Витренко: Россия уменьшает поставки газа в Европу и блокирует поставки угля из Казахстана

Рост цен на энергоносители охватил весь мир, а в Украине уже несколько месяцев говорят о возможной нехватке газа и отключении электроэнергии в разгар отопительного сезона, – пишет BBC

Чего ждать украинским потребителям зимой, как Россия устроила энергетический шантаж Европы, какое будущее ждет украинскую ГТС и Северный поток-2 – рассказал глава правления НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Витренко.

В связи с наращиванием войск России вокруг украинских границ энергетический кризис в Европе отошел на второй план. Но никуда не делась. Можете ли вы успокоить украинцев, что топлива хватит и чем можете помочь европейцам?

Юрий Витренко: У нас достаточно газа в хранилищах и собственной добычи для того, чтобы покрыть потребности бытовых потребителей, население Украины. Относительно промышленных потребителей здесь ситуация более рыночная и все будет зависеть от того, будет ли с их стороны платежеспособный спрос. Если такой спрос будет, то у нас достаточно мощностей, чтобы продавать газ из хранилищ и импортировать дополнительные объемы.

Что касается Европы, то здесь ситуация во многих странах сложнее, чем в Украине. Во многих странах хранилища принадлежат “Газпрому”. Он их арендует. И летом “Газпром” не закачивал газ в эти хранилища или закачивал малые объемы и теперь эти страны сильно зависят от того, сколько газа компания будет направлять в Европу.

Со своей стороны, чтобы помочь, мы сказали – смотрите, с одной стороны, у нас есть самое большое хранилище в Европе, которое можно использовать, чтобы хранить газ для потребления европейцев. Также мы сказали, что у нас есть значительные мощности украинской ГТС, которые можно использовать для дополнительного транзита в Европу, и мы даже предложили скидку для транзита в Европу на эти дополнительные объемы – сделать это вдвое дешевле.

Каков был ответ на ваше предложение снизить оплату за транзит?

Со стороны Европейской комиссии, европейских политиков ответ был положительный. Но это зависит от Газпрома, от России, а они не хотят направлять в Европу дополнительные объемы газа.

Корень проблемы – позиция России. Газпром уже существенно снизил транзит украинской газотранспортной системой. Какое будущее ждет украинскую ГТС – и как Вы видите оптимальный вариант переговоров с “Газпромом”?

Во-первых, нужно заметить, что проблема не в том, что у нас с “Газпромом” какие-то не такие отношения. Это геополитический вопрос. Путин использует газ как геополитическое оружие против Украины – и сейчас, и раньше использовал – и в этом корень проблемы.

Изменит ли Путин свою политику по отношению к Украине? Он изменит ее только тогда, когда Запад продемонстрирует сильную системную позицию. Покажет, что Запад не подвергнется тому шантажу, который сейчас идет со стороны Путина в газовом вопросе и не только.

Когда Путин увидит сильнейший Запад, он будет вынужден принять эти европейские правила игры и играть по этим правилам.

Чья большая вина в нынешней ситуации на энергетическом рынке континента – Европы или Путина?

Есть общие глобальные факторы, начиная с глобальной инфляции, напечатано много денег на Западе и в тех же США. Кроме этого, американское правительство изменило политику в отношении нефтегазовых компаний, остановило некоторые инфраструктурные проекты, что негативно повлияло на предложение природного газа.

Но при этом цены не были бы настолько выше, как сейчас – рекордно высокими.

И в этом основная причина таких цен – политика Путина, шантажирующего Европу. С одной стороны, уменьшает объем газа, который Россия отправляет в Европу, требует без соблюдения европейских правил, без правильной сертификации, чтобы дали возможность работать “Северному потоку-2”, чтобы Европа заключала с Россией долгосрочные контракты на поставку газа.

Все это элементы шантажа, и поэтому столь высокие цены сейчас в Европе, от чего страдают как европейцы, так и украинская экономика, потому что мы продолжаем импортировать газ с европейского рынка. И пока мы импортируем газ, высокие цены в Европе наносят ущерб украинской экономике.

Когда на европейском рынке газа мало, а в подземных хранилищах не такие большие объемы, можете ли гарантировать, что этой зимой не будет веерных отключений электроэнергии?

Давайте шаг за шагом. Это не вопрос объемов, а вопросы цены. Сейчас цены в 5 раз больше, чем 1-2-3 года назад. Мы можем импортировать из Европы, но по такой цене это очень сложно делать. Что касается электричества, в Украине обычно не используется газ для производства электроэнергии.

Но запасов угля тоже нет

А вот главная проблема в том, что Россия блокирует транзит угля из того же Казахстана, и тогда это вынуждает электрогенерирующие компании использовать газ. И если будет массовое использование газа для генерирования электроэнергии, это будет дополнительная нагрузка уже на газотранспортную систему, то есть нужно обеспечить зимой дополнительные объемы в системе для того, чтобы электрогенерирующие компании могли потреблять газ для выработки электроэнергии, и это в принципе проблема.

Она решается за счет денег, но очень больших денег. Нам нужно будет зимой импортировать значительное количество газа, потому что нам не будет хватать газа, который есть в подземных хранилищах, плюс собственной добычи для того, чтобы покрыть потребности бытовых потребителей, и обычные потребности той же промышленности, плюс потребности электрогенерирующих компаний. Это возможно, но это будет дорого.

Чего вы хотите достичь участия в сертификации газопровода Северный поток-2?

Лучший сценарий – чтобы немецкий регулятор сказал “Газпрому”, что он не соответствует европейским правилам, что он должен коренным образом изменить способ, которым продает газ на европейские рынки. Что вместо злоупотребления своим господствующим положением на рынке и ограничивать объемы газа через украинскую ГТС, он должен предоставить без всяких преимуществ доступ на европейские рынки всем трубопроводам, объединяющим Россию с рынками Европы.

В том числе и тем, что проходит через украинскую территорию. Северный поток-2, Северный поток-1, Ямал-Европа – речь обо всех газопроводах.

Они должны также разрешить транзит через территорию России и Украины топлива из Центральной Азии. Это означает, что европейские потребители получат значительно больше газа, решение, по которому по трубопроводу транспортировать газ, будет не политическим, а коммерческим.

Сами компании будут решать, как им выгоднее транспортировать газ, который будут отбирать, например, на украинско-российской границе. Захотят ли они закачать его в украинские газохранилища. Это будет означать равные условия и покажет силу ЕС, победу принципов над близорукими коммерческими выгодами.

Что ввод Северного потока-2 в эксплуатацию будет означать для Украины?

Это будет означать, что транзит газа через территорию Украины полностью прекратится после 2025 года. Но даже до этого “Газпром” сможет прекратить поставки газа через украинскую территорию, хотя законтрактовал транзитные объемы и будет платить по принципу “качай или платы”, как предусмотрено нынешним контрактом.

Не только с коммерческой точки зрения, это еще и риск безопасности. И для Украины, и для всего региона. Потому что без физического потока газа по украинской территории, кроме технических вызовов для Украины и региона возникает еще и угроза полномасштабной войны. Конечно, мы не хотим войны с Россией, но надеюсь, Европа тоже не заинтересована в полномасштабной войне в Украине.

Вы одержали важную тактическую победу тем, что одержали право участвовать в сертификации Северного потока-2. Как будут разворачиваться события, на ваш взгляд?

Понятно, что многие и бизнесмены, и политики в Германии и даже в США хотят какой-то договоренности с Россией и хотят, чтобы Северный поток-2 был запущен. И это проблема.

Не считая того, мы создаем давление по всем фронтам. Не только в Германии, но и в остальной Европе, и в США, чтобы люди понимали, что им просто так не удастся закрыть глаза на очевидное несоответствие Северного потока-2 европейским правилам. И именно потому, что мы ведем работу по всем фронтам, мы привлекаем многих партнеров. Очень многие симпатизируют позиции Украины, понимают тот вред, который несет этот проект.

Где эти люди – в ЕС, в Британии, в Вашингтоне?

И в Европе, и в Британии, и в Вашингтоне. В Вашингтоне у нас есть двухпалатная поддержка американского Конгресса. Проблема в том, что Конгресс принимает законы, обязывающие администрацию налагать санкции на оператора Северного потока-2, но администрация Байдена использовала свое право сделать исключение для оператора и не применила наиболее действенные санкции.

Это произошло сразу после инаугурации президента Байдена и строительство возобновилось практически сразу. Мы встречались с членами британского парламента. Все они поддерживали нас.

Но политическое влияние Британии в ЕС сейчас ослабло?

После брекзита британцы оказывают меньшее влияние на Европейский Союз. Но мы говорили о том, что у них остается значительное влияние в НАТО, а этот вопрос прежде всего безопасен. Это не экономический вопрос, не вопрос каких-либо компенсаций. Это вопрос глобальной безопасности. Поэтому столь важна роль США.

Кто-то может сказать – чего Америка вмешивается в европейские какие-то дела. Действительно, если бы здесь была только экономика, то чего бы Америке вмешиваться. Но здесь речь идет о глобальной безопасности.

Верите ли вы уверениям, прозвучавшим от Меркель и администрации Байдена, что украинская ГТС будет частично заполнена даже после ввода в эксплуатацию Северного потока-2? Считаете ли идеальным вариантом полный отказ от его работы? И какие надежды связываете с новым правительством Шольца?

А не было никаких заверений со стороны Меркель или Байдена, что будет загружена украинская ГТС. Были декларации политические, что они хотят, чтобы это произошло. Но я тоже многое хочу, но это, к сожалению, не происходит. И вопрос не в том, хотят они этого или нет, готовы ли они делать то, чтобы это произошло.

Для того чтобы транзит через Украину продолжался, нельзя дать возможность СП-2 заработать без соблюдения всех европейских правил. А эти европейские правила предусматривают, например, чтобы оператор был отделен от “Газпрома”, чтобы “Газпром” не контролировал оператора СП-2. Далее, к СП-2 – ко всему трубопроводу – должны получить доступ третьи стороны – компании, желающие экспортировать газ с территории России, с территории Центральной Азии.

Вы говорите, как бизнесмен, а не политик. Когда президент Путин на пресс-конференции заявляет о ненадежности украинской ГТС, что там едва трубы не ремонтируются, то с украинской стороны не слышно такого же высокого уровня возражений и опровержений.

Я, например, об этом всегда говорю – и на международной арене. Я не на уровне Путина, разумеется. Но об этом говорил и украинский премьер-министр, и украинский президент.

Другое дело, что у нас больше проблем, к сожалению, чем у Путина. Для него Северный поток-2 и вся газовая сфера вообще – это какое-то личное такое дело. Я не знаю его отношения собственности с этими компаниями. По крайней мере, официально это компании государственные.

Мы понимаем, как много проблем у украинского президента. Но он часто говорит о Северном потоке-2, на всех международных встречах он об этом упоминает.

В Вашингтоне, например, я вместе с президентом лично встречался с Меркель. Мы имели ужин четыре с половиной часа. И с этих 4,5 часов мы говорили об СП-2, об энергетике, где-то половину времени – два часа.

Мы говорили о войне, о Донбассе, о Крыме, и о Северном потоке-2. Я лично участвовал в этом разговоре. Потому я не могу сказать, что мы об этом не говорим.

И господин Зеленский объяснял немецкой стороне, насколько надежна украинская ГТС. Но они и так знают, что она надежна. Все и так понимают, что когда Путин говорит, что украинская система ненадежна, то это чистая геополитика.

Энергетический кризис затронул и британских потребителей. Сейчас правительство фиксирует предел цены для частных потребителей, но британцев готовят, что с апреля платежки вырастут. Говорят о росте энергетической нищеты. В Украине МВФ требует от правительства максимально приблизить цену газа для населения к рыночной. Нынешняя цена также фиксирована до апреля. Ждет ли украинцев энергетическая бедность?

Мы видим, что энергетическая бедность есть и в Британии, где и средние зарплаты, и пенсии выше, чем у украинцев. Британия и Украина интегрированы в единый европейский энергорынок, поэтому цены на наших рынках примерно одинаковы. Имею в виду рыночные цены.

Если мы беднее британцев, а рыночные цены примерно одинаковые, то мы еще малоэнергоэффективны. Мы еще больше потребляем газ на душу населения, и это огромная проблема.

У нас была зафиксированная цена в год. Это не вопрос какого-нибудь рыночного регулирования. Люди не могут жить, когда у них ежемесячно меняется цена. Поэтому мы и потребовали, чтобы рыночным способом, но поставщики определяли цену на год, а не на месяц. И если бы этого не произошло, потребители сегодня платили бы не 7-9 гривен (за кубометр), а 30-40 гривен.

1 мая следующего года истекает срок действия этой годовой цены, и поставщики будут определять цену на период до мая 2023 года.

Какова будет эта цена, это открытый вопрос. Зависит от рынка. Сейчас есть ожидание, что с апреля цены будут снижаться, и если посмотреть на форвардные цены, то они в следующее лето намного ниже, чем этой зимой.

А форвардные цены на следующую зиму, как ожидает рынок, тоже существенно меньше, чем в этом году. Если эти ожидания сбудутся, тогда и цены будут намного меньше.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-12-03