Почему Польша так долго решает, что делать с украинскими беженцами

Польша – одна из немногих европейских стран, которая до сих пор формально не урегулировала статус украинских беженцев на долгосрочный период, продлив его только до 30 июня 2024 года. Впрочем, инициативы правительства по его продолжению уже известны и широко обсуждаются. 

Что они предполагают? Почему Польша так долго определяется? И как эта неуверенность сказывается на украинцах, которым Польша приютила после начала большой войны?

Местные выборы в Польше: три главных вывода

“Мы не знаем, что делать”

“Я и моя жена – пенсионеры. 68 и 64 года соответственно. Живем в Варшаве, куда нас привез из Харькова эвакуационный поезд в марте 2022 года», – рассказывает ВВС Украина Сергей Бесчетнов. История его – типичная среди тех людей, особенно из восточных регионов Украины, которые с началом войны убегали от российских обстрелов.

Кто-то из них с тех пор поехал дальше, на Запад, кто вернулся домой, а кто остался в Польше.

Как Польша и ее фермеры зарабатывают на экспорте в Украину во время войны

“Сейчас речь о нашем трудоустройстве не идет, потому что годы уже не те. Добрая польская семья дала нам возможность жить в их квартире по программе 40+. Живем (еда в основном) за счет украинской пенсии моей и жены”, – рассказывает Сергей.

Программа 40+, по которой польское правительство возмещает владельцам жилья по 40 злотых (примерно 9,2 евро) в сутки за проживание украинцев, – среди тех, которые власти в своих новых инициативах хотят пересмотреть.

Сейчас на обсуждении находится комплексный проект, предусматривающий изменения в правила, по которым беглецы от войны в Украине проживали до сих пор. Впрочем, официально эти изменения пока не приняты.

“Надеемся, что правительство Польши продолжит действие временной защиты граждан Украины и дальше на тех же условиях. А если этого не произойдет, честно говоря, мы и не знаем, что делать. Ездить по миру в поисках лучшей судьбы уже поздно… Остается только ехать в Харьков, а там – как Бог даст”, – говорит Сергей.

Еще одна программа – это “Семья 800+”, по которой родители и опекуны получают 800 злотых (184 евро) ежемесячного пособия на ребенка. Ее польское правительство в новом проекте пока отменять не собирается, хотя планирует ввести дополнительные правила получения этой помощи.

Однако слухи о том, что рано или поздно Польша откажется поддерживать украинцев на том уровне, как сейчас, беспокоят многих. В частности, таких людей, как Ирина (имя изменено).

“Мне больше 50 лет, я все еще воспитываю двоих детей до 18 лет. Приехала с ними в Польшу во второй день войны”, – рассказывает она ВВС Украина.

“Деньги, которые пересылает муж из Украины, и помощь на детей от Польши – ее единственные средства к существованию, поэтому ей важно ее не потерять. Сейчас живу в квартире, которую снимаю за деньги, которые присылает мне муж из Украины, где он остался. Эта помощь от мужа может прекратиться в любой момент, если его мобилизуют. Поэтому живу каждый день под страхом, что это может в любой момент произойти и я окажусь на улице с детьми”, – делится она.

Ирина говорит, что пыталась найти работу в Польше, чтобы “чувствовать себя безопасно и не бояться изменений, связанных со статусом UKR”, но “сложно с таким здоровьем работать 8-часовой рабочий день”.

Читайте также: Как Германия приняла больше украинцев чем Польша и вернутся ли они в Украину

“Кроме того, у нас, беженок, часто некому вообще помочь здесь с детьми”, – объясняет Ирина.

Хорошо, я могу вернуться в Украину, но что делать с детьми? Взять с собой под российские ракеты? Переезд в другую страну вместе с ними? Найду ли я еще силы на такое в моем возрасте?”.

Однако больше всего людей беспокоит сам факт неопределенности их статуса в будущем. Среди них Александра, которая сейчас проживает в городке под Варшавой вместе с мамой-пенсионеркой и двумя маленькими детьми – 1 и 5 лет.

“Должен закончиться договор аренды, я не понятно, продлевать его или нет. За преждевременное расторжение договора здесь, как правило, не возвращают депозит (размер одномесячного арендного платежа). В садике нужно дать информацию, бронировать ли для ребенка место на следующий учебный год, тоже не понятно”, – рассказывает Александр ВВС Украина.

Женщина работает удаленно на украинскую компанию и говорит, что ее зарплаты хватает только на аренду, еду и одежду.

Что же касается планов на будущее, то она рассуждает так: если пребывание в Польше станет обременительным, у нее есть варианты – “вернуться в Украину или поехать в Германию, где живет семья моего брата”.

Польша упростила правила трудоустройства для украинцев и фактически уравняла их с собственными гражданами в вопросах социальной помощи.

Однако в отличие от более богатых стран ЕС, таких как Германия или Нидерланды, не оказывает беженцам ежемесячную материальную помощь.

Что же планирует польское правительство

Нахождение украинцев, выехавших из-за войны, регулирует специальная директива Европейского Союза о временном убежище. Срок действия этого убежища ЕС продлил до 4 марта 2025 года.

Следовательно, страны ЕС должны тоже продлить этот статус. И большинство из них уже так и поступило.

В Польше этот аспект регулирует закон от апреля 2022 г. о помощи гражданам Украины в связи с вооруженным конфликтом.

Однако польское правительство продлило срок действия этого закона только до 30 июня 2024 года. Одновременно он объявил о начале консультаций об изменениях в закон после этого срока.

И вот, в начале апреля правительство наконец-то представило проект изменений в закон о помощи гражданам Украины. Он насчитывает более 50-ти страниц и находится на обсуждении.

Окончательно закон планируется принять до конца июня. К тому времени в него могут быть внесены изменения.

Среди главных изменений, предлагаемых действующим вариантом проекта, следующие:

  • Временная защита украинцев продолжается по 30 сентября 2025 года. То есть пребывание всех прибывших в Польшу с началом большой войны и оформивших статус будет легальным.
  • Те украинцы, которые только собираются переехать в Польшу, должны подать заявку на получение PESEL UKR “сразу по прибытии”. Раньше на это было до 30 дней.
  • Подтвердить личность для получения этого номера можно только по действительному загранпаспорту. К этому времени список документов был шире.
  • Тем, кому ранее номер PESEL был присвоен на основании другого документа, должны будут подтвердить свое лицо в любом муниципальном органе.
  • Действующие правила доступа граждан Украины на рынок труда остаются прежними.
  • Помощь на ребенка в размере 800 злотых остается, но для этого украинские дети обязательно будут посещать польскую школу. Эти предложения правительство еще планирует доработать.
  • Единовременное пособие в 300 злотых ликвидируют.
  • Отменяется программа бесплатного размещения для беженцев 40+ (40 злотых в сутки за одного человека). Однако это касается не коллективного размещения, а собственников жилья, предоставляющих приют к 10 лицам.

Отдельное крупное изменение, которое предусматривает проект – это возможность для украинцев со статусом UKR получить на его основании разрешение на временное проживание – карту временного побуту. При этом такие люди получат новый статус – CUKR.

Официальное трудоустройство в Польше для этого не требуется. С получением “карты временного побуту” статус временной защиты аннулируется. Так что у украинцев будет выбор: остаться под защитой PESEL UKR или получить разрешение на временное проживание.

Заявки на выдачу вида на жительство будут подаваться только в электронной форме.

Вид на жительство должны выдать в течение 90 дней с момента подачи заявления. За предоставление удостоверения взимается сбор 340 злотых.

Эти изменения, согласно проекту, должны вступить в силу 1 июля 2024 года.

Следовательно, как следует из этого проекта, украинцы получат возможность изменить свой статус временной защиты на “карту временного пребывания”.

Почему Польша выбрала путь, фактически означающий, что будет существовать несколько официальных статусов для одной и той же категории людей?

Это связано с тем, что там уже сейчас думают, чем в будущем заменить статус временной защиты для украинцев, считает эксперт по миграции Иванна Килюшик, работающая в польском Центре исследований социальных изменений и мобильности Академии Леона Козьминского

“Статус временной защиты временный, что даже возникает из его названия. То есть, нужно думать, что делать после его окончания”, – говорит она.

По исследованиям, чем дальше идет война, тем меньше украинцев, выехавших за границу после 24 февраля 2022 года, планируют возвращаться домой.

“Поэтому Польше следует уже думать, как регулировать их пребывание в будущем”, – говорит Иванна Килюшик.

Кроме того, в Польше живут украинские семьи, члены которых имеют разные основания пребывания, и этой ситуации тоже необходимо справляться.

“Это усложняет ситуацию и для таких семей, и для польской администрации, работники которой теряются и не понимают этих разных статусов, что соответственно усложняет предоставление услуг”.

Потому, говорит Килюшик, польское правительство стремится унифицировать ситуацию.

Никто не ожидал, что война будет продолжаться так долго. Когда вводился институт временной защиты, не предполагалось, что это произойдет на такой период. Поэтому государства в ЕС должны иметь свои стратегии выхода из процедуры спецзащиты”, – говорит она.

В то же время она признает: Польше в ее попытках урегулировать ситуацию с украинцами действительно не хватает понятной коммуникации, которая объясняла бы людям логику и не провоцировала слухи.

“Не хватает хорошей публичной кампании по объяснению того, где и как происходит. Поэтому появляются дезинформация – об отличии 800+, о том, что украинцы будут должны уехать – и она сеет панику”, – говорит эксперт.

Почему Польша так долго тянула

В пресс-службе польского министерства внутренних дел и администрации по просьбе ВВС Украина объяснить, почему внедрение директивы ЕС по защите украинцев так затянулось, ответили коротко: над этим решением работают и оно будет полностью отвечать решению Совета ЕС.

Специалисты же, с которыми поговорила ВВС Украина, объясняют задержку тем, что закон о помощи украинцам регулирует множество сфер, он был принят более двух лет назад и нуждается в многих изменениях.

К тому же процесс могли замедлить выборы в Польше и формирование нового правительства.

Иногда они возвращаются. Как Дональд Туск снова стал премьер-министром Польши

“Проблема в том, что этот закон, кроме пребывания украинцев, регулирует очень много других важных аспектов – инфраструктура по оказанию помощи, разделение зон ответственности между польскими органами, финансирование и т.д.”, – объясняет Иванна Килюшик.

Новое польское правительство, говорит она, не успело проработать все эти изменения, поэтому решили продлить действующий закон до конца июня.

С таким объяснением согласен и Оксана Пестрикова.

“Временная защита вообще как процедура была внедрена на таком массовом уровне впервые, и многие страны, не только Польша, имеют такое неопределенное положение, что делать дальше”, – говорит она.

И действительно, неопределенность, с которой украинцы столкнулись в Польше, касается не только их легального статуса или вопроса выплат, но и достигает многих других “серых” зон. К примеру, налоговой.

Вопрос налогов особенно беспокоит тех украинцев, которые переехали в Польшу, однако продолжают работать на украинского работодателя. Таких, как Игорь (имя изменено).

Он – программист и с началом полномасштабной войны с женой и пятью детьми уехал в Польшу.

“Я работаю на американскую компанию через украинскую фирму. Плачу налоги в Украине. Но это делает мой статус в Польше совершенно непонятным”, – рассказывает он.

“Сначала польское правительство пообещало возможность украинцам продолжать платить налоги в Украине. Но по факту никакие изменения в законодательстве не сделали. И сейчас все мы, работающие в Украине отдаленно, считаемся польскими налоговыми резидентами и должны платить налоги в Польше”, – добавляет он.

Оксана Пестрикова из Украинского дома подтверждает: лицо, которое находится в Польше более 183 дней и видит здесь центр своих жизненных интересов, действительно должно платить налоги на территории Польши со всех доходов, которые получает. Поэтому вопрос здесь, по ее мнению, скорее к украинской власти, а не к польской.

“Между Украиной и Польшей подписаны соглашения, которые имели бы целью избежать двойного налогообложения. Но то, что мы наблюдаем, здесь больше вопрос к налоговой службе Украины – как избежать двойного налогообложения, когда налоги уже были уплачены на территории Польши”.

Борьба за украинские руки

Поэтому то, что для многих украинцев может выглядеть как желание вытолкнуть их из страны на фоне заявлений некоторых польских политиков, что украинцы забирают у поляков рабочие места и при этом получают такие же социальные гарантии, на самом деле может свидетельствовать об обратном.

А именно – тщательный поиск формулы, которая помогла бы задержать в стране украинских работников на более длительный срок.

Такое мнение в комментарии ВВС Украина, в частности, высказал Василий Воскобойник, президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству.

“Во всех странах Европы без исключения бушует демографический кризис. И если уж так случилось, что в Европу въехало по разным оценкам 5-6 млн человек, получивших статус временной защиты, то, разумеется, эти страны пытаются сделать все, чтобы активная часть этих людей осталась”, – говорит он.

Польше же как стремительно развивающейся стране Европы тоже крайне нужны рабочие руки.

“И их оттягивание решения, что это будет – временная защита или какая-нибудь другая форма юридического пребывания украинцев, делается с одной целью – задержать у себя людей”, – убежден Воскобойник.

Именно поэтому, считает он, Польша и собирается разрешить украинцам со статусом UKR получить вид на временное проживание:

Польша не хочет ждать до 2025 года. Они хотят, чтобы люди уже сейчас определялись, где они будут… Это значит, что таким образом украинцев привязывают к Польше.

“Поляки говорят: вы можете запланировать себе жизнь на ближайшие 3-5 месяца или брать сразу карту побута и оставаться на 3-5 лет. С точки зрения их государственных интересов – это очень правильное решение”.

Более того, убежден эксперт: страны, которые сейчас помогают Украине в войне, станут ее главными конкурентами в борьбе за людей, которые в них сейчас оказались. И те шаги, которые сейчас предпринимает Польша, вскоре будут делать и другие страны, “чтобы выводить людей на рынок труда”.

“Польша хочет, чтобы в 2030 году их ВВП на душу населения был выше, чем в Англии. Наряду с нами страна, которая как пылесос будет извлекать отсюда активное трудоспособное население, талантливую молодежь и изменить эту ситуацию – крайне серьезная задача для Украины”, – отмечает Воскобойник.

По состоянию на сентябрь 2023 года в Польше насчитывалось до четырех миллионов мигрантов, из которых до 75% были украинцами.

Временной защитой в Польше пользуется около миллиона украинцев.

По данным главного статистического управления страны, на март 2023 года там находилось 997 737 граждан Украины с PESEL UKR.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-04-20