Хищение гуманитарной помощи в Украине. Кто, как и почему это делает?

Задержание волонтера Андрея Козака в Тернополе. Он подозревается в хищении благотворительных взносов и гумпомощи.  

“Я знаю целый магазин в Киеве, где спокойно себе продается украденная гуманитарка. Тебе нужно?” Так представитель волонтерской организации искренне удивляется вопросу корреспондента BBC News Украина, есть ли случаи хищения гуманитарной помощи для украинского войска и беженцев.

Три месяца войны в Украине показали всю мощь волонтерского движения в этой стране. Предприниматели, активисты и просто небезразличные люди пересылали деньги на армию, собирали продуктовые наборы, медицинские аптечки и бронежилеты, покупали тепловизоры и даже снайперские винтовки для бойцов. Не менее мощно и скоординированно шла помощь из-за границы для украинских беженцев и переселенцев, которых ООН насчитало уже около 15 млн. человек.

Но такие благородные порывы были омрачены скандалами с хищением гуманитарки. Последний и самый громкий из них – сеть строительных супермаркетов продавала бронежилеты, которые волонтеры бесплатно передали бойцам на передовую.

Утерянные плитоноски

“Эпицентр” – самая большая система строительных гипермаркетов в Украине. Она принадлежит супругам Александра и Галины Герег. Александр – действующий народный депутат трех последних созывов, его жена была в 2012-2013 годах секретарем Киевского городского совета.

В середине мая в соцсетях появилось фото бронежилета, выставленного на продажу в торговом зале одного из “Эпицентров” в Киеве. Цена изделия – 12500 гривен. Но проблема в том, что в войска это средство защиты первой необходимости должно было поступить вообще бесплатно.

Фото того же волонтерского бронежилета из магазина в гипермаркете “Эпицентр”

Этот бронежилет был произведен силами волонтерской организации “Львовский оборонный кластер”, утверждает ее глава Максим Плехов. Эта структура определена Министерством обороны как координатор гумпомощи именно по индивидуальной защите бойцов.

Руководитель организации объясняет, что узнал материал и структуру плитоноски, то есть чехла в который помещаются бронепластины.

“Я на 100% уверен, что это наш. Потому что я узнал ткань, узнал некоторые другие особенности, поскольку бронежилет был собран тремя типами нитей. Так больше никто не делает”, – говорит волонтер.

Ключевое доказательство – внутренняя этикетка на изделии, где нанесен штрих-код. Считав его, можно получить информацию о номере партии и где и когда изготовлен бронежилет.

Соответственно, на фото из “Эпицентра” штрихкод указывает именно на производство “Львовского оборонного кластера”. Плехов говорит, что подобная ситуация впервые в его практике.

Дело в том, что обычно его волонтерский фонд напрямую передает бронежилеты воинским частям, правоохранителям или подразделениям министерства обороны. Это происходит согласно акту приема-передачи с максимальным контролем, утверждает Максим.

Но в этот раз все пошло не так.

(Без) ответственное хранение

По его словам, к “Львовскому оборонному кластеру” в данной ситуации обратились не воинские части, а чиновники Черкасской областной военной администрации.

Они хотели провести “акцию по передаче бронежилетов бойцам на фронт”. В Черкасской ОВА якобы были готовы бронеплиты и немедленно нужны были плитоноски, чтобы укомплектовать бронежилеты.

Но, получив от волонтеров нужные изделия, обладминистрация почему-то передала их компании “Венето”. Эта черкасская фирма, производящая матрасы и мягкую мебель, принадлежит семье бывшего народного депутата и действующего президента Федерации баскетбола Украины Михаила Бродского.

“Они должны были их немедленно укомплектовать и передать на фронт. А они почему-то отдали, как они говорят, на “ответственное хранение” в Венето”, – говорит Плехов.

Фирма получила чехлы для бронежилетов от черкасских чиновников, вставила металлические пластины, а затем продала их “Эпицентру”. Ее руководство называет это “технической ошибкой”.

По словам исполняющего обязанности директора “Венето” Александра Жученко, его компания с начала войны помимо мебели производит и бронежилеты. Когда Черкасская ОВА передала им на склад для хранения одну тысячу волонтерских чехлов, обратно случайного забрала не их, а другие, “визуально схожие”.

“Венето”, в свою очередь, в рамках контракта с “Эпицентром” продала в гипермаркет 200 оставшихся на складе броников.

“Поверьте, это не измена, не разворовывание гуманитарной помощи, это просто человеческий фактор. Досадная ошибка”, – уверяет Жученко.

Он призывает дождаться результатов расследования уголовного производства. Такое дело уже открыла служба безопасности Украины. “По данным следствия, дельцы пытались незаконно продать более 1 тыс. бронежилетов на общую сумму более 12 млн грн”, – говорится в заявлении спецслужбы.

Там также говорится, что аферу пытались провести “чиновники” через аффилированные коммерческие структуры.

Комментарий по ситуации появился и от Черкасской обладминистрации, которая, собственно, и начала всю эту историю с бронежилетами. На официальном телеграмм-канале главы ОВА Игоря Табурца было отмечено, что волонтерские плитоноски передали коммерческому предприятию, чтобы оно укомплектовало их бронеплитами. Получив обратно готовые изделия, их сразу передали в ВСУ.

“Никакого отношения ОВ к вопросу коммерческой реализации бронежилетов нет”, – сказано в заявлении главы администрации.

Максим Плехов разочарован данной ситуацией. “Львовский оборонный кластер”, по его словам, больше не будет сотрудничать с чиновниками, а будет пытаться сам комплектовать бронежилеты и отправлять их прямо на фронт.

Компания “Эпицентр” заявила, что изымает из продаж всю продукцию “Венето”, которая имеет признаки товаров военного назначения.

“Кроме того, в случае доказывания правоохранителями вины поставщика, “Эпицентр” планирует подачу судебного иска в ООО “Группа Венето” о компенсации материальных и репутационных потерь, вызванных поставкой продукции гуманитарного назначения”, – говорится в заявлении.

Системная проблема?

Скандал с продажей волонтерских бронежилетов далеко не первый с начала полномасштабной войны в Украине. Большинство таких случаев за прошедшие три месяца зафиксировано на западе Украины, которое превратилось в логистический центр с началом войны.

Так, в начале апреля правоохранители задержали Андрея Лукива – и.о. мэра города Пустомыты, который является фактически пригородом Львова. По версии следствия, чиновник пытался за 100 тысяч гривен продать автобус, который Финляндия бесплатно предоставила Украине гуманитарной помощью. Лукива отстранили от должности в мэрии и арестовали. Правда, оплатив 1 млн залога, подозреваемый вышел из-за решетки.

Задержание руководителя города Пустомыты Андрея Лукива

Уже после этого случая на Львовщине зафиксировали попытку хищения пожертвований и военного снаряжения. Двое подозреваемых местных жителей были задержаны при попытке продать волонтерские бронежилеты и военные каски на 500 тысяч гривен. Задержанными оказались бывший чиновник Львовской ОГА Роман Матис и главный редактор экономического издания Mind.ua Евгений Шпитко. Это СМИ после ареста своего руководителя опубликовало материал, где назвало дело “заказным” и наносящим ущерб волонтерской деятельности в Украине.

В Черновцах 6 мая был задержан руководитель областной больницы Сергей Бродовский. Правоохранители заподозрили его в присвоении пяти карет скорой помощи, переданных благотворителями из Италии для нужд Вооруженных сил Украины. Фигурант дела был отстранен от должности и арестован. На свободу он вышел, внеся 200 тысяч гривен залога.

Похожую схему, по данным прокуратуры, организовали чиновники Подгайцевского территориального общества в Волынской области. Они подозреваются в продаже бронежилетов, касок и других товаров стоимостью 18 тысяч долларов США, ввозимых на таможенную территорию Украины как гуманитарная помощь.

В соседнем Тернополе разгорелся скандал, когда за решеткой оказались двое известных местных волонтеров – братья Иван и Андрей Казаки. Они вроде бы разворовали средства, которые люди присылали их благотворительному фонду для помощи ВСУ.

“Патриотизм украинцев и желание помочь монетизировались в средства на счете фонда. Всего за время военного положения они собрали около 13 миллионов гривен”, – отметил глава Национальной полиции Игорь Клименко.

По данным следствия, тернополяне собирали с граждан пожертвования для Вооруженных сил Украины, а расходовали средства по собственному усмотрению. В частности, по версии стражей порядка, братья Казаки приобрели автомобили Land Rover и Audi Q5, а также мобильные телефоны Apple IPhone 13 Pro Max и другие материальные ценности на общую сумму более 2 миллионов гривен.

Обоих волонтеров суд отправил под арест.

Всем фигурантам дел о хищении гуманитарных пожертвований грозит до семи лет тюремного заключения.

Почему так происходит и что делать?

Соучредительница волонтерской общности “Ватра” Анастасия Рокитная говорит, что проблема хищения гуманитарки возникла в основном из-за хаоса первых дней войны. Тогда объемы иностранной помощи были очень значительными, а контроль за процессами не был урегулирован.

“Это все сейчас продается то, что успели наворовать в первый месяц (после начала войны). Тогда просто валом все шло из-за границы и, в частности, достаточно дорогие товары, например медицинское оборудование, одежда и медикаменты”, – говорит волонтер.

Руководитель волонтерской организации “Ватра” Анастасия Рокитная занимается поставкой медикаментов и аптечек военным на фронт.

Ее организация существует уже два года и сейчас занимается тем, что развозит военным по всей стране необходимую помощь, обычно продукты, одежду, военные аптечки и медикаменты. Также закупали бронежилеты, рации, автомобили и даже беспилотники.

По словам Ракитной, есть не единичные случаи, когда гумпомощь, которую привезли из-за границы оказывалась на складах во Львовской области, а затем “странным образом” на полках киевских магазинов.

Волонтер напоминает, что однажды на блокпосту полицейский настойчиво пытался купить у нее аптечку из гумпомощи, которую везли военным на фронт. Отказ продать столь необходимый ему товар полицейского откровенно удивил, говорит Рокитная.

Руководитель “Львовского оборонного кластера” Максим Плехов говорит, что проблему может решить более придирчивое отношение к процессу реализации военной продукции. Подразумевается получение всей необходимой документации по истории каждого изделия и места его производства. Это должно обезопасить от попадания на полки волонтерских товаров.

Руководитель “Львовского оборонного кластера” Максим Плехов считает, что случаи хищения военной помощи единичны.

Правда, волонтер отмечает, что это действительно не является системной проблемой в Украине.

“Я не вижу какой-то массовости. – говорит он. – Учитывая огромные объемы поступающей гуманитарной помощи, то это фактически единичные случаи. В любом обществе есть такие, действительно, не очень хорошие люди. Но, повторюсь, это единичные. случаи, если учитывать высокий уровень помощи украинцев для армии”.

Для борьбы с этой “не массовой” проблемой в Украине 23 мая был запущен специальный чат-бот в телеграмме. Он называется “Стоп Остап” (по имени главного героя произведений Ильфа и Петрова, мошенника и афериста Остапа Бендера), и призван “обнаруживать мошенников, которые намерены нажиться на благотворительности и на желании людей помочь нашей Армии в такой сложной для Украины время”.

“Все такие сообщения обрабатываются компетентными органами, и никто не уйдет от наказания за свои противоправные действия”, – сообщается в описании чат-бота.

Сколько заявлений об аферах поступило “Остапу” за пару дней работы, пока еще не известно.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-05-26