Война на выживание. Что будет с Украиной без западных денег

Во второй год войны – по крайней мере по показателям – украинская экономика чувствует себя лучше, чем в первый. Как ожидается, ВВП вырастет на 5%, это после падения на треть в 2022-м. Курс гривны – стабилен, она  даже укрепилась. Инфляция, в прошлом году превысившая 26%, вошла в целевые рамки Нацбанка (около 5%). Такого не было даже до войны.

Безработица уменьшилась, в магазинах и кофейнях хватает покупателей, а опросы подтверждали улучшение потребительских настроений. Наконец, в больших городах снова появились пробки. Автодилеры говорят о росте продаж дорогих авто.

В бюджете на 2024 год, который вовремя принял парламент, все более или менее распределилось так, как в смете текущего года. Однако и чиновники, и аналитики стали бить тревогу и призывать “протрезветь”. Что произошло?

За чей счет этот “пир”?

На 1,8 трлн грн доходов, которые в следующем году может обеспечить украинская экономика, есть 3,3 трлн расходов, говорит исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.

И есть 1,5 трлн грн дефицита, то есть разницы между доходами и расходами. “Это фактически второй бюджет”, – говорит экономист.

“Дыра” в бюджете текущего года – это четверть всего ВВП, а в следующем году это будет немного “меньше” – 20%.

Для сравнения: в мирное время дефицит был 2-3%. Он возрос во время пандемии до 6%. И это считали чрезвычайной ситуацией.

С началом полномасштабной российской агрессии половина бюджетных расходов уходит на армию. В смете на 2024 год расходы на оборону составят 1,6 трлн грн – это 50,5% расходов.

Другая половина – на зарплаты бюджетникам и госслужащим, социальные расходы и пенсии.

Средств, производимых экономикой, хватает лишь на первую половину – армию. Остальные финансируются за счет международных партнеров.

То есть и экономический рост, и уровень благосостояния практически на уровне довоенного 2021 года, и то, что есть спрос на необязательные товары и услуги, и что на улицах столицы пробки – все это связано с притоком внешних денег.

По данным министерства финансов, в 2022 году страна получила от международных партнеров около 32 млрд долларов. В этом году по состоянию на ноябрь – почти 37,5 млрд долларов.

Главным “спонсором” Украины в 2023 году стал Евросоюз, откуда поступило около 18 млрд долларов. В этом году ЕС потеснил с первого места США, которые вели за финансовой помощью в первый год войны. За 11 месяцев 2023 года от США поступило почти 11 млрд долларов (против 12 млрд в 2022-м).

Среди других доноров Канада, Япония и Великобритания, а также МВФ и Всемирный банк.

Ожидается, что в следующем году страна должна получить примерно такую же сумму международной помощи, как и в этом – около 42 млрд долларов. Разница состоит в том, что, как заявил министр финансов Сергей Марченко, понимания, кто покроет три четверти этой суммы, пока нет.

Практически в качестве главнокомандующего Валерия Залужного в статье в Economist, министр финансов утверждает, что “нам сейчас нужно создать условия, чтобы переломить ход войны”.

Но в отличие от Залужного, Марченко не призывает надеяться на высокотехнологичное оружие, а “вернуться в реальность – в март и апрель 2022 года” и “протрезветь”.

Что не так?

Проблемы связаны с двумя крупнейшими донорами – ЕС и США, до сих пор не утвердившими бюджеты помощи Украине.

В США приближаются президентские выборы, и главным политическим игрокам становится все сложнее добиваться компромиссов. Чтобы избежать так называемого “шатдауна” с прекращением финансирования бюджетных расходов, президент Байден был вынужден подписать временный бюджет – без помощи Украины. Следующее голосование в Конгрессе ожидается в начале декабря.

А в ЕС продолжаются дискуссии из-за разногласий между членами, в частности, по механизму принятия решений. При этом масштабная программа помощи Украине на 50 млрд евро – Ukraine Facility – прошла предварительное одобрение в Европарламенте. Но впереди голосование в Совете ЕС, которое должно быть единодушным, включая голос Венгрии, которая имеет историю блокирования решений в поддержку Украины.

По информации Politico, венгерский лидер Виктор Орбан в письме к председателю Европейского совета Шарлю Мишелю написал, что никакие решения о помощи Украине и даже переговоры по ее членству в ЕС, а также дальнейшие санкции против России невозможны, пока не состоится “стратегическая дискуссия”, когда руководители соберутся в Брюсселе в середине декабря.

Впрочем, пока мы видим, что угрозы Венгрии удавалось как-то нейтрализовать, отмечает Александр Паращий, руководитель аналитического отдела Concorde Capital. Поэтому более проблемной выглядит помощь Соединенных Штатов.

“В этом году правительство ожидает (от США) более 3 млрд долларов, и пока как-то непонятно, когда эта помощь поступит и поступит ли вообще. Соответственно, около 13 млрд, которые рассчитывают получить в следующем году, тоже пока под вопросом”, – объясняет экономист. Но в то же время отмечает: помощь от США все-таки поступит, “поскольку бы там ни было, а в Америке и демократы, и республиканцы понимают, что без этой помощи Украине будет очень тяжело”.

“Они не хотят брать на себя ответственность за возможные проблемы, которые может создать несвоевременное поступление этой помощи”, – говорит Паращий.

Есть и другие аспекты. Из 50 млрд евро от ЕС чисто в поддержку украинского бюджета назначено 39 млрд. И как они будут распределяться по годам – пока не определено, объясняет Александра Бетлий, ведущий экономист Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭД).

Считали, что помощь будет поступать равномерно. Но украинское правительство уже обратилось к руководству ЕС и попросило выдать в следующем году сразу 18 млрд евро – собственно столько же, сколько Киев получит от Брюсселя и в этом году.

Что касается США, добавляет Бетлий, то пока точных цифр возможной помощи нет. В общей сложности ее оценивают в 60 млрд долларов, но львиная доля будет военной, тогда как на финансирование украинского бюджета может уйти около 10 млрд долларов.

Если добавить к этому помощь от Канады, Японии и международных финансовых организаций, даже при оптимистическом сценарии разрыв может сохраниться где-то на уровне 5 млрд долларов, говорит экономистка.

Как закрыть “дыру” и что будет без денег?

Последствия могут быть разными и будут зависеть от того, сколько будет недоставать для покрытия дефицита.

По словам министра финансов, если из 29 млрд долларов не будет 5 – “это будет маленькой проблемой, и мы найдем способ, как ее решить”.

Одним из решений является принятый парламентом закон о перенаправлении налога на доходы военных из местных бюджетов в государственный. Эти доходы, неожиданно появившиеся в местных бюджетах с началом войны, вызвали ожесточенные споры о брусчатке и озеленении вместо дронов.

По оценкам Сергея Марченко, благодаря такому перераспределению бюджет получит более 200 млрд. грн. или около 6 млрд. долларов в следующем году.

Принятие закона, по словам Глеба Вышлинского, является первым признаком “отрезвления” и того, что у власти и общества появляется понимание потребности в финансовой мобилизации.

Если “дыра” будет в 10 млрд долларов, то, говорит министр, это тоже будет в принципе решаемой проблемой, но здесь уже правительству придется “где-то сокращать расходы, где-то увеличивать налоги”.

Скорее всего, такие шаги будут сродни тому, что происходило в 2022-м, – отказ от повышения зарплат бюджетникам, индексации пенсий, усиления налогового давления. Это будет выглядеть “некрасиво” и будет непопулярно, говорит Глеб Вышлинский, но этого не избежать.

А вот как покрыть разрыв более чем в 20 млрд долларов, в правительстве пока не знают.

Эксперты озвучивают разные предположения о том, как правительство может закрывать “дыру”, и к чему это приведет. Среди возможных последствий называют и возобновление печати денег НБУ, и возврат к высокой инфляции и девальвации гривны, а также сокращение или заморозка военных и социальных расходов.

Уменьшать обеспечение военных правительство вряд ли решится, рассуждает Глеб Вышлинский, потому что это подорвет моральный дух. Так же вряд ли правительство откажется от индексации пенсий. Более реалистичным, по мнению эксперта, является возобновление печати денег, – из-за выкупа Нацбанком облигаций Минфина так, как это было весной-начале лета 2022 года. Он напоминает, что таким образом в экономику попали 400 млрд грн.

“Это сформировало потребность в девальвации гривны с 29 до 36,6 грн за доллар, и это привело к инфляции, которая была 26%, – напоминает Вышлинский. – После того, как мы получили большое и регулярное внешнее финансирование, мы имеем инфляцию 6 % вместо 26%”.

Жизнь в тылу напрямую зависит от помощи партнеров Украины

На такой уровень инфляция вряд ли вернется, хотя и, безусловно, будет выше, чем в этом году, считает Александра Бетлий.

Во-первых, ее будет стимулировать не только печать денег. Например, после отопительного сезона правительству таки придется пойти на повышение коммунальных тарифов, ведь их заморозка уже привела к накоплению десятков миллиардов долгов в энергетической системе.

Во-вторых, международная помощь все-таки будет поступать, и разрыв вряд ли будет больше 5 млрд долларов. Даже если все эти деньги нужно будет напечатать и покрывать Нацбанком, то получится где-то 200 млрд грн, а не 400, как в прошлом году, отмечает Александр Бетлий. Она добавляет, что здесь придется выбирать меньшее зло.

“Так как риск, что будет, как мы не финансируем армию, все понимают”, – говорит экономистка.

Урезать капитальные расходы, которые обычно первыми сокращают при секвестре бюджета, уже тоже невозможно – там резать нечего.

Уменьшение финансирования медицины, образования и выплаты пенсий также отзовется – дальнейшим ростом бедности, которая, по оценкам Всемирного банка, уже распространяется на четверть населения Украины.

А это означает, что еще больше людей могут уехать из Украины, предполагает Александра Бетлий.

О том, что социальные расходы “уже некуда сокращать” говорит и Александр Паращий. Он предполагает, что при пессимистическом сценарии, в первую очередь, могут быть ограничения военных расходов.

“Рисковано, думаю, все это понимают, так что будем как-то активнее договариваться”, – предполагает экономист.

Печать средств Нацбанком он называет неприятной, но вполне вероятной опцией. При этом, по мнению Параща, в отличие от 2022 года инфляцию и курс гривны удастся держать под контролем.

Он прогнозирует, что в следующем году инфляция будет в пределах 7-9%, средний курс – 37,5 грн за доллар, а ближе к концу года – где-то около 39.

Конечно, курс гривны зависит от международной помощи и ее размеров, признает экономист. Гривна девальвирует, когда этой помощи маловато. В то же время, он замечает: за этот год Нацбанку удалось несколько отложить в золотовалютных запасах, поэтому НБУ имеет достаточно резервов, чтобы выполнить свое обещание – сохранить курсовую стабильность.

Но уже очевидно: с точки зрения финансов 2024 год будет тяжелее 2023-го. Не менее сложными будут и решения, которые придется принимать.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-11-30