“Он – россиянин”. Как украинцы отказываются от Деда Мороза?

“Я сказала сыну, что Дед Мороз в этом году не придет, потому что война, а он – гражданин России”, – рассказывает киевлянка Илона Кошарна о разговоре со своим 4-летним ребенком. 

“А дальше уже пошла детская фантазия, и сын его похоронил – придумал, что его и Снегурочку сбила ПВО, и погнал об этом всем рассказывать”.

Мальчик не ходит в свой детсад, потому что там нет бомбоубежища, говорит Илона. Но он видится с детьми на секциях и подготовительных занятиях в школу, где однажды в присутствии мамы и поделился своей историей о грустном конце Деда Мороза.

“Дети были просто шокированы, чуть не плакали, а их мамы оправдывались и говорили, что дед жив и придет к ним, с осуждением поглядывая на меня. Я почувствовала себя как Гринч, укравший Рождество”.

Кроме взглядов, ни родители, ни педагоги не обвиняли Илона в каких-либо обвинениях.

Но придя домой, она запретила сыну рассказывать другим детям такие страшные истории о Деде Морозе, чтобы неудобных ситуаций больше не возникало.

“Я сказала ему, что не все готовы отпустить деда и пережить его смерть (раз сын решил, что тот все же умер)”, – говорит Илона.

Но эта ситуация показала ей, что, несмотря на войну и разговоры, не все украинцы готовы принимать новые традиции и выбрасывать из своей жизни “все русское и советское”, считает киевлянка.

Но и она в своих взглядах не единичная.

В конце концов, 4-летний ребенок не на пустом месте придумал историю о Деде Морозе, которого сбила ПВО – многие, где можно услышать сегодня этот анекдот. Вирусным стало и фото билборда из Днепра, где на белом фоне только одно предложение – “Дед Мороза никогда не существовало”.

Вряд ли таким образом взрослые злятся на детей, которые верят в чудеса.

Похоже, многие украинцы не хотят больше отмечать Новый год с персонажем, который они считают советским, русским.

Об этом в разных регионах утверждают детсады, куда больше не ходит Дед Мороз, и аниматоры, которые со своими накладными бородами и красными шубками в этом году испытывают нехватку заказов.

“Неэстетично”, проблемно и не по-украински?

Это началось задолго до 24 февраля.

В детском саду №55 в Черкассах Деда Мороза нет уже три года. Воспитательница-методистка Ирина Гончар говорит, что причина проста – это мужской персонаж, а в их детсаду, как и преимущественно по всей стране, воспитательницами работают женщины.

По словам Гончар, ее коллеги считали “неэстетическим” в дальнейшем притворяться дедушкой.

Проблему можно было решить, наняв аниматоров или актеров, но это был 2020 год, пандемия наводнений, и по правилам карантина в сады не допускали посторонних людей.

“Так с 2020 по 2021 год у нас Деда Мороза не было, а потом мы начали анализировать, размышлять над тем, что этот персонаж больше присущ СССР, а теперь тем более – началась война, многие настроены против СССР и их героев”, – говорит Гончар.

Отказываться от Деда Мороза или нет – это внутреннее дело каждого детсада, объясняет методистка, для этого не требуется разрешение районного управления образования или другой структуры.

“Это когда-то в детсадах обязывали вешать на стену портрет Ленина, я таких времен не застала. Сейчас мы (детсады – Ред.) имеем академическую самостоятельность и сами можем решать, каких героев нам приглашать на свои праздники”, – объясняет Гончар.

Методистка точно не знает, что с Дедом Морозом решили другие дошкольные учреждения в Черкассах, но эта тема часто появляется в разговорах с коллегами, и она понимает, что он стал проблемой для многих.

Похожая ситуация и в Киеве. “В позапрошлом году приглашали на эту роль актера, а в этом году не было и упоминания, мы теперь больше внимания уделяем украинским традициям”, – говорит педагог Александра Кантек, работающая в сети частных детсадов Montessori.

В киевском детсаде №150 отказались от Деда Мороза три года назад. “Это было легкое решение. На методическом собрании встал вопрос: почему мы используем персонаж другой страны? Украинские дети с давних времен занимались Святым Николаем”, – говорит методистка Валентина Скуйбида.

Она добавляет, что тогда воспитателей поддержали родители, и тем более поддерживают сейчас. В детском саду детям объясняют, что каждая страна имеет своего волшебника: в США, Канаде и Великобритании – Санта Клаус, в Италии – Баббо Натале, в Финляндии – Йоулупукки, а в России – Дед Мороз.

“Нельзя просто говорить детям, что Деда Мороза больше нет. Он есть, но этот волшебник приходит к детям, живущим в России. Не надо придумывать истории о ПВО – в мире достаточно жестокости, чтобы еще и на персонажей ее переносить. Пусть дети всего мира верят в добрых волшебников, тогда и доброты будет больше, чем жестокости”, – убеждена воспитательница.

В городе Вараш в Ровенской области о Деде Морозе уже забывают. В детском саду №10 от него отказались пять лет назад, а в этом году детям под елку подарки приносит новый персонаж – Рождественский.

В детсад №11 тоже уже приходит Рождественец, а №8 еще думает – но Деда Мороза и там уже нет.

Сначала, говорит методистка Мирослава Золотарева, в детсаду №10 Деда Мороза заменили на Святого Николая. Не всем воспитательницам, особенно старшим, это нравилось – в первый год перемен в некоторые группы все еще приходил Дед Мороз.

“Да и были противоречия – как так, Святой Николай же приходит ночью, когда дети спят, а если он будет приходить днем, это будет противоречить легенде”, – рассказывает Золотарева.

Святой Николай 22 декабря во Львове. Около него собралось более полусотни детей-переселенцев из Мариуполя, Херосона, Соледара, Харькова, Новой Каховки, Одессы, Киева и Днепра.

“Кроме того, Дед Мороз – весельчак, танцует с детьми, играет. Это не присуще Святому Николаю, он все же свят, а потому целая группа людей – и методисты, и музыкальные руководители – размышляла над тем, как показать детям этот образ. он может громко хохотать, смеяться?Были вопросы, можно ли вообще переодеваться в святого, все же многие люди ходят в церковь”.

Наконец, придумали так: родители и дети писали в ящик письма о своих хороших делах за год, а на празднике Николай читал оттуда отрывки, хвалил детей или хмурился на них, а играли с ними его помощники.

Позже в детсаду появился новый герой – Рождественец, сказка о котором в прошлом году вышла в книжных магазинах. Это волшебник, живущий в древнем дубе в Карпатах, где встречаются зефирные кусты, шоколадный колодец и молочная река, рассказывает Мирослава Золотарева. У Рождественика есть помощники – несики, и они вместе готовят подарки для детей и даже зверюшек.

Воспитательницы рассказывают детям, что Рождественник хорошо знает Святого Николая, а сами автор книги о Рождественнике говорят, что он и есть Святой Николай.

Таким Рождественника изображают в вышедшей в прошлом году книге “Рождественник и тайна волшебной долины”.

В этом году на праздничные утренники в детсад №10 приходил Рождественец, а Святой Николай был всего в двух группах из одиннадцати. Его не упраздняют, утверждает воспитательница, но теперь он больше живет “в сердцах”, и никому не приходится переодеваться в святого.

“Не хотим нарваться на агрессию”

Какая ситуация в менее религиозных областях на Востоке и Юге – сказать сложнее. В Николаеве и Харькове, прифронтовых городах, детсады не работают.

Во многих детсадах Одессы и Запорожья, куда пытались дозвониться BBC News Украина, телефоны тоже молчат.

Но в сети все еще встречаются немало объявлений о “Деде Мороза на заказ”, хотя его авторы и признаются – этот образ уже не так популярен.

“Если в прошлом году было условно 10 заказов на Деда Мороза, то в этом году 1-2”, – рассказывает мужчина, переодевающийся у сказочных персонажей в Киевской области.

“Не знаю, как перенастраиваться в следующем году, Святой Николай все же приходит в другие даты. Но дело не только в этом – у людей нет света и настроения”, – объясняет он.

“Если сравнивать тот год и этот – заказов вообще меньше, государственные детсады не работают, только частные”, – отвечает по одному из телефонов под объявлением женщина в Днепре.

Но в этом году Николай действительно популярнее, говорит она, его заказали даже на новогоднюю ночь.

“Мы работаем так, что удовлетворяем все заказы – и Деда Мороза, и Николая, Санта Клауса часто иностранцы заказывают. Я думаю, что главное – это праздник, не столь важно, с какими персонажами”.

Однако, признается женщина, в свежих объявлениях о массовых мероприятиях она больше не упоминает Деда Мороза – только Николая или Санта Клауса.

“Не хотим нарваться на агрессию”, – объясняет она.

Настоящая история Деда Мороза

Украинцы убеждены, что Дед Мороз – это изобретение советской власти, которая хотела отвлечь людей от религиозных праздников, и в частности церковного Святого Николая.

“Это не так. На самом деле Дед Мороз намного старше советской власти, и он, к счастью, ее пережил”, – говорит в рождественских эпизодах своего подкаста “Музыка и истории” историк Ярослав Грицак.

На самом деле, атаковав религию, большевики в 1927 году запретили Деда Мороза, ассоциировавшегося с Рождеством, пишет краевед Станислав Цалик.

В декабре 1935 года дедушку вернули, но уже как новогоднего персонажа, без нежелательной привязки к рождению Иисуса Христа.

На Галичине и Буковине о Деде Морозе узнали только в 1939-1940 гг., когда на их земли пришла Красная армия, и для них этот персонаж действительно был чисто советским, рассказывает Цалик.

На ветке табличка: “Рубать елку на Рождество запрещено”. Карикатура из журнала “Безбожник у станка”, 1931 год, № 22, с. 1

Русские дети знали его давно – еще как “Мороз Иванович” из одноименной известной сказки 1840 года, а вообще Дед Мороз происходит из Германии 19 века.

Тогда это было не одно, а сотни мелких государств, и немецкая патриотическая молодежь пыталась объединить эти земли в одно целое, – рассказывает историк Ярослав Грицак.

В 1949 году австрийско-немецкий художник Мориц фон Швинд иллюстрировал поэму своего земляка о “Приключениях господина Зимы” и нарисовал дедушку, в котором мы позже начали узнавать Деда Мороза.

Пан Зима имел длинную седую бороду, плащ с капюшоном и носил под мышкой елку. По сюжету поэмы, он ходил от двери к двери и просился переночевать, предлагая елку в благодарность за гостеприимство.

Но его никто не принимал – ни знать, ни мещане, ни крестьяне. “Его судьба объединяла судьбу неутешительной необъединенной Германии, которая ищет свое убежище”, – объясняет Грицак.

В 1871 году Германия таки объединилась, но не совсем так, как хотелось – этому предшествовала франко-прусская война. Художник, создавший Деда Мороза, дожил до этого момента, но дорогой ценой – у него, бездетного, на войне в один день погибли два любимых племянника, рассказывает историк.

Следовательно нет, Дед Мороз со своей сложной судьбой был немцем, а россиянином стал поневоле.

Хотя вряд ли это что-то меняет для большинства украинцев, которые из-за начавшейся уже в 21 веке войны отказываются от всего русского, пусть и заимствованного.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-12-31