Горючее, продовольствие, порты: три “болевые точки” экономики военного времени

Проблемы, с которыми столкнулась украинская экономика, во время войны даже в МВФ назвали “шоком”. 

Пока международные доноры собирают – и уже оказывают – финансовую помощь, правительство пытается поддержать пенсионеров и тех, кто потерял работу, бизнес – украинский и международный – пытается не только выполнять свою привычную работу, но и фактически делает волонтерскую работу или же помогает волонтерам.

Однако есть несколько болевых “точек”, где ситуация достаточно сложная.

Горючее

Что касается экономики, то самая острая ситуация с горючим. На протяжении многих лет Украина очень зависела от российских энергоносителей, в частности, и от поставок нефти и горючего из России и Беларуси. В 2021 году эти две страны вместе поставили на украинский рынок две трети бензинов и дизеля.

После нападения России на Украину, да еще с использованием территории Беларуси для этого, сказать, что ситуация усложнилась – это ничего не сказать. Есть реальная угроза перекрытия и любых альтернативных поставок по морю.

С другой стороны, горючее нужно не только для доставки товаров, эвакуации людей, но и для того, чтобы заправлять боевую технику украинской армии.

Вдобавок ко всему, санкции, введенные против России за агрессию в Украине, толкают цены на нефть вверх, – а они и без того уже были на рекордных уровнях.

По словам эксперта консалтинговой компании А-95 Сергея Куюна, нынешняя цена на нефть в 140 долларов за баррель уже на 40% выше, чем до войны.

Так, по его словам, цена на нефть достигла 140 долларов за баррель, это на 40% выше, чем до войны.

“Вчера прозвонил украинских и европейских трейдеров, посчитал себестоимость. Если сохранить текущую торговую наценку АЗС, установленную Кабмином, получается 48-50 грн/л, – написал аналитик в Facebook. – Есть еще вариант: топливо просто исчезнет. Его просто перестанут привозить”.

Предотвратить такое развитие событий, по мнению эксперта, может решение правительства об отмене всех налогов на горючее – НДС и акцизов. Кроме того, следует изменить и форму государственного регулирования рынка, которая вводилась еще в довоенные времена.

В таких условиях цены на топливо могут удержаться в диапазоне 34-37 грн/л.

“Да (будут) потери бюджета, но другого выхода просто нет”, – считает эксперт.

Однако даже не это главное. Самое главное – наполнить рынок и наладить новую цепочку поставок в обход Беларуси. Хотя, как отмечает Сергей Куюн, объективно эта новая логистика будет более затратной, чем до войны, когда Украина годами получала нефть и нефтепродукты из России и Белоруссии.

“Научились жить” 

В военное время торговля должна приспосабливаться не только к срыву во всех цепочках поставок, нехватки горючего, но и учитывать комендантские часы.

“Мы вынуждены перестроиться на работу в военных условиях. Сегодня жизнь в городе протекает с 7 утра до 8 вечера, когда нет комендантского часа. Поэтому вся логистика с подвозом товаров в магазины, к сожалению, делается в это время”, – заявил первый заместитель главы Киевской городской государственной администрации Николай Поворозник.

Он уверяет, что в столичных магазинах “есть все товары первой необходимости, мы уже научились жить в такой ситуации”.

Помимо супермаркетов открылись аптеки и зоомагазины.

Через пару дней столичные власти обещают разработать карту с местами, где можно получить горячую еду.

Конечно, ситуация в столице значительно лучше, чем в городах, оказавшихся под интенсивными обстрелами российских оккупантов – на Киевщине, в Харькове, Чернигове, Сумах.

“На грани возможностей”

По-своему сложная ситуация во Львове, где не слышали взрывов, но где нашли убежище – временное или по дороге дальше в Европу – уже сотни тысяч беженцев.

“Сегодня Львов стал приютом для 200 тысяч людей, которые переехали во Львов скрываясь от бомбардировок и ракетных обстрелов. Люди, которые поселились у нас, получают горячую еду, необходимые вещи, и мы полностью обустраиваем их быт, и предоставляем все, чем они должны быть” обеспечены, – заявил мэр Львова Андрей Садовый. – Это очень большая нагрузка на город Львов, и на сегодняшний день мы находимся на грани наших возможностей”.

Пища, доставка

Многое с первых дней российской агрессии взяли на себя волонтеры. А бизнес пытается не только выполнять контракты на поставки, но и передавать какую-то часть своей продукции безвозмездно или помогать волонтерам.

Даже при нынешних затруднениях с поставками и ценами на горючее сеть АЗС SOCAR передала более 10 тысяч литров топлива скорым и спецтранспорту. Кроме того, компания занимается и непрофильной работой – собирает средства на гуманитарную и медицинскую помощь.

“Укрзализныця” открыла дополнительный склад в Черновцах, куда можно доставлять гуманитарные грузы с последующей доставкой по железной дороге в места, в которых больше всего нуждаются – Киев, Харьков и другие города на северо-востоке страны.

Автомобильная корпорация “Богдан” передала армии техники более чем на 100 млн грн.

“Транспортные средства предназначены не только для военных, но и перевозки гражданского населения, его эвакуации, а также обеспечения жизнедеятельности городов”, – сообщили в компании.

В одном из крупнейших ритейлеров METRO Украина говорят, что команда компании продолжает работать в Киеве, Запорожье, Виннице, Львове, Одессе, Ровно, Днепре и других городах.

“Наши сотрудники продолжают снабжать продуктами и всеми необходимыми товарами украинцев. Мы ежедневно выходим на работу в наши магазины там, где есть такая возможность, чтобы не допустить гуманитарной катастрофы. Несмотря на то, что большая часть инфраструктуры и дорог уничтожена, мы работаем над доставкой товаров в наши ТЦ во всех уголках Украины”, – говорят в компании и добавляют, что вдобавок к привычной работе в магазинах, помогают волонтерам, терробороне, больницам, координируют работу международных доноров.

В МЕТРО также сообщили, что “все товарные запасы наших закрытых торговых центров в Мариуполе и Харькове были переданы терробороне и местной общине”.

А еще украинское подразделение МЕТРО обратилось в свой головной офис в Дюссельдорфе с требованием немедленно закрыть бизнес на территории России.

“В ответ от штаб-квартиры мы получили пока негативный ответ, со ссылкой на то, что 10 000 сотрудников в России останутся без работы, а санкции, которые вводит цивилизованный мир в ответ на агрессию России, должны влиять на руководство страны и ее экономику , а не на население”, – сообщили в МЕТРО Украина.

Один из крупнейших производителей курятины, МХП, бесплатно передал 4 тысячи тонн продукции военным, терробороне и гражданским, сообщил основатель компании Юрий Косюк в Facebook.

Продукцию МХП под брендом “Наша Ряба” решили вернуть в свои магазины в торговой сети АТБ – так же как и продукцию Roshen. В сообщении компании говорится, что такое решение направлено на “объединение ее усилий по решению главной задачи – максимальному обеспечению населения продуктами питания и товарами первой необходимости во время военной агрессии”.

Украинский McDonald’s, материнскую компанию которого пристыдили за нежелание покидать Россию, предоставляет еду в распоряжение местных советов, а те уже передают ее нуждающимся.

KFC открыла свои кухни для приготовления еды для военных госпиталей, больниц, терробороны.

Вполне реальна и эффективна не только помощь бизнеса, но и его клиентов. Например, пользователи сервиса Airbnb забронировали жилье в Украине на сумму более 1,9 млн долларов, чтобы украинцы, потерявшие дома и эвакуировавшиеся, могли пожить в более безопасном месте.

“Только за 48 часов в Украине было забронировано 61406 ночей, – написал в Twitter основатель и гендиректор Airbnb Брайан Чески.

По его словам, дома для беженцев за неделю предложили более 11 тысяч пользователей платформы.

В целом Airbnb готов предоставить бесплатное жилье для 100 тысяч украинцев. В то же время, платформа прекратила сотрудничество с Россией и Беларусью.

Это всего несколько примеров, в каком режиме работает украинский бизнес сейчас. И, безусловно, список указанных компаний не исчерпан.

Однако и здесь не все так просто. Многочисленные отказы принимать карты и рассчитываться только наличными в некоторых магазинах, на АЗС, заставили правительство, налоговую службу и банки призвать торговый бизнес предоставлять возможность покупателям рассчитываться карточками, ведь все социальные выплаты при нынешних обстоятельствах удобнее производить в безналичной форме. Это касается и пенсий, и зарплат бюджетников, и помощи тем, кто потерял работу из-за войны.

Со своей стороны, банки уверяют, что делают все возможное, чтобы обеспечивать бесперебойную работу безналичных платежей. Большинство банков также сняли ограничения на операции и снятие наличных с карт, эмитированных в Украине, – это очень упрощает жизнь украинцев, в результате оказавшихся за рубежом.

Порты, экспорт-импорт

Закрытие украинских портов на Черном и Азовском морях чревато прежде всего украинским экспортом, а следовательно, и притоком валюты в страну.

Сразу после объявления военного положения Администрация морских портов Украины сообщила, что “грузовые операции практически приостановлены”.

До войны значительная часть экспорта металлургии шла через Мариуполь, ныне осаждаемый русскими воинами. Через порты на побережье Черного моря – Одессу, Николаев – шел украинский зерновой экспорт, что дает значительную долю доходов украинского бюджета и валютных поступлений.

А об угрозе того, что в результате Украины может выпасть из мирового рынка продовольствия аналитики стали говорить сразу после начала вторжения России.

“60% сельскохозяйственной продукции Украины экспортируется через морские порты. Закрытие российской армией портов и моря угрожает мировой цепочке поставок продовольствия. Защита Украины также защищает мир от голода”, – сообщили в МИД Украины.

С другой стороны, именно через порты до последнего времени осуществлялись и альтернативные поставки критического импорта – например, уголь для украинских ТЭС после того, как Россия заблокировала и свой угольный экспорт в Украину, и поставки из Казахстана.

Так что в случае, когда Украине понадобятся какие-либо альтернативные пути доставки любых грузов, морской путь пока выглядит закрытым. А это, в свою очередь, увеличивает нагрузку на логистику любых поставок по суше.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-03-10