Международный аэропорт «Запорожье» бьет рекорды

За первый год работы обновленный аэропорт обслужил почти полмиллиона пассажиров и превысил показатели прошлого года на 86%. 

В 1943 году в Запорожье начали строить аэропорт. А в 2020 году он, после многих лет забвения, начал новую жизнь – 19 октября открылся современный просторный терминал, инициатором строительства которого стал Владимир Буряк.

Второе рождение аэропорта

В октябре КП «Международный аэропорт «Запорожье» отмечает двойной день рождения. Ровно 78 лет назад, 15 октября 1943 года, на следующий день после освобождения города, вышел приказ о создании аэропорта в Запорожье. Сначала он располагался в Космическом микрорайоне. В память об этом в районе до сих пор есть улица Аэродромная.

На улицу Голубую аэропорт перенесли в начале 60-х годов, когда и был построен терминал. Здание обслуживало рейсы до 19 октября 2020 года, пока не был открыт новый современный терминал. Аэропорт длительное время практически не развивался. И мэр поставил задачу – добиться развития предприятия, открытие новых рейсов, увеличения пассажиропотока, улучшения условий для пассажиров и авиаперевозчиков.

Отметим, что аэропорт Запорожье длительное время был в государственной собственности. В собственность общины города он перешел только в 2013 году. Город получил «убитое» предприятие: взлетно-посадочная нуждалась в ремонте, терминал был маленьким и старым – за полвека мощности аэропорта ни разу не обновлялись. И запорожцы даже не надеялись, что когда-нибудь в городе появится современный и мощный аэропорт.

Однако все изменилось, когда мэром стал Владимир Буряк. В 2016 году новоизбранный городской голова Владимир Буряк инициировал городскую программу развития КП «Международный аэропорт «Запорожье».

Строительство терминала площадью более 12 тыс. кв. м, началось в декабря 2017 года – за бюджетные и кредитные средства, без материальной помощи из бюджета страны. В конце декабря 2019 года строительство было завершено (оставалось сделать внутренние работы). И нужен был почти год, пока терминал открыли. Причинами задержек были как карантин из-за коронавируса, так и искусственные проблемы, созданные силовиками. Проводились обыски, изымались документы, необходимые для продолжения внутренних работ, а затем представители центральной власти и вовсе заявили о намерении передать запорожский аэропорт в концессию! Хотя предприятие было обновлено и не нуждалось в «поддержке» частного бизнеса. Об этом заявляли как горожане, так и эксперты Ассоциации «Аэропорты Украины».

«Терминал аэропорта Запорожье построен на деньги громады и будет принадлежать громаде», – такой была принципиальная позиция городского головы Владимира Буряка. Его поддержали как простые запорожцы, так и депутаты.

«Если бы мы ждали инвестора, то терминала до сих пор не было бы! А мы построили, на предприятие зашли авиаперевозчики, открыли новые рейсы, люди довольны», – отмечал мэр. По его предложению депутаты горсовета приняли обращение к Президенту Украины о недопустимости вмешательства в деятельность международного аэропорта «Запорожье». И впоследствии атаки на запорожский аэропорт прекратились. Были продолжены внутренние работы, обустройство различных локаций внутри здания. И рано утром 19 октября 2020 аэропорт обслужил первую сотню пассажиров рейса «Запорожье-Киев» авиаперевозчика Sky Up.

Терминал имеет пропускную способность до 400 пассажиров в час (с потенциальным увеличением до 500), оснащен лифтами, эскалаторами, работает медицинский пункт, сервисы для обслуживания пассажиров с инвалидностью, есть аренда автомобилей, пункт ПЦР-тестирования, офисы авиакомпаний, кассы продажи авиабилетов, бизнес-центр, зал для конференций, комната для матери и ребенка. Также в аэропорту работает филиал Туристического информационного центра. Сейчас, спустя год, многие запорожцы с гордостью рассказывают друзьям из других городов о воздушных воротах Запорожья. Кстати, немалое количество пассажиров – именно жители соседних регионов, где нет такого современного и удобного аэропорта да еще и с таким количеством рейсов!

В сентябре пассажиропоток Международного аэропорта «Запорожье» составил 79 510 человек. По сравнению с прошлогодним сентябрем он увеличился на 46%. Международными рейсами воспользовались 70 595 пассажиров, внутренними – 8915. Количество рейсов составило 378, что на 42% больше аналогичного периода 2020 года, когда их было 265, – сообщают на предприятии.

Всего за 2021 год аэропорт Запорожья обслужил 495 375 пассажиров (по состоянию на 13 октября). Для сравнения – за этот же период 2020 году этот показатель составлял всего 265 331, что на 86% меньше. Выполнено 2675 рейсов (в 2020-м – 1576, почти на 70% меньше). С такими показателями аэропорт Запорожье стабильно входит в ТОП-6 аэропортов страны и уже превысил показатели доковидного периода.

Увеличение пассажиропотока стало возможным благодаря расширению географии полетов. Авиаперевозчики стали активно интересоваться аэропортом Запорожье еще на стадии строительства нового терминала и после его открытия вводили новые рейсы и увеличивали количество перелетов по уже существующим направлениям. В запорожский аэропорт, зашел лоукост SkyUp, который открыл рейсы в Шарджу, Тель-Авив, Римини (Италия), Ираклион (Греция), Бургас (Болгария), Прагу (Чехия) и другие города, а также бюджетный рейс в Киев. Еще были открыты рейсы в Будапешт (Венгрия), Вроцлав (Польша), Гданьск (Польша), Краков (Польша), Дортмунд (Германия), Кипр.

Зашел и большой европейский авиаперевозчик Lufthansa Group, который открыл рейс в Вену. Всего в летнем расписании этого года были рейсы по более 20 направлениям: Италия, Германия, Черногория, Албания, Грузия, Турция, Египет, Австрия, Польша, Болгария, Кипр и др.

С аэропортом сотрудничают такие перевозчики как Sky Up, Azur Air Ukraine, МАУ, Тurkish Airlines, Pegasus Airlines, Мотор Сич, Windrose Airlines, Austrian Airlines.

К сожалению, из-за коронавируса не все рейсы продолжают работать. Но это временные ограничения, рано или поздно эпидемия закончится, а запорожский аэропорт будет удивлять и радовать пассажиров новыми рейсами и сервисами.

Летать безопасно!

Кстати, администрация аэропорта беспокоится о безопасности пассажиров. Еще весной была установлена интеллектуальная видеосистема для бесконтактного термального скрининга и определения наличия маски на лице. Такое же оборудование уже работает в новом аэропорту Стамбула и в миланском «Мальпенса». Изображение с 5 интеллектуальных термальных камер Mobotix выводится на мониторы диспетчерских пунктов видеонаблюдения и медицинского персонала. Камеры настроены для измерения температуры в области слезного канала, ведь здесь температура наиболее приближена к внутренней температуры тела человека. Таким образом контролируется выполнение карантинных требований, чтобы обезопасить пассажиров всех рейсов.

Справка

В 2016-2017 годах была построена новая дорога в аэропорт. В 2017-2019 годах отремонтировано около 75 тыс. Кв. м взлетно-посадочной полосы аэропорта, 27 тыс. кв. м рулевой дорожки, 54 тыс. кв. м перрона аэропорта. Также установлено светосигнальное и радиотехническое оборудование, строится новое ограждение вокруг аэропорта.

Стремительный взлет

В 2015 году количество пассажиров запорожского аэропорта составило более 128 тыс. пассажиров.

  • В 2016-м – более 275 тыс. пассажиров.
  • В 2017-м – более 348 тыс.
  • В 2018 году – более 400 тыс.
  • В 2019-м – более 434 тыс.
  • В 2020 году – 326 217 тыс.
  • За 9 месяцев 2021 – 465 321 человек.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-10-19