Ваш ребенок часами играет в компьютерные игры? Тогда эта информация для Вас

Влияют ли компьютерные игры на психику игрока? Современная молодежь, дети подросткового возраста много времени уделяют работе с компьютером. Как свидетельствуют результаты, проведенных нами исследований в украинских школах.  70% респондентов играют в компьютерные игры. 

Подростки проводят за играми все свое свободное время, игнорируя учебную деятельность, которая является ведущей для их возрастного периода. Игроки настолько увлекаются виртуальной реальностью, что рискуют потерять контроль над своим поведением в реальной жизни. В виртуальном мире игры искривленные представления о социуме, однако, они чеканятся в сознании ребенка и становятся его убеждениями. Происходит подмена мировоззренческих представлений ребенка. При таких обстоятельствах ребенок ведет себя не адекватно, способен совершить преступление.

Компьютерные игры активно и вошли в сферу интересов, увлечений современного человека. Во компьютерной игры, человек невольно попадает под всепоглощающее влияние игры на его психику. Результаты исследований свидетельствуют, что человек может часами сидеть за игрой и получать удовольствие от определенных аудио – визуальных средств игры (красивая графика, реалистичная физика, хорошее звуковое оформление), механика игры (gameplay). Разработчики компьютерных игр используют такие сюжетные действия игроков, от которых психически здоровый человек просто не может получать удовольствие, тем не менее такое удовольствие в процессе игры наступает.

Например, игрок, попав противнику в голову, восклицает: «Headshot!». Или один из двух игроков, проходя по узкой перекладине, слетел с нее и упал в яму, тем самым убив своего виртуального персонажа. Второй игрок при этом начал хохотать с того, что персонаж умер, или же с того, что его напарник неудачник; или, стреляя в виртуальные трупы, игроку нравится наблюдать как отрываются куски тела и из них вытекает большое количество крови … В процессе компьютерной игровой деятельности личность деградирует, тормозится процесс его социализации.

Средствами воздействия на психику ребенка является интонационная стимуляция социально негативных поступков геймера, за которые в реальной жизни предусматривается уголовная ответственность (Point Blank, CallofDuty, GTA). В частности, за большее количество убийств голосовой комментатор поощрительной интонацией хвалит игрока. Например: «Тройное убийство», «Мастер ножа», «Попадание в голову», попадания одним выстрелом в двух персонажей одновременно – «Бронебойный выстрел», более пяти жертв – «Отлично» (PointBlank) .

Если применять игры Стрелялки (Shooter) для подготовки солдата к боевым действиям, то это будет формировать эмоциональный компонент психологической готовности поведения при боевых действиях. А если подросток длительное время играть в такие игры, то у него также сформируется психологическая готовность к физической агрессии, появится желание применить это в реальной жизни, например, выстрелить в человека. Причем, реализуя свое желание ребенок будет верить, что последствия будут такие же, как и в игре. При таких обстоятельствах он может не осознавать, что наносит реальный вред живому человеку и что за такие действия придется нести уголовную ответственность.

Сильное влияние на психику ребенка геймера имеет музыкальное сопровождение, тщательно подобранный разработчиками игры для провокации проявления соответствующего вида эмоций, как правило, негативных (агрессия, злоба, страх, азарт). Часто шокирующее впечатление производит на не сформировавшуюся психику подростка реалистичная физика, красивая графика игры, которая захватывает и помогает манипулировать его психоэмоциональным состоянием.

Больше всего привлекает подростков в компьютерных играх механика игры. Игры с категории Ужасы (Horror) с применением, ни с чем не похожего, эффекта присутствия производят поражающее действие на психику ребенка. При длительной игровой активности у геймера развивается синдром ночных страхов, повышается уровень тревожности, наблюдаются приступы панической атаки, раздражительность, истерики. Из-за проигрыша в игре у геймера может возникнуть неконтролируемая вербальная и физическая агрессия, направленная на виртуального или реального напарника в игре, победителя. Физическая агрессия может направляться на предметы (разбивание монитора, клавиатуры, предметов быта).

Проигрыш провоцирует развитие злобной зависти, перерастающей в ненависть к победителю. Победителя упрекают в том, что он использует читы (мошеннические программы, которые дают функциональные преимущества над другими игроками). Обычно, читы можно приобрести только за реальные средства, а это может позволить себе не каждый подросток, – отсюда и зависть. Читерство обеспечивает возможность легко и быстро получить то, на достижение чего честным способом, как правило, уйдет много времени и усилий. Приобретение и использование читерских программ развивает в личности навыки мошеннического поведения. В сознании формируется и закрепляется стойкое убеждение, что любой желаемый результат можно получить за деньги.

Таким образом деморализуется личность, формируется сознание будущего взяточника. В результате экспериментальных исследований, ученые обнаружили механизм влияния компьютерных игр на психику человека: Положительное влияние компьютерных игр на психику геймера: Вызывают положительные эмоции, но только в случае победы. Безграничный оптимизм, желание действовать немедленно, несмотря на препятствия, соединенное с глубоким убеждением, что рано или поздно результат будет достигнут! Возможность попробовать стать тем, кем хочешь быть в реальной жизни. Возможность самоутверждения хотя бы в глазах виртуальных партнеров игры. Разработка собственных тактик, стратегий. Развитие логического мышления, изобретательности, креативности (головоломки, квесты).

Игровая кастомизация способствует развитию фантазии, визуализации желаемого образа «Я». Игры симуляторы дают возможность частично сформировать эмоциональный компонент психологической готовности к определенным видам деятельности. Развитие умения абстрагироваться, посмотреть на свои поступки и на себя со стороны. (Благодаря использованию камеры наблюдения действий от второго лица (взгляд со стороны), от третьего лица (взгляд из-за спины виртуального персонажа игрока)).

Негативное влияние компьютерных игр на психику геймера: Стимуляция проявления негативных эмоций из-за неудач, до вербальной и физической агрессии. Игроки умеют технически устанавливать социальные контакты в игре, однако, не могут налаживать коммуникативные связи в реальной жизни. Вред здоровью из-за физической пассивности. Зависимость от игровой деятельности. Социальная пассивность. Пропадает интерес к реальной жизни. Торможения процессов социализации. Торможение интеллектуального и духовного развития. Торможение развития способностей. Сужение круга интересов только к компьютерным играм. Сужение и искривление мировоззренческих представлений. Перенос законов виртуальной реальности в реальную жизнь, что часто приводит к трагическим последствиям. Возникновение конфликтов с родителями из-за запрета, или ограничение времени игры. Руководствуясь средствами социально-психологической рефлексии и психоанализа, мы классифицировали типы компьютерных игр.

В основе классификации положены вид воздействия на личность геймера с целью деструкции его личности Формирование стереотипов негативного поведения (пропаганда использования наркотиков, алкоголю GTA) Формирование психологической готовности к социально неприемлемых способов поведения (возможность убивать, разрушать, причинять вред безнаказанно CounterStrike, STALKERPointBlank, CallofDuty, Medalof Honor, Battlefield, APBReloaded, GTA, SaintsRow, TombRaider, MaxPain, SeriousSam, Painkiller, Left 4Dead, DukeNukem).

Деморализация личности (насилие, разврат, ненормативная лексика, пошлый интимный юмор, GTA, SaintsRow, порнографический контент GTA, SaintsRow, MassEffect) Формирование физической агрессии (MortalCombat, Tekken, Street Fighter, Devil May Cry, Manhunt, Hitman, Prototype) Провокация психических расстройств, в частности, фобий (Doom, ResidentEvil, Alone in the Dark, The Suffering, Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, Amnesia: The Dark Descent, Slender: The Arrival, House of Dead, SilentHill, Dead Space, Outlast).

Анализ результатов исследования дает нам основания сделать следующие выводы: 1. Средствами воздействия на психику геймера являются:

-интонационная стимуляция социально негативных поступков геймера;

-эффект присутствия; музыкальное сопровождение;

-Реалистичная физика;

-Реалистичная графика.

Компютерные игры имеют как отрицательное, так и положительное влияние на психику геймера, в зависимости от типа игры, и цели, которую ставили перед собой ее разработчики.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2020-01-27