут просто счастливой жизнью без детей”.

По мнению многих, движение чайлдфри стало гораздо заметнее в последние годы.

“Появляется все больше материалов и каналов о людях, которые не хотят быть родителями”, – говорит Муньос.

“Я не дискриминирую людей, имеющих детей. В моей жизни есть много друзей-родителей. Но мне нравится, что люди теперь думают немного глубже об отцовстве, а не просто предполагают, что это то, что каждый должен сделать”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-02-19