Смартфон и планшет – тоже оружие. Как украинцы воюют на виртуальном фронте

Пока украинские военные сопротивляются российской армии на передовой, в интернете развернулся огромный новый фронт. Студенты, школьники и даже целые семьи пытаются помочь украинской армии, вступив в альтернативное войско, оружием которого стали смартфоны и планшеты. 

Хакерские атаки на государственные сайты и распространение дезинформации стали неотъемлемой частью современной войны. Крупные технологические компании, такие как Meta и Google, вводят санкции против страны агрессора, ограничивая ее доступ к своим ресурсам или блокируя определенную информацию.

В то же время, кибератаки на ключевые сайты Украины происходят и со стороны российских хакеров. В преддверии войны они атаковали сайты правительства, отдельных министерств и даже сайт приложения “Дия”. Огромная армия ботов продолжает распространять фейки и разжигать ненависть в соцсетях.

После вторжения России в Украину министр цифровой трансформации Михаил Федоров обратился к работающим в цифровой сфере украинцам: разработчикам, киберспециалистам, дизайнерам и маркетологам. Он объявил о создании IT-армии и призвал к борьбе на киберфронте.

Но свой вклад в огромное виртуальное сражение вносят и обычные люди, даже не имеющие IT-образования.

С начала войны украинцы буквально живут с телефоном в руках, непрерывно следя за тревожными новостями. Многие решили приносить таким образом пользу.

Они распространяют реальные фото и видео событий в Украине, жалуются на пропагандистские ресурсы и совершают хакерские атаки на правительственные и финансовые порталы России.

Одна из последних задач на фейсбук-странице “Интернет Войска Украины” призывает пользователей комментировать соцсети торговой компании “Метро”, требуя, чтобы оптовик закрыл свои магазины в России.

На своих других платформах, в инстаграмме и телеграмме, сообщество организует обращение к влиятельным американским политикам и звездам, призывая их закрыть небо над Украиной.

Как утверждают администраторы паблика, активные действия интернет-борцов способствовали тому, что экономическую блокаду России наконец-то поддержали еще три крупные компании – McDonalds, Universal Music Group и Nestle.

Интернет войска – это совместный проект министерства культуры и информполитики и министерства цифровой трансформации.

Его цель – “распространять правдивую информацию среди россиян, собирать голоса за петиции и защищать Украину любым другим информационным способом”, объясняет министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко в своем телеграмм-канале.

“С клавиатурой и мышью полезнее”

Когда началась война, киевляне Татьяна и Андрей (имена всех героев изменены из соображений безопасности) и двое детей были в Карпатах, куда они поехали отпраздновать день рождения сына.

“Я чего-то проснулась рано, заглянула в телефон, а там…”, – рассказывает Татьяна. Вернуться в Киев они уже не могли и переехали в Черновцы, где активно искали способы, как помочь военным.

Семья перечислила деньги ВСУ, терробороне, медикам, а затем Андрей, работавший в IT-отрасли, присоединился к сообществу айтишников, вступивших в кибервойну с Россией.

“С одной стороны, мы чувствовали “вину уцелевшего”, потому что не пережили тех ужасов, с которыми столкнулись другие люди, – объясняет Андрей свое решение. – С другой стороны, с клавиатурой и мышью я могу быть гораздо более полезным, чем с автоматом на блокпоста”.

IT-борцы начали осуществлять DDoS-атаки на российские сайты, сначала – пропагандистские, а затем на сайты государственных и финансовых учреждений.

Атаки осуществляют несколько десятков тысяч серверов, и сайтам просто не хватает ресурсов, чтобы оперативно возобновить свою работу, объясняет Андрей. Он говорит, что результаты этих DDoS-атак очень эффективны – они заметно препятствуют работе российских финансовых сервисов.

В то же время он проводит разъяснительную работу со своими партнерами и клиентами из США, с которыми он работал еще до войны. Он переводит для них важные новости, пытаясь таким образом “формировать общественное мнение”.

В ряды интернет-войска вступила и Татьяна со своим старшим сыном, не имеющим профессионального IT-образования. Татьяна присоединилась к двум телеграммам-сообществам StopRussiaChannel и Цифровое сопротивление. Задача пользователей – с помощью жалоб блокировать российские телеграмм-каналы, распространяющие ложную информацию.

“Например, вчера они рассказывали, что удар по роддому в Мариуполе был справедливым, потому что на самом деле внутри больницы находились бойцы “Азова”, и гражданских там не было”, – говорит Татьяна.

Участники Цифрового сопротивления также публикуют сообщения в российских соцсетях с информацией о событиях в Украине, а другие пользователи их активно “ругают”, чтобы пост могли увидеть как можно больше россиян.

Татьяна также оставляет отзывы на гугл-картах на местах, поскольку их удалить сложнее, чем посты в соцсетях. В отзывах, читаемых россиянами, она публикует фото обстрелов украинских городов, а также информацию о ежедневных потерях российской армии. Она пишет обращение к матери российских пленных, оставляя адреса сайтов, где можно найти информацию о них.

“Если хоть кому это откроет глаза, будет неплохо”, – заключает Татьяна.

Женщина прибавляет, что к онлайн-войне присоединилась и ее младшая дочь. Она отписалась от всех русских каналов в YouTube, TikTok и Likeeg.

“Остается надежда достучаться”

Ученица 11 класса Мария, как и большинство киевлян, очнулась 24 февраля от звука мощных взрывов. Девушка говорит, что в ее семье обсуждали возможность полномасштабной войны задолго до этого дня.

“Встав с постели почувствовала себя автоматом, выполняющим приказы родителей. Первые слезы и страх пришли только ночью”, – делится Мария.

Несмотря на то, что Мария еще учится в школе, у нее уже есть опыт работы в медиа – девушка работает в образовательном проекте для журналистов “Платформа ТЖ”.

Сейчас она участвует в спецпроекте “НЕТ! ДЕЗИНФИ”, организованном “Платформой”.

“Мы опровергаем фейки, пытаемся предотвращать панику, призываем украинцев следить только за официальными источниками информации”, – объясняет она.

В свободное от этого время она также “воюет с легионами ботов”, вместе с одноклассниками время от времени посылает жалобы на пропагандистские телеграммы или тик-ток-каналы.

“Хотя в нашей стране идет настоящая война, есть и “утерянные” украинцы, которые также могут нуждаться в правде, а не в ответах, которые они получали в течение последних лет от пророссийских украинских политических сил”, – говорит Мария.

“Пытаюсь без негатива донести правду”

“Война застала дома в постели. Я не проснулся от взрывов или звука самолетов, меня разбудила мама со словами “они нас бомбят”, – рассказывает студент столичного вуза Артем.

“Потом я зашел в телеграмм и увидел около 150 сообщений с похожим содержанием – “война”. Первая реакция – трясло минуты 3, потом пошел есть”, – делится парень.

Когда семья Артема переехала во Львов, он начал волонтерить. Парень помогает на Львовском вокзале беженцам. По его словам, “когда успокаиваешь людей, становится как-то легче и самому”.

В то же время, парень работает и на виртуальном фронте.

Он публикует сообщения и комментирует посты в соцсетях, рассказывая о событиях в Украине.

“Я стараюсь без негатива до них донести правду. Но пока никто мне не отвечал так же, “без негатива”. Надеюсь, адекватные люди меня слышат”, – говорит Артем.

Кроме того, он производит DDoS-атаки на российские правительственные сайты.

“Большое спасибо министерствам и профессиональным структурам за то, что каждый из нас может приобщиться к этому”, – добавляет Артем. По его словам, результат работы киберпартизан виден невооруженным глазом – сайты правительства и финансовых структур регулярно “лежат”.

Сокурсник Артема Виктор также воюет на интернет-фронте.

“С первого же дня я почувствовал себя ответственным, я понимал, что есть возможность делать то, что не может большинство украинцев”, – говорит он.

Вместе с друзьями Виктор создает социальную и политическую рекламу и размещает ее в российских соцсетях.

Один из рекламных роликов, например, сравнивает выступления Гитлера и Путина, в которых есть практически идентичные фразы. Другое видео демонстрирует результаты обстрелов украинских городов и развенчивает фейки, распространяемые российским телевидением.

“Мы пытаемся сформулировать обращение так, чтобы они (россияне) не игнорировали и отвечали”, – объясняет Виктор.

“Мы помогаем и мы победим. И это будет самая большая победа за всю историю украинского народа”, – заключает он.

Впрочем, Россия тоже очень активна в информационном пространстве.

Так, после нанесенного удара по роддому в Мариуполе, фото которого разошлось мировыми СМИ, российские аккаунты начали атаковать инстаграмм-аккаунт попавшей на фотографию девушки.

На фото изображена жительница Мариуполя Марианна Вышемирская, которая должна вот-вот родить ребенка.

В комментариях на странице Марианны в инстаграммах началась настоящая травля, девушку обвинили в том, что она не была в роддоме во время обстрелов и вообще является актрисой, выполняющей пропагандистское задание.

Сейчаси Марианна остается в Мариуполе, связи с ней нет, но, по сообщениям знакомых, 10 марта она родила девочку.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-03-11