Рада приняла Бюджет-2022. Сколько кому дали денег

Верховная Рада приняла бюджет на 2022 год. “За” документ в общей сложности проголосовали 268 депутатов. 

Что изменится в наших кошельках? Кто больше всего дает в бюджет? На что больше потратят?

“Эпоха бедности” продолжается?

Бюджет 2022 предусматривает повышение социальных стандартов. Но не столь часто и не так быстро, как в предыдущие годы.

Минимальная зарплата на начало 2022 года составит 6500 грн в месяц, – такой она стала с 1 декабря 2021 года и такой же будет оставаться до октября 2022 года, когда она вырастет на 200 грн или на 3%.

Это явно меньше годовой инфляции в 6,2%, которую правительство закладывает в бюджет.

Базовый социальный стандарт – прожиточный минимум, который повысят с 1 января, 1 июля и 1 декабря 2022 года, традиционно будет примерно вдвое меньше, чем фактический показатель.

На 1 января 2022 он составит 2393 грн, а к декабрю вырастет до 2589 грн. Для сравнения: по подсчетам минсоцполитики, в октябре 2021 г. фактический прожиточный минимум составил 4389 грн, а с учетом всех обязательных платежей – все 5026 грн.

Кроме того, украинский прожиточный минимум традиционно остается ниже уровня “абсолютной бедности” – физиологического минимума, необходимого для жизни человека, предложенного ООН (5 долларов в день в соответствии с паритетом покупательной способности для стран Центральной и Восточной Европы и СНГ).

При этом именно этот показатель влияет на размер оплаты труда в бюджетной сфере, на пенсии по возрасту, а также другие платежи (пособие по безработице, беременности и родам, уходу за ребенком, сумма алиментов).

На что тратим?

Можно сказать, что по направлению назначения расходов в 2022 году Украина больше потратит на безопасность и оборону – 286,6 млрд грн или более 5% своего ВВП, как и требует закон.

Но если рассмотреть эти расходы более подробно, то сугубо на оборону уйдет более 152 млрд грн.

В то же время, МВД, которому подчиняются и национальная гвардия, и пограничная служба, получит примерно такую ​​же сумму, как и в 2021 году – почти 100 млрд грн.

Традиционно одной из крупнейших статей расходов остается сумма, выделяемая из бюджета на покрытие дефицита средств пенсионного фонда. В 2022 году она составит чуть более 200 млрд грн, что всего на пару процентов больше, чем в 2021 году.

Эти расходы учитывают инфляцию, прогнозируемый объем ЕСВ (Единый социальный взнос, из которого финансируется пенсионный фонд), изменения в размере минимальной пенсии, индексация пенсий в марте 2022 года. А также продолжение выплаты ежемесячной доплаты в размере 500 грн 80-летним пенсионерам и 400 грн пенсионерам, которым исполнилось 75 лет (до достижения ими 80-летнего возраста).

При этом, как отмечают в счетной палате, чтобы осуществить все введенные по инициативе президента доплаты, пенсионный фонд уже прибегает к краткосрочным заимствованиям в казначействе, чтобы покрыть кассовые разрывы, – сумма долга на октябрь 2021 года превысила 75 млрд грн.

Так же как аннексия Крыма и потеря контроля над частью Донбасса в 2014 году показала важность финансирования армии, пандемия коронавируса показала важность адекватного финансирования медицины.

Расходы на здравоохранение в проекте государственного бюджета на 2022 год определены в объеме 194 млрд. грн. В правительстве уверяют, что этого будет достаточно для повышения зарплат врачам до 20 тыс. грн, а медицинского персонала – до 13,5 тыс. в месяц.

Расходы на программу медгарантий составят 157 млрд грн, однако они все еще не дотягивают до закрепленных законодательно минимальных 5% ВВП.

На вакцинацию в 2022 году выделяют столько же, как и в 2021 – 2,6 млрд грн.

В то же время средств на доплаты врачам, работающим с пациентами, страдающими коронавирусом, не предусмотрели.

Самым большим “донором” бюджета в следующем году являются предприятия. От налогообложения их доходов правительство рассчитывает получить около 160 млрд грн. Эта статья ко второму чтению проекта бюджета выросла более чем на 20 млрд грн.

Кроме того, на 24 млрд грн по сравнению с первым чтением выросли и рентные платежи, которые в общей сложности составят более 70 млрд грн.

С другой стороны, суммарно большую сумму в бюджет уплатит население. Именно простые украинцы формируют главные доходные статьи бюджета через налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы в конечной цене товаров и налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

От НДС с импортируемых в Украину товаров в бюджет должно поступить более 400 млрд грн. А из товаров, произведенных в самой Украине, еще почти 180 млрд грн.

НДФЛ должен обеспечить почти 150 млрд грн доходов бюджета. Ко второй части этого налога решили перераспределять через местные бюджеты на покрытие разницы с рыночным уровнем тарифов на тепло.

А акцизы – на украинские и импорте товары – дадут еще более 150 млрд грн.

Все налоговые поступления, кроме налога на доходы физических лиц, были значительно увеличены до второго чтения – в общей сложности более 60 млрд грн. Наибольший рост – в рентных платежах, которые вырастут почти на 25 млрд грн.

Что любопытного?

Учитывая, что нынешний отопительный сезон Украина должна пережить в условиях рекордно высоких цен на энергоносители, особое внимание депутатов, экспертов и даже МВФ привлекли расходы на коммунальные субсидии.

Сначала правительство предоставило проект бюджета с расходами на субсидии в 34 млрд грн, а во время первого чтения в парламенте их решили увеличить до 38,4 млрд грн.

Представляя проект нового бюджета в сентябре чиновники говорили, что это более чем на 3 млрд грн больше нынешних расходов, и что этого будет более чем достаточно, чтобы обеспечить субсидиями всех нуждающихся.

Но в октябре чиновникам и депутатам пришлось срочно увеличивать финансирование субсидий даже на этот год, – общая сумма к концу 2021 года превысит 47 млрд грн.

Поэтому сейчас запланированные на 2022 год расходы на субсидии существенно меньше, чем реально понадобились украинцам в 2021 году. Как отмечают в счетной палате, в случае удорожания коммунальных услуг, в том числе за счет роста цены на газ, и увеличения количества субсидиантов “усиливаются риски необходимости пересмотра таких расходов”.

Впрочем, как заявил министр финансов Сергей Марченко, в правительстве считают, что выделенных средств будет вполне достаточно для выплаты субсидий, а в случае, если не хватит, правительство попросит парламент пересмотреть эти расходы – как и в текущем году.

Тогда как в бюджете на 2021 были заложены 7,4 млрд грн доходов от лицензирования игорного бизнеса, в 2022 плановые доходы от лицензирования азартных игр и лотерей в 6 раз меньше и составляют 1,2 млрд грн.

Когда летом 2020 года Рада легализовала игорный бизнес, инициаторы закона говорили о ежегодных поступлениях около 7 млрд грн.

Однако уже летом 2021 депутаты приняли в первом чтении проект закона, по которому налогообложение и лицензирование азартных игр предлагают существенно снизить.

Доходы от приватизации, которые уже несколько лет являются “провальной” статьей украинских бюджетов, запланированы вдвое меньшем объеме. Если в 2021 году от приватизации хотели получить 8 млрд грн (а сейчас получили всего 2 млрд грн), то в 2022 план снижен до 4 млрд грн.

На реализацию проекта “Президентский университет” в бюджете 2022 выделили почти 500 млн грн.

При этом ко второму чтению эти расходы увеличили на 400 млн. грн. Для сравнения: в поддержку приоритетных направлений научных исследований и научно-технических (экспериментальных) разработок в украинских университетах предусмотрено 105 млн грн. В 2021 году эти расходы планировались на уровне 100 млн грн, а фактически профинансировали около десятой части.

На фонд президента по поддержке науки, образования и спорта уйдет еще 500 млн. грн.

Еще 4 млн грн должны пойти на президентский грант молодым деятелям искусства для создания и реализации творческих проектов в сфере кинематографии и премии за выдающиеся достижения в области кинематографии.

Как и в предыдущие годы принятие бюджета на 2022 год происходило с нарушениями налогового и бюджетного кодексов и парламентского регламента, а также решения Конституционного суда.

По закону бюджет на следующий год должен быть принят не позднее 1 декабря предыдущего года, и он не может отменять или изменять положения других законов, например налоговых. Однако все эти требования закона не соблюдены и в этот раз.

Представленный правительством проект бюджета 2022 года до второго чтения парламентский комитет рассматривал ночью, и даже после этого затруднился сказать, учтены ли в нем налоговые изменения, которые депутаты одобрили 30 ноября.

“В сопроводительных материалах к доработанному законопроекту не приведены пояснения о состоянии учета положений законопроекта № 5600 в показателях доходов доработанного проекта государственного бюджета на 2022 год по видам налогов”, – говорится в выводах профильного комитета.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-12-02