История Днепровской ГЭС: проектирование, строительство, восстановление и настоящее

dneproges

Днепровская гидроэлектростанция – старейшая ГЭС, построенная на реке Днепр. Ее с уверенностью можно считать символом целой эпохи, она и сейчас вызывает восхищение своей красотой и величием. До сих пор удивляет, как такое масштабное сооружение удалось построить еще в 20-х годах ХХ века. История строительства Днепровской ГЭС очень интересна. С этим проектом связано множество мифов и легенд.

dneproges

Идея строительства плотины на реке Днепр возникла еще в ХVIII веке, во времена правления Екатерины II в. После захвата Крыма и Таврии империя рассматривала Днепр как перспективную транспортную артерию для поставок товаров на новые земли и укрепления своих позиций на востоке. Но такому использованию реки мешали известные днепровские пороги, поэтому приоритетом в проектах того времени было обеспечение судоходства по всей длине Днепра, путем их затопления. В 1778 году началась история борьбы с порогами техническими средствами – были осуществлены попытки подорвать пороховыми зарядами Старо-Кайдакский порог и Ненасытец. За полтора века были созданы десятки проектов, потрачено немало средств и человеческих усилий, впрочем, бесполезно. Главная цель – сквозное судоходство по Днепру – так и оставалась недостижимой.

Времена менялись. Началась эпоха изобретений и масштабных инженерных проектов.

Впервые идея построить плотину с гидроэлектростанциями на том самом месте, где теперь стоит ДнепроГЭС, возникла в 1905 году. Ее предложили инженеры С.П. Максимов и Г.И. Графтио. Однако, осуществить этот грандиозный в то время план помешала Первая мировая война. На долгие годы страна погрузилась в войну, революции и руины.

В самом начале 20-х годов ХХ века Александровск (ныне Запорожье) замер на пороге больших перемен. Он переживал или не самые плохие свои времена: после революций, гражданской войны и постоянного передела власти остановилось большинство заводов. Мосты, которые обеспечивали постоянное транспортное сообщение между берегами Днепра, были разрушены. Из-за военных действий, эпидемии тифа и голода от засухи, количество жителей города сократилась почти вдвое. Изменения к лучшему начались здесь в эпоху индустриализации, когда Александровск стал одним из первых и важнейших звеньев перспективного плана электрификации страны.

Проекты будущей электростанции на Днепре предлагались один за другим. Однако, оптимально решить проблему Днепра удалось Ивану Гавриловичу Александрову, который, изучив всю информацию, собранную его предшественниками, заверил: «Пороги – не несчастье Днепра, а его ценность». Александров разработал инженерно-технический проект крупнейшей в Европе гидроэлектростанции. На его вызов, что  «такое количество энергии некому будет потреблять» профессор ответил обоснованными расчетами и доказал, что ДнепроГЭС станет сердцем промышленности города и кузницей профессиональных кадров.

Интересно, что к проектированию станции приобщились не только отечественные специалисты, но и иностранцы. Именно главе известной в то время во всем мире американской организации по проектированию и строительству гидроэлектростанций, Хью Куперу (H.L.Cooper & Co), мы обязаны тем, что плотина имеет форму подковы. Также американский инженер настоял, чтобы плотину строили не из бута, а из бетона, с трехкамерным шлюзом вместо четырехкамерного.

В 1927 году был назначен персональный состав правления Днепровского строительства и в марте на Днепре закипела работа. В районе поселка Кичкас первые 16 землекопов начали земляные работы. Вскоре к Кичкасу начали прибывать рабочие со всех уголков Советского Союза. В мае на Днепрострое работало 2000 человек, в июне – 6000, а в ноябре – уже 127 000! Рабочих нанимали на биржах труда, среди отставных военных и крестьян. При этом труд заключенных не использовался.

Примечательно, что 70% днепростроевцев составляла молодежь. Понимая значение для строительства квалифицированных кадров, руководство Днепростроя на объекте начало создавать общеобразовательные школы и курсы по подготовке специалистов – машинистов, слесарей, плотников и других специалистов.

Поскольку обеспеченность техническими средствами была крайне низкой, сначала большинство работ на строительстве приходилось выполнять вручную. Но впоследствии Днепрострой стал одним из самых технически обеспеченных строек в СССР.

«На Днепрострое воля и разум человека изменяют фигуру и лицо земли. Десятки и сотни рабочих, сверлят камень берегов Днепра электрическими сверлами, подрывают древнюю породу жидким воздухом, другие десятки переносят, перевозят с места на место сотни тысяч кубометров земли, землю отрывают железные челюсти экскаваторов, она кажется легким прахом в руках человека, который строит для себя новую жизнь … », – именно так описывает свои впечатления от визита на Днепрострой писатель Максим Горький.

Для страны, которая пережила Первую мировую и многолетнюю гражданскую войны, возведение такого масштабного объекта можно было сравнить со строительством египетских пирамид, ведь строительство требовало огромного количества материальных и человеческих ресурсов. Для реализации проекта требовалась серьезная механизация и организация целого ряда вспомогательных производств. На месте работали механические мастерские, лесопилка, завод по производству бетона, компрессорные станции, было транспортное хозяйство. При строительстве прокладывались железнодорожные пути к плотине и новых мостов.

Лесоматериалами строительство обеспечивали Черниговщина и Беларусь. Паровыми кранами, экскаваторами, думпкарами – Соединенные Штаты. Оборудованием для заводов – Германия, Швеция и Чехословакия. Все девять турбин «Newport News» были заказаны в США. Также в Соединенных Штатах заказали пять генераторов фирмы «General Electric». Еще четыре генератора для ДнепроГЭСа изготовил ленинградский завод «Электросила».

Впоследствии вокруг Днепростроя появился мощный промышленный комплекс, площадью в 40 кв. км. Здесь был построен завод листовых сталей, алюминиевый комбинат и завод Днепроспецсталь. Так строительство Днепровской станции дало толчок для создания уникального промышленного комплекса страны, решило давнюю историческую проблему судоходства по Днепру, водоснабжения городов и орошения засушливых земель юга Украины.

Проект возведения ДнепроГЭСа предусматривал строительство плотины через два острова в русле реки Днепр. Это позволяло вести строительство в несколько этапов, не перекрывая реку, не создавая обводного канала для пропуска воды на период строительства. Строительство велось одновременно как с левой, так и с правого берега к островам.

Вода, после строительства станции поднялась на 40 метров, давала возможность сквозного судоходства через шлюзы Днепровской ГЭС. И главное – станция удовлетворяла аппетиты промышленного комплекса в электроэнергии по самой низкой в мире цене.

1 марта 1932 был введен в эксплуатацию первый гидроагрегат, а через 8 месяцев – 10 ноября, Днепровскую гидроэлектростанцию зачислены в число действующих предприятий. Мощность первой очереди ДнепроГЭСа составляла 310 тыс. КВт. Здесь работало пять гидроагрегатов мощностью в 62000 кВт каждый.

В день официального открытия ДнепроГЭСа первые 10 тонн продукции выплавил новый завод «Днепроспецсталь». Самая дешевая энергия, которую предположительно тогдашних скептиков «некому будет потреблять», начала подаваться и в другие промышленные центры: Днепропетровск, Кривой Рог, Никополь, Днепродзержинск и на Донбасс.

В январе 1939 года после пуска последнего, девятого гидроагрегата, Днепровская ГЭС достигла проектной мощности в 560 тысяч кВт.

Так была построена самая мощная в то время гидроэлектростанция в Европе. И именно на правобережной скале под названием «Любовь», откуда началось строительство станции, сегодня находится машинный зал – сердце ДнепроГЭСа.

Грандиозное строительство энергетического объекта обошлось стране в сумму около 100 млн. Долларов. Весь комплекс вместе с промплощадкой и Соцгородке – в 400 млн.

С мая 1933 по июнь 1941 ДнепроГЭС произвела более 16 млрд. КВт-ч электроэнергии, благодаря чему страна сэкономила более 10 млн. Тонн топлива.

18 августа 1941 на станцию приблизилась линия фронта. Мостом через Старый Днепр гитлеровские танки ворвались на Хортицу и начали обстреливать город. Вечером заминированная переправа с Хортицы на левый берег взорвалась от прямого попадания снаряда. Для врага оставался единственный путь на Запорожье – плотина ДнепроГЭС. К вечеру бойцы 247-й стрелковой дивизии отражали атаки на ДнепроГЭС с правобережья, однако, когда вражеская танковая колонна подошла к станции, по приказу представителей Генштаба генераторы были переведены в режим короткого замыкания при выведенных защитах, а несколько быков плотины подорвано. 30-метровая волна смыла враждебные подразделения. Вместе с тем, пострадало местное население и советские военные формирования.

Во время оккупации в Запорожье из Германии прибыли инженеры, которые имели почти всю техническую документацию ДнепроГЭС. Разбирать завалы согнали пленных. Сурово наказывали тех, кто избегал труда. Во время оккупации на ДнепроГЭС было казнено около трех тысяч человек.

Фашистскому режиму за два года его господства так и не удалось полностью запустить станцию в действие – у немцев получилось запустить только два генератора, которые не могли работать на полную мощность из-за низкого напора, который был следствием повреждения плотины.

Отступая в конце 1943 года, немцы взорвали машинный зал, пульт управления, все электрохозяйство и аванкамерный мост, но полностью уничтожить плотину им не удалось.

С 1944 года началось восстановление ДнепроГЭСа. Мировая практика не имела опыта реконструкции разрушенных гидротехнических объектов такого масштаба. Однако, тысячам строителей, подавляющее большинство которых были женщинами, в тяжелых условиях послевоенного времени удалось за короткий срок возродить ДнепроГЭС. Восстановление станции началось с прокладки между разрушенными быками навесных мостов. Быстро была возведена временная защитная дамба. Трещины в плотине «лечили» закачкой специального цементного раствора. В течение 1944-45 годов был восстановлен мост через шлюз. А летом 1945 года своего довоенного вид приобрел аванкамерный мост. В повойнное время на восстановлении ДнепроГЭСа было задействовано около 50 000 человек.

Однако, восстановление ДнепроГЭСа значительно сдерживал тот факт, что немцы забрали с собой архив строительства. Лишь в 1945 году его нашли в Чехословакии и вернули в Запорожье.

3 марта 1947 восстановлен первый гидроагрегат станции дал промышленный ток, а уже через три года – 26 июня 1950 был введен в эксплуатацию последний, девятый агрегат.

Возрожденный ДнепроГЭС ежегодно поставлял потребителям 3,5 млрд КВт-ч электроэнергии, оставаясь самой мощной гидроэлектростанцией Европы до 1956 года.

В 1964 году было принято решение о расширении Днепровской гидроэлектростанции. Ровно через 37 лет после торжественного открытия ДнепроГЭСа, 10 октября 1969 до плотины действующей электростанции начали достраивать совершенно новую электростанцию – ДнепроГЭС-2.

Интересно, что строительство велось практически в самом центре города в условиях ограниченного строительной площадки и непрерывного транспортного движения. 25 ноября 1974 пущен первый гидроагрегат ДнепроГЭС-2, а в 1980 году – восьмой агрегат. Суммарная мощность объединенного ДнепроГЭСа в конце концов достигла 1538, 2 МВт.

За годы эксплуатации оборудование, установленное на Днепровской ГЭС, морально и физически устарело, в связи с чем было принято решение о проведении его реконструкции. Первый этап реконструкции стартовал в 1996 году и проводился за счет кредитных средств Всемирного Банка Реконструкции и Развития, гранта Швейцарского правительства и собственных средств.

Первый этап реконструкции позволил увеличить имеющуюся мощность Днепровской ГЭС-1 на 42 МВт, увеличить КПД агрегатов на 3% за счет чего обеспечил дополнительный выработка 100 млн. КВт-ч электроэнергии ежегодно. Кроме того, повысил управляемость и надежность работы оборудования ГЭС.

В 2007 году начат второй этап реконструкции, в рамках которого было заменено 97 единиц электрооборудования (силовые трансформаторы, разъединители, элегазовые выключатели, трансформаторы тока, трансформаторы напряжения, ограничители перенапряжения). Продолжается реконструкция гидроагрегатов. Уже прошли реконструкцию 5 гидроагрегатов ГЭС-2. Сейчас ведутся работы по реконструкции двух гидроагрегатов Днепровской ГЭС-1 и двух гидроагрегатов ДнепроГЭС-2. Реализация проекта II этапа реконструкции, который сейчас идет, позволит увеличить мощность станции до 1610,6 МВт.

Несмотря на свою богатую историю ДнепроГЭС и в 2020 году остается флагманом украинского гидроэнергетики и продолжает дарить свет, тепло и уют людям. Станция живет современной жизнью, двигаясь в ногу со временем и реагируя на вызовы.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2020-05-27