Украинский парламент одобрил закон о “клубе белого бизнеса”, предусматривающий бронирование до четверти работников предприятий и компаний, входящих в этот клуб. В то же время депутаты готовятся рассмотреть еще три проекта, предусматривающих экономическое бронирование. Чем они отличаются и к каким работникам относятся?
Первый законопроект, предусматривающий возможность такого бронирования, подал глава экономического комитета Дмитрий Наталуха. Он предлагает бронирование работников при уплате работодателем повышенного военного сбора в 20 400 грн. в месяц.
На этой неделе он же представил еще два проекта, которые предусматривают другие варианты бронирования. В одном из них критерием брони размер зарплаты не менее 12 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленных на 1 января календарного года. Сейчас он 3028 грн, то есть минимальный зарплатный порог для брони будет составлять 36 336 грн в месяц.
Еще один законопроект сочетает в себе возможности бронирования как по критерию зарплаты более 36 тысяч гривен, так и повышенного военного сбора более 20 тысяч, которые могут платить ФОПы.
При этом ФОП должен быть не новым, а зарегистрированным не позднее чем за шесть месяцев до вступления в силу закона, а его доход быть не менее трехкратного размера сбора за бронирование военнообязанных (то есть свыше 61 200 грн).
Экономическое бронирование: за и против
Все три варианта – включая их цифровые параметры – обсуждаются с начала этого года.
Сначала идея экономического бронирования, происходившая из Офиса президента, получила в основном критические комментарии. Мол, это легализует “откуп” от мобилизации.
Однако в бизнес-кругах не исключали интереса к этой идее, ведь с конца прошлого года украинские предприятия и компании испытывают серьезную нехватку кадров из-за мобилизации и выезда работников за границу.
После принятия нового закона о мобилизации дискуссии настолько обострились, что ситуацию на рынке труда, где, по разным оценкам, не хватает до трети довоенного количества трудоспособных, стали называть катастрофической.
Читайте также: Воюй или плати: что известно об экономическом бронировании и кого оно может касаться?
Украина финансирует свои оборонные расходы исключительно из собственного бюджета. Кадровый голод и закрытие бизнесов могут снизить эти доходы.
По расчетам Натальи, автора всех трех законопроектов, нововведение может принести в бюджет от 200 до 320 млрд грн, которые должны пойти на финансирование обороны, в частности, и обеспечить средства на дополнительную мобилизацию в случае необходимости.
Экономические обозреватели имеют разные мнения по поводу пользы от экономического бронирования. Некоторые отмечают, что представленные в законопроектах цифровые параметры слишком высоки для определенных регионов. Мол, не так много работников получают зарплаты более 36 тысяч гривен, или не все работодатели смогут платить за сотрудников более 20 тысяч повышенного военного сбора. Поэтому некоторые регионы или отрасли могут остаться без брони, хотя она им нужна.
По данным Государственной службы статистики, средняя зарплата в стране сейчас чуть меньше 19 тысяч гривен.
Однако значительная часть бизнеса поддерживает идею экономического бронирования. Европейская бизнес ассоциация даже выступила с заявлением, в котором просит президента “разрешить ввести экономическое бронирование в стране”.
Там говорят, что бизнес понимает важность мобилизации для армии и в целом обороны страны, “однако функционирование предприятий, кажется, также важно – для продолжения работы экономики, сохранения поступления налогов, которые помогают финансировать Вооруженные Силы Украины”.
В ЭВА также отмечают, что “экономическое бронирование не противоречит мобилизации, а дополняет ее через финансирование военного сбора за каждого забронированного”, и говорят, что готовы обсуждать разные варианты.
Для кого бронь от мобилизации
Еще один вариант бронирования – до 25% военнообязанных работников – предусматривает уже принятый закон. В ходе окончательного утверждения в него внесли правку главы финансового комитета Даниила Гетманцева.
Эта правка рекомендует правительству внести изменения в порядок бронирования военнообязанных и ввести автоматическое бронирование налогоплательщикам, включенным в “клуб белого бизнеса”. При этом, как пояснил Гетманцев, бронирование для членов этого так называемого клуба является дополнительным вариантом, а не альтернативой экономическому бронированию.
Примечательно, что принятый закон о “клубе белого бизнеса”, а также три законопроекта при авторстве Наталухи, не посвящены отдельно экономбронированию. В них речь идет об условиях ведения бизнеса в Украине.
Последний гарантирует определенные преимущества для предприятий и компаний, добровольно уплачивающих более высокие налоги, чем в среднем в своей отрасли. Своего рода “маски-стоп” военного времени. Например, речь идет о моратории на налоговые проверки для членов “клуба”. И возможно брони для четверти сотрудников – лишь одна из привилегий для такого “белого бизнеса”.
Проекты Натальи вообще посвящены промышленной политике, а о бронировании в них говорится в заключительных положениях.
Конечно, ни один из предложенных способов дополнительного бронирования работников бизнес не может использовать уже сейчас.
Пока на общих основаниях на предприятиях и компаниях можно забронировать до 50% военнообязанных от штата на срок до полугода.
Однако на практике, как говорят представители бизнеса и обозреватели, мобилизация на предприятии может продолжаться и после того, как в армию призвали половину военнообязанных сотрудников.
Согласно недавним изменениям правительственного постановления, некоторые критически важные предприятия – в энергетике, строительстве – могут забронировать около 100% работников не на полгода, а на год. А 18 июня правительство, например, также сняло ограничения на бронь специалистов по разминированию.
Уже в мае, по опросам Нацбанка, индекс ожиданий деловой активности снизился до 48 пунктов с 52.3 в апреле. То есть настроения бизнеса не просто ухудшаются, а негативны. А сам Нацбанк ухудшил оценку роста украинской экономики в 2024 году с 3,6 до 3%.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.