Что думают эксперты о роспуске Запорожского горсовета

Роспуск совета возможен, если еще два раза не удастся провести полномочную сессию. Если депутаты широкой коалиции не придут на заседание сессии еще два раза, это будет законным основанием для роспуска Запорожского горсовета. Об этом 27 июля в Запорожье рассказал политолог, директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик, представляя результаты комплексного анализа ситуации в городе.

Известный киевский политолог считает, потому, что депутатское большинство горсовета блокирует ее работу, в Запорожье сложилась ситуация политического пата. Такая ситуация требует решения, которое возможно или в виде политических решений, или из-за применения норм законодательства в части прекращения полномочий и перевыборов.

Интересно, что в Запорожье новые выборы мэра, по мнению политолога, маловероятны, ведь Владимир Буряк имеет высокий рейтинг доверия среди жителей города. Ему в той или иной степени доверяют 58% опрошенных.

Об этом свидетельствует изучение общественного мнения, которое проходило путем опроса жителей города 19-25 июля 2021. Личное формализованное интервью (face-to-face) приняли в 1200 респондентов в возрасте от 18 лет и старше.

Среди запорожских политиков самый высокий антирейтинг имеет народный депутат Украины от ОПЗЖ Владимир Кальцев – более 70% недоверия.

Председателю Запорожской облгосадминистрации Александру Старуху не доверяют около 25% запорожцев, большая часть – не определилась.

Депутатам Запорожского городского совета доверяют 24%, не доверяют – 57%, не определились – 19%.

20% недоверия имеет уволенный секретарь Запорожского городского совета Анатолий Куртев. Вообще не слышали о таком – 77%.

К политическим союзам в городском совете между политическими оппонентами, в частности ОПЗЖ и ЕС, ОПЗЖ и партией «Слуга народа» негативно относятся 76% запорожцев.

Кстати, только 26% запорожцев осведомлены о том, что в горсовете существует кризисная ситуация и не удается провести полномочную сессию.

Из тех, кто считает себя осведомленным о политическом кризисе, 21% опрошенных виновными считают депутатов городского совета, еще 16% называют ответственными за безвластие так называемой «третьей стороны».

Изучением того, что это за третья сила, которая влияет на ситуацию в Запорожье, Центр исследований проблем гражданского общества намерен заниматься в ближайшее время. Результаты исследования будут представлены общественности в ближайшее время.

Виталий Кулик отметил что сейчас подобная ситуация сложилась в 18 населенных пунктах Украины. Он рассказал, какие существуют модели решения таких политических кризисов в органах местного самоуправления.

Модель 1. Роспуск городского совета и внеочередные выборы

Согласно п.1.2 статьи 78 Закона О местном самоуправлении в Украине “полномочия городского совета могут быть досрочно прекращены в случаях: если сессии совета не проводятся без уважительных причин в сроки, установленные настоящим Законом (сессия совета созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а по вопросам отвода земельных участков и предоставления документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности – не реже одного раза в месяц), или совет не решает вопросы, отнесенные к ее ведению.

При анализе ситуации в Славянске, политолог провел аналогию с перевыборами мэра и горсовета в Киеве в 2008 году. Тогда, на обращение депутатов городского совета и народных депутатов в парламенте была создана Временная следственная комиссия, которая разобрала ситуацию в Киевском горсовете и вынесла решение о целесообразности перевыборов и городского головы, и городского совета. Мотивационная часть решения касалась политической коррупции, бездеятельности местной власти и земельных сделок мэрии. Подобный случай имел место с внеочередными выборами в Тернопольский облсовет в 2009 году.

В случае Запорожье депутаты Верховной Рады могут принять соответствующее решение без ВСК или подобных промежуточных институтов.

Насколько это соответствует нынешнему избирательному Кодексу – это вопрос второстепенный. Эксперты сошлись во мнении, что в условиях гибридности правового поля в государстве, решения, которые принимает нынешняя власть, имеют тенденцию к «исключений».

Модель 2. Политическое решение

а) свои рычаги влияния на стороны противостояния должен задействовать председатель Запорожской ОГА Александр Старух. Руководитель облгосадминистрации функционально обязан влиять на решение острых кризисов в вверенном регионе. В частности, не только путем давления, но и через политические соглашения, формальные и неформальные договоренности;

б) задействовать «тяжелую артиллерию» в виде Кабинета министров. Провести выездное заседание Правительства, совместно с коллегиями отдельных силовых ведомств для показательного разбора местных партийных «коррупционных кейсов», которые вызвали кризис в горсовете крупного областного центра прифронтовой зоны;

в) главный офис политической партии «Слуга народа» должен признать кризисную ситуацию в региональном отделении партии и как можно быстрее принять действенные меры реагирования и исправления ситуации;

г) переформатирования большинства – «компромиссная коалиция». В этом вопросе ключевую роль должен сыграть Офис Президента Главный Офис партии «Слуга народа», ведь именно СН должна стать системообразующим центром новой коалиции и разрешения кризиса.

– Какую бы модель ни выбрала центральная власть для решения острой ситуации в Запорожье, стоит помнить, что затягивание неопределенности создает угрозы национальной безопасности Украины, – отметил директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-07-27