Украинские военные и администрация морских портов сообщили, что благодаря освобождению острова Змеиный от российских войск удалось разблокировать экспорт украинского зерна и другой продукции через морские порты на Дунае.
Как указывают чиновники, это соединение речного и морского пути позволит существенно увеличить поток экспорта украинской продукции. Хотя и признают, это обеспечит только небольшую часть объемов экспорта по сравнению с заблокированными крупными портами Одессы или Николаева.
Россияне покинули Змеиный 30 июня после длительных боев за него. Россия захватила остров в первый день вторжения 24 февраля.
Он расположен неподалеку от впадения Дуная в Черное море и поэтому украинское судоходство из портов на Дунае фактически было заблокировано.
Фактор Змеиного
Администрация морских портов недавно сообщила, что после операции по деоккупации острова Змеиный и проведения ВМС “других специальных мероприятий в данном определенном районе Черного моря” удалось открыть устье Быстрое реки Дунай.
Его, как указали чиновники, можно будет использовать для мероприятия и выхода судов, перевозящих агропродукцию.
Речь идет как об импорте товаров в Украину, так и экспорте зерна и других товаров.
Схема выглядит так: суда заходят по устью Быстрое в украинские порты на Дунае – Измаил, Рени и Усть-Дунайск. Их загружают, а затем они выходят в Черное море и быстро идут в Румынию и Болгарию.
11 июля пресс-служба военно-морских сил Украины сообщила, что они присоединились к обеспечению перевозок гражданскими судами агропродукции через устье Быстрое судового хода реки Дунай-Черное море.
“Первые восемь иностранных судов уже прибыли в порты Украины”, – сообщили военные.
Они добавили, что использование канала стало возможным благодаря освобождению от российских войск острова Змеиный, “остров ведь имеет стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать надводную и частично воздушную обстановку на Юге Украины”.
Чем, по данным военных, россияне пользовались, блокируя движение гражданских судов.
Как это работает
Заместитель председателя государственной службы морского и внутреннего водного транспорта и судоходства Виктор Вишнев рассказал BBC News Украина, как это сейчас работает.
Сейчас суда пошли через украинское устье Быстрое в дунайские морские порты Измаил, Рени и Усть-Дунайск.
Работать через румынское устье Сулина было сложно, ведь у него меньшая пропускная способность и там быстро скопилось большое количество судов, и они остановились в огромных очередях, говорит Вишнев.
Порты Измаил, Рени и Усть-Дунайск теперь могут спокойно грузить суда с зерном и везти его в Черное море. Остров Змеиный (Белое) под контролем россиян фактически блокировал этот путь
“Из-за блокады гражданского судоходства россиянами, мировым компаниям по морской транспортировке пришлось использовать румынский канал Сулина, что привело к скоплению большого количества судов и значительной перегрузке канала”, – добавляют военные.
Как говорит Вишнев, после освобождения от россиян Змеиного появилась опция разблокировать украинское устье и экспортировать и импортировать напрямую через Дунай и Черное море.
“Это позволяет разгрузить большую пробку, образовавшуюся на Дунае”, – говорит он.
Дунайские порты смогут снабжать треть всего нынешнего украинского экспорта.
“Конечно, основной поток экспорта шел из основных морских портов и это сейчас заблокировано”, – отмечает Вишнев, но и маршрут через Дунай – это также существенное облегчение.
Он приводит пример – одно огромное судно Панамакс заходило на терминалы портов большой Одессы и могло взять 30-50 тысяч тонн зерна.
Баржи из дунайских портов могут взять – до 5-7 тысяч тонн максимум.
По словам Вишнева, сейчас, как правило, эти небольшие суда до 5 тысяч тонн будут выходить в море из Дуная и сразу перегружаются на большие морские Панамаксы в румынской Констанце.
Дальше продукция везется во все уголки мира. “Нет смысла гонять маленькие суда на очень большие расстояния”, – добавил Вишнев.
Он надеется, что такой маршрут будет нормально функционировать, а также подчеркнул, что сейчас есть возможность доставлять грузы на юг Одесщины, несмотря на обстрелы россиянами инфраструктуры.
Но, как указывает Виктор Вишнев, главное для Украины – запустить голморские порты для полноценного экспорта. Однако это вопрос договоренностей на самом высоком уровне.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.