В Украину пошли западные деньги: что это дает

Почти половина в доходах украинского бюджета за июль – грантовая помощь от международных партнеров. Такие данные обнародовало министерство финансов. 

Кажется, как и в случае с оружием, Украина наконец-то начала получать то, что просила.

Но действительно ли это решает проблемы бюджета, в котором из-за войны расходы на оборону стремительно выросли, а доходы так же стремительно сократились?

Сколько нужно и что кто дает?

Если в марте-апреле оперативной информации, как правительству удается финансировать государственные нужды во время войны, почти не было, то май отметился заявлениями президента и премьера, что каждый месяц стране нужно не менее 5 млрд. долларов, чтобы покрывать дефицит.

Июнь прошел в попытках НБУ объяснить, что финансировать бюджет за счет эмиссии означает ускорение инфляции и девальвации.

Именно Нацбанк стал главным покупателем ОВГЗ, за счет которых правительство финансировало бюджетные расходы.

А в июле правительство поручило минфину обратиться к кредиторам с предложением отсрочить возврат долгов на два года. Хотя ранее министр финансов заявлял, что, несмотря на войну, Украина будет рассчитываться со своими долгами вовремя.

И вот в августе из оперативных данных казначейства стало известно, что из почти 170 млрд долларов бюджетных доходов в июле 80,4 млрд (чуть менее половины) составили гранты от международных партнеров.

доходы бюджета

В общей сложности, по данным министерства финансов, с начала российской агрессии из внешних источников Украина получила почти 212 млрд грн (для сравнения: от военных ОВГЗ привлекли 344.5 млрд грн, из которых НБУ приобрел на 255 млрд грн).

Главными финансовыми донорами США и ЕС, МВФ, Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк, а также правительства Канады, Японии, французские и немецкие кредитные учреждения.

С начала года Украина уже получила 12,7 млрд. долларов грантовой и кредитной международной помощи. А сейчас, по словам министра финансов, продолжаются переговоры по получению еще 14 млрд долларов. То есть, до конца года страна рассчитывает получить от партнеров до 27 млрд долларов.

Но не все так просто.

Практически с самого начала российской агрессии западные партнеры решили оказывать Украине вооруженную помощь, но не участвовать в боевых действиях. Похожим образом выглядит и ситуация с финансовой помощью.

Как сообщил министр Сергей Марченко, условием финансовой помощи партнеров есть то, что эти деньги не будут использованы на военные нужды. А это сейчас самая большая статья расходов украинского бюджета.

И финансировать ее можно только за счет внутренних ресурсов – налогов и пошлин, доходы от которых существенно уменьшились.

“Грантовые и кредитные средства западных партнеров мы не можем использовать на военные нужды. Расходы на войну выросли почти в десять раз, а объем собираемых налогов сократился в разы, – заявил министр финансов УНИАН. – Есть возможность финансировать армию только за счет собранных налогов, а также внутренних заимствований, в том числе посредством выкупа облигаций правительства НБУ.

Марченко уточнил, что на финансирование армии сейчас ежемесячно нужно около 130 млрд грн, а украинская экономика – теперь, когда поступления несколько выросли – дает от налогов всего 90 млрд грн. Поэтому при невозможности использования зарубежных кредитов и грантов на оборону ее нужно финансировать через те же внутренние заимствования.

Не по графику

Вторая главная статья бюджетных расходов сейчас – это социальные выплаты, которые выросли в разы из-за войны войны.

Кроме традиционных получателей соцвыплат – пенсионеров и незащищенных слоев населения, теперь на эти выплаты рассчитывают миллионы внутренних переселенцев, и те, кто из-за войны потеряли работу и жилье. Зачастую это одни и те же люди, по данным Международной организации миграции, около 60% переселенцев потеряли работу и не имеют доходов там, где живут сейчас.

Эти расходы как раз можно и нужно финансировать средствами, поступающими из-за границы от партнеров.

Но проблема заключается в том, что социальные расходы нуждаются в ритмичных выплатах, а международная помощь пока поступает не очень ритмично и недостаточно, отмечает Ярослав Железняк, заместитель председателя парламентского финансового комитета.

“Эта помощь поступает медленно, с разной периодичностью, от разных доноров, в разных объемах, под разные условия и цели… а платить зарплаты и пенсии из бюджета нужно по графику”, – написал он в телеграмме.

Насколько серьезна эта проблема показывает, например, история с финансовой помощью одного из крупнейших украинских доноров и партнеров – ЕС.

Еще в мае Евросоюз обязался помочь

Киеву на 9 млрд. евро. Однако пока Украина получила лишь около 1 млрд евро, поскольку Брюссель и правительства стран ЕС не пришли к соглашению о механизме финансирования. По словам Сергея Марченко, остальную сумму в Киеве ожидают где-то в сентябре.

Международная финансовая помощь

Как отмечают в Центре экономической стратегии, получение все большей международной помощи “с одной стороны, предоставляет Украине простор для маневра и возможность финансировать свои расходы без дополнительной эмиссии денег”.

В то же время, как отмечают эксперты ЦЭС в июльском исследовании, “зависимость от Запада — и военная, и финансовая — стремительно растет, и ее синхронизация с необходимыми внутренними мероприятиями, в том числе военного характера, будет становиться все сложнее”.

Однако, предполагают в ЦЭС, как и во многом другом во время войны, “в этом случае у Украины нет хороших опций, и мы будем нуждаться в все больших объемах помощи”.

О том, что международная финансовая помощь, какой бы она ни была, не решает всех проблем, говорит и то, что правительство и дальше активно ищет возможности пополнить бюджет при падении экономики.

В скором времени в парламенте может появиться законопроект о дополнительном сборе по покупке валюты импортерами.

Таким образом, правительство хочет не только получить дополнительные доходы в бюджет, но и сдержать спрос на импорт и валюту. Однако обозреватели уже отмечают, что это также означает и рост стоимости импортных товаров, начиная с горючего, что не сможет не отразиться и на ценах на другие товары.

В Нацбанке советуют правительству повысить ставки по гривневым ОВГЗ до такого уровня, который сделает их более привлекательными для инвесторов и позволит получить дополнительные средства в бюджет. В минфине на это отвечают, что сейчас правительство не собирает столько налогов, чтобы расплачиваться по краткосрочным бумагам с повышенными ставками.

И эти споры – только верхушка айсберга финансовых проблем, хорошего выхода из которых, похоже, просто не существует, а выбор приходится делать между плохим и худшим.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-08-04