Верховная Рада хочет изменить статус предприятий

В Верховной Раде появился законопроект об особенностях регулирования предпринимательской деятельности отдельных видов юридических лиц и их объединений в переходный период (№6013). В нем отмечено, что реформы права собственности не затронули такие квазивещественные права, как хозяйственное ведение и оперативное управление, а также деятельность предприятий. 

Не был решен этот вопрос и с принятием Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины и других законодательных актов. Проблема была даже углублена. Так, статья 191 Гражданского кодекса Украины предприятие определяет как объект гражданских правоотношений, а статья 55 Хозяйственного кодекса Украины как субъект хозяйствования. Это спровоцировало возникновение в правоприменительной практике разных подходов к пониманию правового статуса предприятий. Это касается таких форм, как частные предприятия – ЧП. Спорное правоотношение наблюдается и у государственных и коммунальных предприятий.

Законопроект предлагает их реформирование. Что это значит на практике? Как изменятся эти предприятия и какими они станут?

Привлекательны ли ФОПы?

Причиной представления законопроекта стало резонансное постановление Большой палаты Верховного Суда по делу №916/2813/18 от 29 июня 2021 года, утвердившее правовую позицию, согласно которой ЧП – хозяйственное общество и его следует регулировать аналогично ООО.

«В соответствии со статистическими данными, ФОП занимает второе место по популярности в рейтинге организационно-правовых форм юридических лиц в Украине, первое — ООО. Так что такие изменения будут достаточно ощутимыми, поскольку количество ЧП в Украине достигает более 200 тысяч (14% общего количества юридических лиц)», — говорит председатель правления общественной организации «Ассоциация представителей малого и среднего бизнеса города Киева» Максим Тютюнников.

Неурегулированность деятельности ФОП законодательством сформировала двоякое отношение к этой организационно-правовой форме. С одной стороны, некоторые считают ее довольно привлекательной, потому что можно самостоятельно прописать все избранные принципы правового регулирования при отсутствии обязательных законодательных требований. Избегая, например, сложных механизмов созыва общего собрания, предусмотренных для ООО. С другой — обоснована и критика, поскольку недостаточный уровень правового регулирования приводит к незащищенности ЧП и необходимости максимально детализировано все прописывать в уставе.

«Прежде всего, законопроект предлагает отменить такие организационно-правовые формы юридических лиц, как предприятия любых видов, что будет заключаться в запрете регистрировать новые предприятия, а уже зарегистрированные предлагают перерегистрировать в форму обществ. А как это осуществлять на практике, трудно представить, проект в этой части также не способен, поскольку не учитывает столь важный аспект, как изменение формы собственности при переводе предприятия в общество, что само по себе процедура приватизации и имеет более широкие юридические последствия, чем описанные в законопроекте», — отмечает Ян Ахрамович, партнер и руководитель судебной практики ЮФ Navigator.

Хозяйственный кодекс: это нужно или нет

Предложение отменить Хозяйственный кодекс далеко не ново, поскольку обсуждение целесообразности его существования длится с момента принятия. Взгляды на этот вопрос разделились. Сторонники отмены Хозяйственного кодекса обосновывают это наличием коллизий между Гражданским кодексом и Хозяйственным, тем, что таких кодексов нет в развитых странах, устарели некоторые (еще советские) нормы и концепции. Сторонники позиции дальнейшего существования кодекса обосновывают это тем, что он регулирует правоотношения, не регулирующие ни Гражданский, ни другие законодательные акты.

«Последствия кардинальных изменений в системе регулирования хозяйственной деятельности не очень благоприятны, поскольку вести хозяйственную деятельность лучше в соответствии с установившейся и стабильной системой, установленной законодательством», — утверждает Максим Тютюнников.

По его мнению, принятие нового кодекса приведет к коренному изменению подхода в правовом регулировании, и как следствие придется согласовывать свою деятельность с новыми правилами, установленными законодательством, особенно собственникам ФОП, если речь идет об этом законопроекте.

«Однако Хозяйственный кодекс Украины – один из базисных нормативно-правовых актов в нашей правовой системе. Его отмена будет иметь намного большие последствия, чем предусмотрено законом, и будет касаться не только регулирования предпринимательской деятельности, но и приведет к реформированию всей правовой системы страны, существенным изменениям в судебной практике», — добавляет Ян Ахрамович.

Адвокат Дмитрий Гутгарц считает, что Хозяйственный кодекс неоднозначно воспринимали и юридическое сообщество, и субъекты хозяйствования еще с момента вступления в силу. И вопрос его отмены ставился с первых дней его существования, ведь он не согласовывался с Гражданским кодексом Украины, но его нормы были специальными для хозяйственных отношений и хозяйствующих субъектов.

«То есть с возникновением коллизий между нормами Гражданского и Хозяйственного кодексов, например, по заключению, выполнению договоров в хозяйственных отношениях (например, между двумя юридическими лицами по поставке продукции) приоритет имели именно нормы Хозяйственного кодекса. Поэтому законодатель фактически пришел к шагу, который напрашивается уже много лет», — отмечает он.

Риски и коллизии документа

А вот реорганизация государственных предприятий в хозяйственные общества, по мнению Максима Тютюнникова, создает риски потери государством контроля за предприятиями, приватизация которых запрещена, что может иметь негативные последствия в том числе и в отношении национальной безопасности Украины, и коррупционные риски передачи контроля за такими государственными предприятиями вне механизма их приватизация. То есть, предоставление такой автономности отдельным видам предприятий может иметь негативные последствия.

Какие коллизии от реформирования ФОП, государственных и коммунальных предприятий могут возникнуть и в целом позитивы и негативы таких изменений для экономики государства, предприятий и граждан?

«Существующие частные, семейные, коллективные и другие предприятия следует реорганизовать в хозяйственные общества или ликвидировать. И это можно рассматривать как позитив в перспективе, ведь законодательство о хозяйственных обществах уже неплохо работает, оно уже проверено практикой применения, хотя и имеет некоторые недостатки», — считает Дмитрий Гутгарц.

Максим Тютюнников считает, что замена права оперативного управления государственной (коммунальной) собственностью предоставляет органам, принимающим соответствующие решения (в проекте четко не определены), дискреционные полномочия, создающие коррупционные риски.

«Возможно, после дальнейших чтений проекта закона и внесения в него правок текст будет изменен и устранены существующие коллизии, но сейчас анализ проекта свидетельствует о существенном его несоответствии конституционным нормам и необоснованности в соответствии с объективными обстоятельствами», — добавляет Ян Ахрамович.

Будем надеяться, что народные депутаты будут тщательнее работать над этим документом до следующего чтения, и в нем появятся качественные изменения. Особенно следует быть осторожными в смысле реформирования государственных предприятий, потому что многие из них до сих пор имеют большое стратегическое значение.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-12-04