Укрпочта продолжает реформироваться

Последние изменения в работе отделений почтовой связи вызывают у многих сельских общин определенное непонимание. Многие почтальоны получили сообщение об увольнении с работы с 25 июня 2023 года. Из-за этого ходят слухи, мол, почтовые отделения в селах закрывают, пенсии и периодику разносить будет некому. За разъяснениями мы обратились к руководителю Черкасской дирекции Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта» Александру Марченко. 

Оптимизация в действии

Жители села Дмитровка Золотоношского района бьют тревогу, потому что в конце июня отделение якобы планируют закрыть: «В нашем отделении связи работает один человек, всех остальных давно сократили, — рассказывают в селе, — Наша заведующая выполняет множество функций: выдает пенсии и субсидии, раздает платежки и принимает платежи, развозит прессу, письма и посылки, оформляет подписку, продает товары. Все это она выполняет сама за небольшую заработную плату. Нам сообщено, что к нам будет приезжать машина Укрпочты. Но, учитывая то, что в нашем селе очень много пенсионеров, которые не способны не только добраться до отделения, но и ограничены в передвижении, то этот вариант жителей села не устраивает. Почтальон Зоя Коваль к таким пенсионерам приезжает лично. Считаем, что отделение Укрпочты в нашем селе закрывать нельзя».

После подробного ознакомления с ситуацией стало известно, что еще в апреле компания на уровне генеральной дирекции приняла решение, что не будет разнотипной структуры отделений. Будут действовать только два типа отделений: автоматизированные, к которым привыкли жители городов, и передвижные бригады. До этого действовали разные типы отделений, таких как: передвижная бригада — почтальон села, неавтоматизированное сельское отделение и другие.

«В области было примерно 300 сельских почтальонов. Их работа координировалась с передвижными бригадами. Эти работники находились в населенном пункте, имели для этого место, где оказывали услуги, обменивались почтой с доставлявшей ее бригадой, — объясняет глава Черкасской дирекции. — Было так, что в населенном пункте работали и бригада, и почтальон. На Черкасщине едва ли не самое большое количество сельских почтальонов, потому что по показателям работы всей команды почтальонов мы держались на высоком уровне. Это не только работа с подпиской, но и различные платежи, доставка пенсий, торговля, в общем, все услуги, которые предоставляет Укрпочта».

После упомянутого решения гендирекции ни в одной области Украины не останется сельских почтальонов: все эти должности были оптимизированы, люди официально предупреждены о сокращении в соответствии с законодательством о труде. Как пояснил чиновник, все те населенные пункты, где работали почтальоны, теперь будут обслуживать передвижные бригады.

«Чтобы и дальше выполнять те объемы услуг, которые предоставляли почтальоны в селах, мы получили дополнительный автотранспорт. Если до этого в области действовало 105 передвижных бригад, теперь будет курсировать 124 автомобиля, – раскрывает детали Александр Марченко. — То есть мы уволили около 300 человек, но 60 взяли на работу. Преимущество в том, что вновь бригады более мобильны по сравнению с почтальонами, а сама работа слаженная. Конечно, увеличив количество подвижного состава, мы усовершенствовали логистику. Изменения сделаны для того, чтобы не потерять клиентов, а удовлетворить их требования и привлечь новых. Теперь мы сможем больше времени работать в селе. Все точки, где работали почтальоны села — сельсоветы, где мы имели помещение, наши собственные здания, где арендовали площади, — все это остается. То есть отмечу: отделения не закрываются! Изменяется только формат обслуживания».

Время присутствия в населенном пункте передвижного отделения – один из важных критериев работы Укрпочты. Он зависит от характеристик населенного пункта, количества населения и наработанной нагрузки, как люди пользуются услугами.

Например, почтальон имел график — ждал, пока машина привезет прессу и корреспонденцию. Теперь машин стало больше, так что возросло количество времени на обслуживание населения. Но это будет делать прибывшая на авто бригада. Раньше 40 минут обычно уходило на то, чтобы передать все почтальоны села и перечислить. Теперь это время внутренней работы почтальоны обещают тратить на обслуживание клиентов.

Почтальон на электробайках

«В бригаде три человека, которые предоставляют услуги для жителей населенного пункта: начальник, почтальон и водитель, — отмечает Александр Марченко. — Схем, как работает почтальон, много. Есть протяженные населенные пункты, в них бригада может завезти почтальона в определенную удобную точку, и она заходит по нужным адресам. В это время автомобиль отвезет начальника бригады в стационарное отделение, где он тоже будет оказывать услуги людям. Каждая бригада строит удобную для клиентов и эффективную для работы схему. Минимальное присутствие в населенном пункте (согласно графику и стандартам) – раз в неделю. Это в других селах. В тех селах, где более 1200 жителей, будут работать стационарные отделения. Кое-где в больших селах открываются новые. Мы их оснащаем современной мебелью и техникой, делаем ремонты. Например, в Русской Поляне почтальоны уже ездят на электробайках. Каждая бригада имеет график посещения того или иного населенного пункта, который утверждается на уровне генеральной дирекции. Ключевые моменты, которые должны обеспечить, — своевременная доставка пенсий, газет и сопутствующих услуг».

Как разъясняют почтовики, в каждом селе, где раньше работал почтальон, Укрпочта будет работать и дальше. За автомобилями, которые курсируют по области, следит система GPS, поэтому график въезда и выезда в населенный пункт и маршрут движения четко контролируют. К тому же в машине три человека, а это тройной контроль один за другим, и как следствие качество работы передвижной бригады.

Работают в новой модели с 1 июня. До конца месяца сельские почтальоны еще дорабатывают. То есть одна модель накладывается на другую для сохранения качества и количества услуг. А в июль должны войти с умудренными людьми и апробированными логистическими маршрутами — будет работать только новая модель. Внедряющие изменения тоже содержат определенные риски. Один из них — новые люди, которым еще предстоит научить.

В городах уже сейчас растет количество отделений: вместо 16 в Черкассах будет 25.

Опыт, умноженный на новые подходы

Досадно, но вводимые изменения не всегда положительно воспринимают селяне. Почему? Как объяснил Александр Марченко, сельский почтальон, конечно, не хочет терять работу. Отдельным было достаточно удобно работать на четверть или половину оклада и иметь время на домохозяйство. Такой человек приходит к голове села или старости и говорит: «Почты больше не будет». Она не говорит честно, что теперь вместо нее будет приезжать бригада из трех человек. Все это для того, чтобы остаться в должности.

Хотя есть люди, помогающие новым бригадам войти в курс дел. Так ответственно действуют почтальоны в Чернобае, похожая ситуация и в Коробовке на Золотонищине: почтальон там знакомил новую руководительницу бригады не только с главой села, но и с пенсионерами, которым будут предоставлять услуги.

«Мы открыты к решению любых проблемных вопросов, в том числе касающихся доставки периодики. Оперативно их решаем, — подчеркивает руководитель дирекции. — Сейчас передвижные отделения будут действовать в более чем 750 населенных пунктах области. До этого две трети сел обслуживали силами передвижных бригад.

Ощутимо стало больше автомобилей: в Черкассах было семь, стало восемь; в Чернобае было 12, стало 16; в Умани было 13, стало 16; в Драбове было девять, стало 14. Наобещать, что все изменения пройдут без осложнений, не могу, ведь сейчас немалое количество рисков. Но то, что можем изменить к лучшему, делаем.

Наряду с вызовами уже сегодня есть положительные примеры. Работа каневской бригады по показателям среди лучших. Она предоставляет больше услуг, чем отдельные стационарные автоматизированные отделения, где работает несколько почтальонов. Этот опыт ставим в пример, изучаем. А таких работников мотивируем. Между селянами и бригадой со временем налаживается коммуникация, люди звонят по телефону, уточняют какие-то детали. Часто пенсионеры по собственной инициативе ждут бригаду там, куда она должна приехать».

Дмитровка почувствует позитив

Как утверждает Александр Марченко, почтовая бригада в село Дмитровку приезжала и будет работать там дальше. Почтальон, который был прикреплен к бригаде, но был местным, работал в отделении, поэтому люди не видели изменений. Сейчас для клиентов почты обслуживания изменится к лучшему, ведь ими будут заниматься два человека. Начальник бригады будет предоставлять услуги на том самом месте, где это делала почтальон, а в это время бригадная почтальон будет ходить по участку. Людям разнесут пенсию — 182 человека получают пенсию в этом селе именно через Укрпочту. Планируется, что бригада будет работать в Дмитровке трижды в неделю по пять часов в день. Такие изменения должны положительно отразиться на обслуживании и качестве услуг.

Важно, чтобы почтовые реформы поддержали местные власти. Этот аспект не везде учитывается. Скажем, на Звенигородщине новым бригадам почтальонов нередко помогает глава села или староста: знакомит с местными людьми, рассказывает, кому нужно занести пенсию, кого иногда подождать. Они подсказывают, в какой день лучше приехать почтальонам. Однако, как жалуются почтовики, случается, что представители местного самоуправления не понимают необходимости тесного сотрудничества, поэтому изменения происходят сложнее.

Переходный период в таких селах прогнозируемо может затянуться. Есть у почтовиков взаимопонимание по многим техническим вопросам с Пенсионным фондом. Это позволяет оптимизировать работу бригад и маршруты для почтальонов. А еще передвижные бригады могут работать в автоматизированном формате.

«Цель Укрпочты — автоматизировать все передвижные бригады в этом году. Что это даст на практике? Если вы живете в селе и подписали в почтальоне газету, все карточки, выписки, бумажные отчеты нужно прорабатывать почти месяц, — объяснил Александр Марченко.

 — А после автоматизации такая подписка мгновенно поступит в базу данных. Персонал бригад будет оснащен специальными гаджетами, в офлайн-режиме почтальоны быстро оформят все услуги. Начальник передвижной бригады, приехав из села в район, выгрузит обработанную информацию онлайн. Такой процесс автоматизации придаст бригадам еще больше времени, чтобы обслуживать селян».

В заключение. Внедрение передвижных отделений требует времени и инвестиций, поэтому реализуется постепенно, впрочем, уже успешно работает в большинстве областей страны. Несмотря на все сложности, в этом году «Укрпочта» планирует завершить автоматизацию всех отделений, оборудовав их специальными терминалами, что ускорит предоставление услуг.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-06-20