Как живет Орехов, который армия РФ обстреливает каждый день, – ФОТОРЕПОРТАЖ

Орехов, находящийся в 50 км к юго-востоку от Запорожья, российские военнослужащие обстреливают каждый день. Обстрелы здесь слышат практически с первого дня полномасштабной войны, но в последний месяц они стали очень активными. Были такие дни, когда через четыре часа обстрелов на три квадратных километра приходилось до 150 вражеских снарядов.  Сегодня, на улицах города практически нет людей.

“На сегодняшний день около 200 домов повреждены, включая многоэтажки. Людей осталось не больше трети. Нет никакой логики в обстрелах, избивают по всему городу. Более двух десятков мирных людей точно погибли”, – рассказывает городской голова Орехова Анатолий Хворостянов.

“У меня такое впечатление, что мы каждый день проживаем день сурка: все, что с утра до обеда отремонтируем, на вечер снова разобьют оккупанты. Но пока здесь остаются люди, здесь должен быть свет и вода. Они пока есть, не всегда в полном объеме, но там, где это возможно – они есть”, – продолжает он.

Здание городского совета – это историческое здание, построенное еще в XIX веке. Когда-то это было менонитское имение первого городского головы Орехова Йохана Янцена, а ныне – здесь размещается мэрия.

“21 мая были обстрелы города. Это были обстрелы нашей инфраструктуры. Прилетело в наше историческое здание – дом Янцена. Даже во время Второй Мировой войны он не был разрушен, но в субботу к нам прилетел снаряд и разрушил наш городской совет. Но мы работаем, повесили флаг. Военные говорят, что этот обстрел произвели из “Ураганов”, – рассказывает заместительница Ореховского городского головы Светлана Мандрич.

В этот день военные России попали в гимназию “Сузір’я”. В мэрии говорят, что это была самая лучшая школа не только Ореховского района, но и всей Запорожской области.

“Мы стоим возле школы, лучшей. Кого они хотели денацифицировать? А в доме детского творчества? А в многоэтажках? А в детском саду “Чебурашка”? Это особая злоба к нам – ко всем украинцам, всей Украине. Я не военный, но, на мой взгляд, здесь началась вторая фаза, так называемой операции денацификации. Они понимают, что никогда не получат ни город Орехов, ни Гуляйполе и у них теперь просто злоба, месть”, – указывает на разрушенную школу городской голова.

35 лет в этой же школе работала учителем трудов жительница Орехова Ольга Майстренко. С 2014 женщина на пенсии. Она рассказывает, как тяжелая российская техника попала в ее родную школу и разрушила. Город она сравнивает с Чернобылем, говорит такой же пустой и страшный.

“Здесь во дворе мужчину у нас убило, а вот там в детский сад попало в актовый зал – его уже нет. Здесь очень страшно”, – говорит женщина.

Ее мы встретили в Заводском микрорайоне Орехова. Здесь – жилые многоэтажные дома. Многоэтажные дома уже несколько раз обстреляли, погибли двое мужчин.

“Мы уже научились распознавать, кто и что стреляет. Страшно. Живем как на войне, но надо терпеть, а что делать. Заранее умирать не надо. Уезжать не собираюсь, разве что на улицах будут кацапы бегать. Думаю, что не будут бегать. Наши ребята выстоят. Мы победим”, – говорит пенсионерка Ирина, которая шла проверить, целая ли квартира подруги, выехавшей из города.

Еще один объект, который уже больше месяца обстреливают россияне – это элеватор. Мэр Орехова говорит, что захватчики решили его “денацифицировать” и поэтому каждый день туда по несколько десятков прилетов. “Там было зерно, где-то около 60 тонн”, – говорит мэр.

Худшая ситуация в районе города, который называют “Черемушки” – там не осталось живого места, жителей – единицы, среди них и дед Иван. Он живет почти под боком в военных РФ. Журналистам показывает свою квартиру, в которой не осталось ни одного окна, и собственный транспорт – велосипед. Уезжать из дома он никуда не собирается.

В Ореховской общине с 3 марта во временной оккупации находятся три села – Нестерянка, Копани, Мирное.

“Сейчас там “хозяйничают” российские войска и люди там живут без света, воды, газа в сверхтяжелых условиях, без лекарств, продуктов питания. У нас нет возможности доставлять туда гуманитарную помощь. Если и удается, то маленькими партиями. Людям запрещают выезд на неоккупированные территории. Людей не выпускают”,– рассказывает заммэра Светлана Мандрич.

До войны Ореховская громада насчитывала 19 100 человек, в том числе в Орехове было около 14 000, а сейчас осталось по всей общине не более 4000 человек. Каждые выходные на территории громады вводят длинный комендантский час, он длится с субботы до понедельника.

Мэр говорит, что есть люди, которые не понимают такое решение, но им он рассказывает об обстрелах, после которых сотрудники мэрии ходили по жилым кварталам частного сектора и собирали останки двух убитых пенсионеров, а уже в морге разбирали, где женские, а где мужские. Чтобы людей можно было похоронить по-человечески.

Источник 061

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-05-27