Мужчина дважды “ходил” к гинекологу. Как Helsi попал в скандал с фейковыми визитами к врачам

Украинский медпортал Helsi, обслуживающий более 25 миллионов пользователей, попал в масштабный скандал: люди обнаружили в своих профилях обследование и записи на визиты к врачам, которых они никогда не посещали. 

Это может означать, что государство могло оплачивать врачам визиты, которых никогда не было.

“Кто-то пришел в мой Helsi кабинет, записался и прошел видеоконсультацию у моего семейного врача”, – написала в фейсбуке Наталья Макогон, когда-то коммуникационница киевского метро, работающая сейчас в реабилитационном центре Superhumans.

“Попросила у мужчины проверить свой. Оказалось, у него круче – кто-то проходит обследование, потому что стоят записи на флюорографию, анализ крови, к травматологу и урологу”, – добавила женщина.

У Наталки более 6 тысяч подписчиков. За день под ее постом собралось около двухсот комментариев, в которых люди сообщили, что тоже столкнулись с фейковыми записями.

“У моего знакомого в кабинете Helsi уже вторая запись к гинекологу. Первый “прием” был в марте”, – говорится в одном из комментариев.

Люди также упоминали о случаях, когда в медицинскую систему вносили дополнительную вакцинацию, которой не было.

Что на массовые жалобы говорят в Helsi, Минздраве, и как будут исправлять ошибки в медицинских профилях?

Данные пациентов в безопасности

Руководитель Helsi Евгений Донец знает о проблеме и отрицает версию о том, что медпортал с данными миллионов украинцев могли сломать.

“Говорить об опасности данных – не правильно. Пациент видит данные, которые внес врач о нем, даже если данные некорректны”, – объясняет он.

В случае с Макогоном оказалось, что визит в системе зарегистрировал не семейный врач, а врач вторичного звена. “Помимо собственно консультации мне еще назначили обследование гинеколога и рентген”, – написала она позже в обновлении до своего поста.

“Мы находимся на этапе, когда большие системные решения как электронная система здравоохранения постоянно развиваются. Поэтому могут возникать ошибки с внесением информации – это переходный этап цифровизации”, – считает Донец.

В Helsi утверждают, что после проверки с технической поддержкой или семейным врачом оказалось, что большинство некорректных записей – это приемы, во время которых была внесена вакцинация.

Так было в случае с Ольгой.

“У меня когда-то тоже висел визит к неизвестному врачу, и я выяснила, что это “консультация” терапевта перед прививкой на ковод. “Консультацией” оказалось то, что я подписала согласие на прививку”, – говорит Ольга.

Но большое количество историй в соцсетях и разнообразие консультаций может свидетельствовать о том, что дело не только в прививках.

Врачи и Helsi

Портал Helsi, с августа 2022 года владельцем и оператором которого является компания “Киевстар”, обслуживает львиную долю украинской медицины и работает, прежде всего, с государственными больницами. Это сервис записи к врачам и хранение медицинских данных.

Больницы платят подписку от $10 за одного активного врача-пользователя – это основной источник дохода для Helsi, говорится в исследовании Forbes.

В 2018 году в Украине стартовала медреформа, главный принцип которой – “деньги идут за пациентом”. То есть украинцы самостоятельно выбирают врача и место, где лечиться, и чем больше в больнице пациентов и процедур – тем больше государственного финансирования она получает.

Оплачивает медицинское обслуживание Национальная служба здоровья по специальной программе медицинских гарантий. Ее бюджет на 2023-й год – более 142 млрд грн, пишет Forbes.

Один врач анонимно рассказал журналистам LIGA.Life, что существуют случаи, когда врачи действительно могут создавать фейковые записи для повышения статистики больницы и большей оплаты.

“Это может быть вызвано тем, что НСЗУ ежемесячно изменяет правила, уменьшает оплату, урезает и не хватает записи при малейших ошибках”, – объяснил собеседник.

Если это действительно так, то государство могло зря тратить деньги на визиты, которых не было.

Министерство работает над проблемой

8 мая на встрече с журналистами Министр здравоохранения Виктор Ляшко сказал, что министерство знает об этой проблеме.

“Мы обнаруживаем пациентов, которые приходили 4000 и более (раз) на прием. Начинаем на них реагировать очень сильно и серьезно. Сейчас вышло последнее постановление, разблокирующее проведение мониторинга для Национальной службы здоровья Украины”, – сказал Ляшко.

По его словам, заявки будут появляться в автоматической базе. Система будет показывать, что один и тот же человек приходит ежедневно на реабилитацию или амбулаторный прием. Если таких приемов будет много, запрос будет гореть

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-05-12