Два месяца войны в Украине. Что будет дальше

Третий месяц войны в Украине начинается на православную Пасху. Праздничные дни проходят в условиях непрерывного и кровавого вооруженного противостояния на востоке государства. Когда закончится война и кто победит в этом сражении – вопрос пока открыт. 

“Битва за Донбасс” началась, сказал президент Украины Владимир Зеленский поздно вечером 18 апреля. Третий месяц войны, очевидно, пройдет под знаком этого противостояния.

Первые 60 дней конфликта запомнились битвой за Киев, которую выиграла украинская сторона, и продолжающейся блокадой Мариуполя.

Кроме того, командование вооруженных сил Украины заявило, что утопленный флагман российского флота – крейсер “Москва” – это его рук дело. На втором месяце войны открылись ужасы в Буче и других освобожденных городах, где зафиксированы массовые убийства и пытки гражданских украинцев.

Весь мир осудил эту резню, а Кремль назвал фейком.

В середине апреля Москва объявила, что переходит к основному этапу своей “специальной военной операции” – “освобождению” Донбасса. Именно здесь для нанесения решающего удара РФ концентрирует свои наибольшие наступательные мощности.

По оценкам западных разведок, количество российских солдат около 80-90 тысяч здесь превышает украинские силы в два раза.

Кроме того, руководство вооруженных сил РФ, как заместитель командующего центральным военным округом Рустам Миннекаев, прямо заявляет, что кроме Донбасса целью агрессора является и захват всего юга Украины.

Директор военных программ центра Разумкова Николай Сунгуровский скептически смотрит на планы Кремля. По его словам, два месяца войны уже обнаружили три основных недостатка, на которые опиралось российское руководство и оказались абсолютно фейковыми.

Первое – это представление о “сильной России”. “Это оказалось фейком. Не только в военном смысле. Речь также и об экономике”, – объясняет эксперт BBC News.

Также не оправдались российские надежды на “разобщенность Запада” и “слабость Украины”. Эти ошибки при планировании, говорит Сунгуровский, сторожили России проваленного блицкрига и призрачных шансов на успех во второй фазе “военной операции”.

По его мнению, битва за Донбасс полностью истощит российскую армию.

“Мое ощущение такое, что Путин останется без армии, – говорит аналитик. – У него еще есть возможность провести более широкую мобилизацию, но военной техники у него уже не осталось. Максимум, что есть, это старая советская или еще даже времен Второй мировой войны”.

Единственная угроза – ракетные удары, поскольку эти запасы в РФ еще есть в определенном количестве, уточняет он.

Операцию по захвату Донбасса россияне ведут с трех сторон. На севере они атакуют со стороны Харьковской области, где войска развернули плацдарм южнее города Изюм.

С юга боевые действия ведутся на широком фланге от запорожского города Гуляйполя до донецких Угледара и Марьинки. На восточном направлении под штурм попали населенные пункты вокруг административного центра – Северодонецка.

Именно здесь военные РФ добились определенных успехов, захватив городок Кременная в 10 километрах от областного центра и соседнее Рубежное.

Тактика русских

Эксучастник международных миссий в Косово и Ираке, полковник Сергей Грабский обращает внимание, что тактика действий россиян в этой войне достаточно прогнозируема.

“Сейчас все выглядит так, что они пытаются найти хоть какую-нибудь щель или слабое место в обороне Украины и сосредоточить свои усилия именно там. Поэтому они тыкаются вдоль всей линии фронта, начиная от Изюма и заканчивая Гуляйполем”, – рассказал он BBC News.

Но надо понимать, добавляет военный эксперт, что ВСУ действуют достаточно гибко и делают ответные шаги.

Во-первых, сопротивляются на уязвимых участках, а, во-вторых, оказывают отвлекающие маневры. Они давят противника из харьковского направления в сторону оккупированного Купянска и беспокоят противника на херсонском направлении.

Юг ждет 

Значительная часть южных территорий, а именно почти вся Херсонская область, включая областной центр, и приазовская часть Запорожской области, уже под контролем РФ.

Есть ли слова российского генерал-майора Миннекаева о захвате всего юга до Приднестровья только его фантазиями? В Кремле сказали журналистам, что этот вопрос не по адресу.

Тем не менее, попытки россиян захватить Николаев и продвинуться дальше на Одессу пока успеха не имели.

Но украинский генштаб сообщает о другой опасности. Вроде бы на 1 мая россияне готовят проведение так называемого “референдума” на оккупированной Херсонщине, чтобы создать очередную подконтрольную Москве псевдореспублику типа “ДНР” и “ЛНР”.

Или даже присоединить ее к Крыму.

На этом направлении ВСУ пока не ведут полномасштабные наступательные действия, чтобы выжать врага из Херсона.

Полковник Грабский, долго служивший в пустынном Ираке, объясняет это особенностью географии Херсона.

Степная зона в этом регионе делает передвижение украинских войск легкой добычей для врага. Базирующаяся в аннексированном Крыму авиация РФ превышает украинские воздушные силы в 5-6 раз и пока полностью контролирует это направление.

“Там просто отсутствуют леса, там негде спрятаться, там открыты просторы и недостаточно населенные пункты, где можно было бы рассредоточить технику и обеспечить прикрытие”, – говорит аналитик.

Кроме того, украинские сухопутные войска еще не имеют значительного преимущества над противником на этом участке фронта. Необходимо ожидать прибытия резервов, а также усиления средствами противовоздушной обороны и боевой авиации.

Сейчас, отмечает Грабский, противостояние на херсонском направлении разрешается исключительно за счет тактических действий ВСУ, успешно выматывающих и уничтожающих силы противника. Россияне вынуждены отходить и менять позиции под этим давлением.

Существенно ослабить свои возможности здесь РФ боится, потому что тогда поставит под угрозу поставку своей основной группировки войск на Донбассе.

“Если противник сдвинется с херсонского направления, то это поставит под угрозу весь южный фланг российской группировки на Донбассе – будут перерезаны линии коммуникаций с Крымом”, – объясняет полковник запаса.

Сейчас активные боевые действия идут в 30 км западнее Херсона – возле села Александровка.

Что будет дальше?

Власти заявляют, что украинские военные готовятся к контрнаступлению

Диапазон дать возможному окончанию войны все еще очень широк. Западные разведки называют сроки от нескольких недель до года. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон не исключает, что вооруженное противостояние продолжится в следующем 2023 году.

Бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин считает, что президент РФ Владимир Путин попытается взять под контроль восток и юг Украины к 100-летнему юбилею образования СССР, то есть до декабря этого года.

“Путину критически нужны юг Украины и Донбасс, которые можно назвать новороссией и включить в новое союзное государство, которое будет обезьяньим СССР. Путин мечтает создать новую версию СССР к 30 декабря, то есть к 100-летию союза”, – уверен он.

Есть еще одна дата, которую чаще всего называют среди ключевых для дальнейшего развития русско-украинской войны, это 9 мая.

“Россия, по всей вероятности, стремится продемонстрировать значительные успехи накануне ее ежегодных празднований Дня победы 9 мая”, – сообщила 21 апреля британская разведка.

Украинский военный аналитик Сергей Грабский считает, что эта дата важна, но не только из-за ее “праздничности”.

“Российские войска фактически начали эту свою вторую фазу операции в районе 10 апреля. По устоявшейся традиции и по нормативам, дается месяц на проведение активных боевых действий, а затем пауза, когда войска должны закрепиться на занятых рубежах, сделать перегруппировку, пополнить свои ресурсы для дальнейшего наступления или обороны. Потому и появилась эта дата 9 мая”, – объясняет он.

При этом эксперт не видит, за счет чего РФ могла бы говорить об успехах на поле боя до указанного срока. Более того, Грабский уверен, что она будет вынуждена снижать интенсивность боевых действий и удерживать занятые рубежи.

Этим могут воспользоваться ВСУ. “Я предполагаю, что когда в России наступит необходимость оперативной паузы на фронте, Украина сможет взять на себя инициативу и нанести удары, вытесняя противника с нашей территории”, – говорит он.

Правда, эти перспективы тесно связаны со скоростью и объемом поставок военной техники для Украины из-за границы. На указанное обстоятельство обращают внимание и в министерстве обороны.

“Длительность войны будет зависеть от интенсивности и качества военной помощи. Со своей стороны ВСУ делают все возможное и невозможное, чтобы это было как можно быстрее”, – отмечает замминистра Анна Маляр.

Самое необходимое на данном этапе, добавляет она, средства противовоздушной и противоракетной обороны.

Качели и контрнаступление

Николай Сунгуровский называет ситуацию, которая сейчас сложилась на фронте, “качелями”. То есть, россияне на отдельных направлениях украинской обороны пытаются создать необходимое преимущество в численности, пробивают фронт, продвигаются на несколько километров, но затем ВСУ отбивают позиции.

“Идут такие качели в обе стороны, то есть оперативно-тактические бои с переменным успехом. Они будут к майским праздникам. После этого Украина начнет концентрировать свои силы и начнутся контрнаступления”, – прогнозирует аналитик.

О подготовке “мощных контрнаступлений” заявляет и советник офиса президента Украины Михаил Подоляк. Но он же указывает, что переговоры с Россией тоже продолжаются. Их перспективы пока туманны.

Высшее военное и политическое руководство России все два месяца войны утверждает, что их “спецоперация” идет по плану и графику.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-04-25