Действительно ли Австрия против членства Украины в ЕС и откажется ли от российского газа?

В конце апреля скептическое заявление главы МИД Австрии Александера Шалленберга по поводу членства Украины в ЕС вызвало волну критики. Вдобавок к этому в Украине недовольны тем, что Австрия продолжает покупать российский газ: Киев воспринимает это как соучастие в финансировании войны. 

“Связь с таким государством, как Украина, необязательно должна происходить через полное членство. Мы думаем с точки зрения готовых шаблонов”, – заявил Шалленберг о заявке Украины на членство в ЕС. Он предложил сближение в некоторых секторах и напомнил, что такие страны, как Сербия и Македония, годами ожидали переговоров о вступлении в ЕС.

Представитель МИД Олег Николенко назвал заявление Шалленберга таким, которое не отвечает интересам объединенной Европы, и отметил, что Украина сейчас платит именно за ошибки правительств ЕС, чье “необъективное восприятие реальности” привело к ослаблению Европы и развязало России руки.

“Продолжать под разными предлогами откладывать во времени членство Украины в ЕС или искать ему альтернативу означает потакать агрессивным планам Путина и тормозить укрепление Евросоюза путем включения возможностей Украины”, – отметил он.

Даже некоторые австрийские политики подвергли критике заявление министра.

BBC News Украина с помощью украинских и австрийских экспертов попыталась разобраться, как Австрия помогает Украине, насколько сильны позиции пророссийских политиков и действительно ли она не хочет видеть Украину в ЕС.

Как Австрия помогает Украине

В первый же день войны руководство Австрии осудило нападение России на Украину.

По словам научной сотрудницы Австрийского института европейской и политики безопасности (AIES) Ливии Бенко, Австрия поддержала Украину и приняла десятки тысяч украинских беженцев, несмотря на свою в целом ограничительную политику в этой сфере.

“Она активно оказывает гуманитарную поддержку, защитное снаряжение и принимает меры по поддержке приема перемещенных лиц”, – говорит исследовательница.

По ее подсчетам, экстренная помощь Австрии составила 17,5 млн евро. 2,5 млн евро одобрил Auslandskatastrophenfonds (AKF – фонд чрезвычайных ситуаций за рубежом) как первичную помощь, еще 15 млн евро оказали международному комитету Красного Креста, ЮНИСЕФ, аппарату Верховного комиссара ООН по делам беженцев и австрийским неправительственным организациям, работающим в Украине.

Австрия также послала в Украину тысячи шлемов, бронежилеты и 100 тысяч тонн топлива для гражданских нужд.

Помощь вооружениями Австрия Украине не оказывает, ведь с 1955 года сохраняет военный нейтралитет.

По состоянию на конец апреля в Австрии зарегистрировались 64 тысяч беженцев из Украины, которым предоставляют временную защиту в соответствии с директивой ЕС. Она распространяется и на украинцев, находившихся в стране до 24 февраля.

Часть из них уже смогла найти работу. Как сообщает Австрийское радио, в Австрии на 1 мая более 1700 украинских беженцев получили разрешение на работу.

Украинцы находят работу в гастрономии, торговле, сельском хозяйстве и садоводстве, гостиницах, а австрийская железная дорога нашла себе IT-специалистов. Кроме того, украинцы могут заполнить вакансии в школах и заведениях здравоохранения, которым не хватает людей.

По оценкам журналистов, на платформе вакансий службы занятости AMS-Jobplattform примерно 3000 вакансий нацелены на украинцев, кроме того, австрийские рекрутеры создали для них сайт для поиска работы.

Австрийское посредничество

Австрия также пытается стать посредником между Украиной и Россией как нейтральная страна. Правда, такое посредничество не всем нравится.

Австрийский канцлер Карл Нехаммер был первым главой зарубежного правительства, посетившим Москву с посреднической миссией в апреле – уже после визита в Киев. Он пытался обсудить с Путиным прекращение огня, переговоры на самом высоком уровне, гуманитарные коридоры и расследование военных преступлений, в которых обвиняют российских военных.

Австрийский канцлер публично заявил, что президент Зеленский не был против такого визита в Москву, а его разговор с Путиным был “открытым и жестким”.

“Важен каждый голос, который доносит до Путина, как выглядит реальность за стенами Кремля”, – объяснил Нехаммер на пресс-конференции.

Впрочем, встреча завершилась без очевидных результатов, убедить Путина встретиться с Зеленским тоже не удалось. Визит подвергли критике и некоторые политики и эксперты, и общественность. Некоторые депутаты от австрийских либералов и зеленых заявили, что Путин будет использовать этот визит для пропаганды.

“Австрия всегда мечтала быть посредником. Это ее международное кредо, часть национального самосознания. Она называет себя строителем мостов”, – объясняет посол Украины в Австрии в 2014-2021 годах, ныне главный советник председателя правления НАК “Нафтогаз Украины” Александр Щерба.

“Проблема в том, что сжигателю мостов строители мостов не нужны. Визит Нехаммера стал предметом такой критики, а комментарии России (мол, он с Путиным даже не говорил об Украине, только об газе) были настолько болезненными, что, по-моему, отныне австрийские канцлеры надолго забудут этот маршрут”, – прогнозирует он.

Политический ландшафт: симпатики России

В Австрии есть как противники России, так и ее поклонники.

Как рассказывают в своем исследовании “Русские связи австрийских ультраправых” для института Political Capital ученые Бернхард Вайдингер, Фабиан Шмид и Петер Креко, Россия воспользовалась нейтральным статусом Австрии для создания площадки для общения с неравнодушными политиками из всей Европы.

“Австрия – это не только хаб для российских шпионов, но также регулярное место для встреч европейских и российских политиков”, – писали исследователи.

По их мнению, интерес к России в крупнейших австрийских партиях – консервативной Австрийской народной партии и Социал-демократической партии, вызванный исключительно прагматическими бизнес-интересами.

В ультраправой Австрийской партии свободы преобладают идеологические симпатии к российскому руководству. В 2016 году ее лидеры Хайнц-Кристиан Штрахе и Норберт Хофер подписали соглашение о сотрудничестве с “Единой Россией”. Норберт Хофер в 2016 году заявил в интервью Die Presse о том, что Крыму должны были разрешить провести референдум по присоединению к России еще в 1991 году, и признал так называемые референдумы самопровозглашенных “ДНР” и “ЛНР”.

К прославлению российской модели в Австрии приобщались активисты Австрийского движения идентичности (Identitäre Bewegung Österreich), пропагандирующие антиамериканизм и идеи российского евразийца Александра Дугина, а также так называемый Институт Суворова, активно распространяющий российскую пропаганду во время войны.

Исследователи отмечали, что современные австрийские ультраправые рассматривают Россию как источник финансирования, а Россия их – как троянских лошадей по разрушению ЕС.

Австрийская партия свободы – это мощная политическая сила с длинной историей, за которую, согласно последнему опросу в марте 2022 года, готовы проголосовать 19% австрийцев.

Ее представитель Норберт Хофер 2016 едва не стал президентом Австрии, получив 46% голосов избирателей.

В декабре 2017 года Австрийская партия свободы впервые за многие годы вошла в коалиционное правительство во главе с Себастианом Курцем. Хайн-Кристиан Штрахе стал в правительстве вицеканцлером, Норберт Хофер – министром транспорта. Назначенная по квоте АПС внепартийная глава МИД Карин Кнайсль вызвала волну критики после приглашения на собственную свадьбу Владимира Путина летом 2018 года.

Австрийская партия свободы потеряла власть в мае 2019 года после скандала, известного как “Ибицагейт”. Тогда немецкие СМИ опубликовали видео переговоров Штрахе и его заместителя с девушкой, выдававшей себя за племянницу российского олигарха и обещавшей продвижение их партии после покупки популярного австрийского таблоида в обмен на выгодные контракты в будущем. Лидеры АПС заинтересовались предложением, а Штрахе на видеозаписи заявил, что хочет “медиаландшафт как у Орбана”.

На следующий день после публикации Штрахе ушел с должностей вице-канцлера и лидера партии, а вскоре коалиционное правительство АНП и Австрийской партии свободы прекратило существование.

Сейчас Австрийская партия свободы выступает против любой оборонной помощи Украине и ее стремлениям к ЕС.

В марте 2022 года ее лидер Герберт Кикл в комментарии Heute назвал отправку 10 тысяч кевларовых шлемов украинским военным “банкротством политики нейтралитета и обороны” и обвинил правительство в том, что он заставил австрийских военных без защиты. В апреле он потребовал от правительства ветировать заявку Украины на членство в ЕС.

“Австрийская партия свободы, хотя и несколько ослабила свою привязку к России, действительно остается главным путинским штыком”, – говорит Александр Щерба.

“Хорошая для нас новость состоит в том, что она не у власти и вряд ли там окажется в ближайшее время”, – прогнозирует он.

В то же время, он советует обращать больше внимания на связи австрийского бизнеса.

“Главная привязка к России – не через организации и партии, а через бизнес, который эти организации и партии создают и поддерживают. В течение лет бизнес зарабатывал в России немалые деньги”, – объясняет Александр Щерба.

Однако нападение на Украину подорвало позиции и сторонников сотрудничества с Россией.

“Эта война была ударом в спину не только Украине, но и всем партнерам России в Европе, людям, которые верили, что Россия нормальная страна просто с особыми потребностями. Сейчас все увидели, что страна эта глубоко больная, ненормальная, фашистская по сути. Поэтому происходит коренной пересмотр отношения к России, прежде всего, на уровне бизнеса и рядовых граждан”, – говорит Щерба.

Эксканцлер Австрии, социал-демократ Кристиан Керн в 2019-2022 годах являлся членом совета директоров компании “Российские железные дороги”.

Например, 24 февраля ушел из совета директоров компании “Российские железные дороги” социал-демократ Кристиан Керн, являвшийся канцлером Австрии в 2016-2017 годах.

Кто поддерживает Украину

Политиков, поддерживающих Украину, в Австрии больше пророссийских.

“Наши главные партнеры – это либеральная партия NEOS, Народная партия и “зеленые”, – говорит Александр Щерба.

Александр Щерба считает, что Украина, в первую очередь, должна полагаться на австрийских политиков из партий либералов, зеленых и АНП.

Действующее правительство формируют Народная партия и зелень. Правительство Карла Нехаммера поддерживает санкции ЕС, в частности нефтяное эмбарго.

Некоторые санкции уже ударили по российским политикам из-за заморозки их недвижимости. Как сообщает издание Profil, депутат Госдумы от Единой России Андрей Горохов не сможет пользоваться своей квартирой в Вене и пентхаусом на озере Вертерзее, поскольку был одним из депутатов Госдумы, проголосовавших за признание независимости так называемых “ДНР” и “ЛНР”.

Виктор Савинок, аналитик Западного института в Познани и эксперт по австрийской внешней политике, говорит, что обычные австрийцы – союзники Украины.

“Нашим крупнейшим союзником сейчас является общественное мнение в большинстве европейских стран. Оно привержено Украине и нужно напрямую обращаться к обществу, работать в соцсетях”, – говорит он.

Согласно апрельскому опросу Meinungsforschungsinstitut Unique, 40% австрийцев поддерживают политику действующего правительства относительно российско-украинской войны, 23% считают ее слишком дружественной по отношению к Украине, 17% – слишком дружественной к России, а 20% не смогли определиться, сообщает Profil.

Среди избирателей Австрийской партии свободы 57% считают позицию правительства слишком проукраинской. 78% избирателей АНП, примерно половину избирателей либералов и зеленых, а также 41% социал-демократов действующая политика устраивает.

Поддержит ли Австрия членство Украины в ЕС?

Если есть поддержка правительства и даже либеральной оппозиции, то почему глава МИД Австрии так оценил перспективы членства Украины в ЕС?

Посол Украины в Австрии в 2014-2021 годах Александр Щерба не считает заявление Шалленберга категорически отрицательным.

“Это скорее прозвучало, как размышления вслух. Мол, а как же Западные Балканы, которые уже годами ждут начала переговоров? Мол, давайте подумаем, как полноценно интегрировать Украину в отдельные экономические и другие сферы без того, чтобы вспоминать членство в ЕС. Шалленберг , как говорят американцы, пощупал воду, а вода оказалась очень горячей. Даже в самой Австрии эти слова были восприняты без понимания”, – считает дипломат.

По мнению Щербы, Австрия не блокирует заявку Украины на членство, а будет смотреть на позицию Германии и Франции.

“Позиция Берлина особенно важна для австрийцев. Также для них важно быть среди “приличных” стран Европейского Союза, а не среди, так сказать, путинского лобби. Тем более что сейчас путинское лобби в ЕС, по сути, сузилось до одной страны:” Венгрии. Оказаться в одной паре с Орбаном для Австрии немыслимо”, – считает Александр Щерба.

Виктор Савинок более критично оценивает слова министра:

“Обо всех этих альтернативных формах евроинтеграции – общее таможенное пространство, промышленный безвиз, общее цифровое пространство говорили еще до войны”. Похоже, Шалленберг живет в той реальности, когда все это остается в повестке дня. По сути он сказал, что ускорение евроинтеграции для Украины было бы плохим стимулом для западных Балкан.

Такие аргументы эксперт называет слабыми.

Во-первых, статус кандидата в члены ЕС не означает автоматическое вступление, это может занять годы. Турция имеет статус кандидата с 1999 года, Северная Македония – с 2005 года, Черногория – 2010 года, Сербия – 2012 года, Албания – 2014 года и до сих пор рано говорить, когда хоть какая-то из них станет членом ЕС.

По словам Савинка, Австрия рассматривает евроинтеграцию Западных Балкан как гарантию безопасности и противодействие влиянию России в регионе. Но в случае с Украиной, отмечает эксперт, речь не идет о попытке опередить балканские страны, Киев просто хочет, чтобы признали его принадлежность к Европе.

Ливия Бенко считает, что заявление Шалленберга неверно разъяснили, а Австрия поддерживает более быструю интеграцию Украины с ЕС.

Ливия Бенко предполагает, что заявление Шалленберга неправильно разъяснили. По ее мнению, глава МИД Австрии предлагает новые переходные форматы на пути к полному членству.

“Быстрое вступление в ЕС, по его мнению, нереально, и ЕС должен найти пути более быстрой интеграции Украины с государствами ЕС, например, в энергетике или присоединении к экономической зоне ЕС, – говорит исследовательница. – Но последнее не исключает будущего полноправного членства”.

Может ли страна отказаться от газа

Более сложная тема – это санкции против России, особенно если встанет вопрос о газовом эмбарго, чего добивается Украина, чтобы ограничить новые валютные поступления из ЕС в Москву.

До войны Австрия активно сотрудничала с Россией в нефтегазовом секторе. Как следствие, 80% газа страна получает из России. Австрийская нефтегазовая компания OMV, третью часть которой владеет государство, софинансировала “Северный поток-2”.

В 2018 году руководители OMV и Газпрома подписали поправки в газовый контракт, продливший его срок действия с 2028 по 2040 год.

5 марта 2022 г. OMV объявила, что больше не будет инвестировать в Россию. Компания также хочет продать 24,99% акций или выйти из перечня акционеров компании, разрабатывающей нефтегазовое месторождение в Сибири. Также она прекращает переговоры с Газпромом о покупке судьбы по разработке одного из горизонтов Уренгойского газоконденсатного месторождения.

Согласно данным Centre for Recearch on Energy and Clean Air, за два месяца войны страны ЕС заплатили за российские энергоносители 44 млрд. евро, более 1 млрд. евро из этой суммы составила уплата Австрии за российский газ.

На пресс-конференции 27 апреля канцлер Карл Нехаммер признал, что во время войны поставки газа даже увеличились, сообщает Reuters.

Нехаммер и министерша энергетики Леонора Гевсллер заявили, что правительство заложило 5 млрд евро в бюджете, чтобы заполнить газовые хранилища на 80% к зиме. Подавляющая часть этих денег доберется до России.

Нехаммер добавил, что во время визита в Москву в апреле Путин его заверил, что Австрия сможет платить за газ в евро Газпромбанку, а тот будет конвертировать эти деньги в рубли.

В то же время австрийский канцлер сообщил, что поставки российского газа не гарантированы, поскольку газопровод, через который страна получает газ, пролегает по территории Украины. Поэтому правительство ищет альтернативу в виде газа из Норвегии и Азербайджана.

Ливия Бенко отмечает, что сейчас Австрия точно не сможет отказаться от российского газа.

“Австрия не имеет атомной энергии (страна объявила себя свободной от атомной энергетики еще в 1997 году. – Ред.) и не может полностью заменить российский газ возобновляемыми источниками энергии. По словам канцлера Нехаммера, произойдет поворот, и Австрия готова выйти из зависимости от российского газа в ближайшее время. Однако для этого нужно время”, – объясняет исследовательница.

Поскольку у страны нет выхода к морю, ей трудно быстро найти альтернативу в виде сжиженного газа. В результате Австрия поддерживает все санкции ЕС, кроме газового эмбарго.

“Австрия не рассматривает запрет на импорт российского газа и идет по этому общему пути с Германией и другими странами Центральной Европы”, – отмечает Ливия Бенко.

Эксперты прогнозируют медленное и болезненное уменьшение зависимости Вены от российского газа.

“Плохо выглядеть в глазах других европейцев – для них это болезненно. Поэтому я думаю, что снижение зависимости будет, но постепенное”, – считает бывший посол Украины в Австрии.

Такой же прогноз дает и Виктор Савинок: “Видимо, будет какая-то дорожная карта, в которой австрийцы, как и немцы, запишут, что в каком-то году они откажутся от российского газа, но это будет болезненно, потому что они долгое время способствовали развитию газовой инфраструктуры именно под российский газ”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-05-06