Легендарный ДнепроГЭС: как строили символ Запорожья

ДнепроГЭС – настоящий символ Запорожья. В основном его строительство описывается как романтический, в чем-то даже героический эпос. Как сообщает MyZp.info, на самом же деле быт днепростроевцев представлял собой довольно унылое зрелище, а сами они страдали от голода, холода и болезней.

Прибывают первые рабочие

Первые работники прибыли в Запорожье весной 1927, а если быть точнее – то 15 марта. Основной проблемой была хроническая нехватка рабочих рук. Если со специалистами вопрос удалось частично решить путем наема иностранных инженеров и консультантов, то огромную массу чернорабочих заменить техникой было проблематично, ее не хватало.

Предстояли масштабные земляные работы. Согласно предварительным расчетам, предстояло “вынуть” около 3 миллионов кубометров грунта. Поэтому по всей огромной стране начали ездить вербовщики, обещающие золотые горы будущим строителям ДнепроГЭСа. В набор “бонусов” входили жилье, одежда, хорошее питание и конечно же, достойная зарплата.

 

Гужевой транспорт на стройке был основным

Все это помогло делу, и численность работников начала пополняться рекордными темпами. Например, в мае число рабочих не превышало и двух с половиной тысяч. Через полтора года людей было уже втрое больше, а в марте 1929 года число рабочих достигло уже более 15 тысяч человек. В дальнейшем число рабочих росло регулярно столь же высокими темпами.

Кроме этого, на Днепрострой съехалось огромное количество бродяг и безработных. Высокий “конкурс на место” привел к тому, что пришлось давать приоритет тем, кто жил в нашем регионе. Кроме того, высказывалась идея о запрете въезда безработных в Запорожский округ.

Жилье и облавы

Обещания комфортного жилья оказались, как обычно, враньем. Работников размещали в наспех построенных бараках. Кроме того, вовсю использовались здания поселка Кичкас, а также бывшие заводы Унгерна и Коппа. Всего за несколько месяцев с начала строительства были построены 125 бараков и более 40 общежитий.

Тем не менее, этого все равно не хватало, и дело дошло до палаток. Шили их в Ленинграде, и каждая палатка имела вместимость до 60 человек. Условия проживания в палатках были, конечно же, ужасными. Примерное представление о них могут составить те, кто попадал на военный полигон на время военных учений или сборов. Постоянная сырость и холод, невозможность наладить хоть какой-то индивидуальный быт – были постоянными спутники рабочих Днепростроя. Кроме того, даже номинальные параметры по заселению жилого фонда были превышены в несколько раз.

Александр Винтер прекрасно знал о проблеме и не собирался ее игнорировать. Были оформлены обращения в милицию и другие организации. Сотрудники органов правопорядка быстро выяснили, что большую часть помещений занимают бездомные или просто бездельники, которые пьянствуют и никакой работы не выполняют.

Купер и Винтер, Запорожье

Хью Купер и Александр Винтер на строительстве

Те времена были суровыми, а проблема серьезной. Решали ее поистине жестокими мерами. В темное время суток барак окружали милиционеры с собаками и начинали проверять всех жильцов. Тех, у кого не было соответствующих документов, безжалостно выкидывали наружу. Там “самозахватчиков” сажали на телеги и вывозили за город, подальше от Днепростроя.

Если стало любопытно, то продолжение есть на сайте MyZp.info. Вы сможете узнать правдивую информацию о строительстве ДнепроГЭСа и многих городских зданий, почитать городские новости и попробовать вместе с нами заглянуть в будущее и увидеть, каким город будет через несколько лет.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-05-04