Дефицит соли: когда она вернется на полки и сколько будет стоить

“Сегодня удачный день, – с оптимизмом говорит мне подруга из Киева. – Удалось купить четыре пачки соли”. Это звучит как настоящее бытовое счастье. 

После того, как государственное предприятие “Артемсоль” приостановило работу из-за российских обстрелов, вдобавок к дефициту горючего в Украине возник дефицит соли.

Этот дефицит напомнил детскую сказку о царе и его дочерях, младшая из которых подарила отцу мешочек соли и оказалась мудрее старших, а также породил большое количество шуток и мемов. Но на самом деле ситуация серьезная.

В стране, где в начале войны рассказывали, как дрон сбили банкой с консервированными огурцами, соль действительно является стратегическим товаром.

Появится ли на полках магазинов замена продукции Артемсоли и сколько она будет стоить? И каких еще дефицитов следует ожидать?

Соляная шахта

Снова надежда на импорт?

В отличие от дефицита горючего, проблемы с солью никто не предусмотрел.

Однако даже юридический адрес “Артемсоли” – Донецкая область, Бахмутский район, Соледар – сейчас звучит как часть сообщения Генштаба: там идут ожесточенные бои.

По сообщениям представителей предприятия, часть сотрудников уехали, а уже произведенную соль не смогли вывезти по железной дороге из-за постоянных обстрелов. Невозможной стала и добыча – русские снаряды попадали в рудники и склады.

Когда в конце апреля “Артемсоль” сообщила, что приостанавливает работу, торговые сети начали срочно искать ей замену.

Как рассказали НВ-Бизнес в Fozzy Group, в которую входит сеть “Сільпо”, еще в апреле компания начала переговоры с “одним из старейших предприятий в Европе – Дрогобычской солеварней во Львовской области”, а в мае нашли новых поставщиков в Польше, Румынии и Турции.

Первые партии польской соли уже поступили в Украину. Румынская и турецкая должны поступить в июне.

Но, конечно, ее цена будет выше, чем в свое время стоила продукция “Артемсоли” – скажется и дефицит, и более дорогая и более сложная доставка.

Что касается соли из Дрогобыча, то до войны ее воспринимали как “крафтовую”: ее покупали преимущественно рестораны, а процесс ее производства нельзя назвать чисто промышленным.

“Первое письменное упоминание о Дрогобычской Солеварне сохранилось с 1390 года. И с тех пор технология изготовления соли практически не изменилась!” – говорится на сайте компании.

Как рассказали изданию Zaxid.net представители предприятия, в Дрогобыче соляную рапу вываривают на дровах в специальных ваннах – панвах. Поэтому быстро нарастить объемы производства не получится: к нынешним 31-32 тоннам соли предприятие может производить дополнительно еще максимум 20 тонн. А для того чтобы перейти на промышленные объемы, нужно проводить газ и устанавливать специальное оборудование, средств на которое в Дрогобычской солеварне нет.

Соляной фейк?

После недели ажиотажа вокруг соли за эту тему взялся даже СНБО. В Центре противодействия дезинформации подтвердили, что из-за обстрелов “Артемсоль” остановила производство, но, утверждают в СНБО, в крупных сетевых супермаркетах остается запас соли в несколько тысяч тонн.

СНБО говорит, что нынешние цены на соль искусственно завышены и что к этому, равно как и к дефициту, приводит именно “массированное приобретение соли в большом количестве”.

СНБО также отмечает, что проблемы с солью испытывают преимущественно обычные покупатели, а предприятия, которые используют соль в производстве, например, консервов или колбас, “кроме собственных запасов соли на складах заключили дополнительные соглашения о поставках соли из-за границы”.

Впрочем, в СНБО не говорят, как это отразится на стоимости продукции.

Соляное дежавю 

Еще в начале апреля “ДП “Артемсоль” активно добывало и отгружало соль.

Когда война только началась, правительство уверяло, что голод Украине не угрожает и что резервов продовольствия хватит на 2-4 года, напоминает обозреватель аграрного рынка Лариса Гук. Похоже, что при этом в правительстве думали только о зерне, а о соль забыли, предполагает она.

При этом похожая ситуация с солью уже была в 2015 году, когда Соледарь захватили, а затем освободили.

“Тогда тоже пошли слухи, что “Артемсоль” разбомбили, и все плохо. И тогда так же соль смели с полок через несколько дней”, – напоминает обозреватель.

Впрочем, прогнозирует Лариса Гук, ажиотаж вокруг соли вскоре пройдет, а цены стабилизируются, правда, они уже будут выше.

“Вопрос будет больше в цене, чем в наличии продукта”, – предполагает эксперт и объясняет: на полках магазинов уже появилась соль из Польши, Румынии, Турции.

“Цены на нее – около 20 грн. Это, конечно, не 9-10 грн, как за стандартную довоенную полуторакилограммовую пачку “Артемсоли”, но и не 95 грн, кое-где просили за соль на пике соляного ажиотажа”, – говорит Лариса Гук.

Кроме того, в Украине, кроме Артемовского, есть и другие месторождения, в частности, и на Западе Украины, хоть и не столь мощные. Но пока дефицит будут “гасить” преимущественно импортом.

За четыре месяца этого года импорт соли в Украину увеличился до 57 тыс. тонн против 40,4 тыс. тонн за четыре месяца прошлого года.

Одновременно упал экспорт: только за прошлый год “Артемсоль” продала за границу почти 750 тыс. тонн соли с общей сложностью производимых почти 2 млн.

Что будет с экспортными контрактами “Артемсоли”, которая до войны поставляла свою продукцию в 15 стран мира, пока неизвестно.

Но внутренний рынок со временем успокоится, объясняет Лариса Гук: из 1,9 млн тонн соли, которую до войны производила “Артемсоль”, фасованная, то есть шедшая на полки магазинов, составляла всего 170 тыс. тонн.

Эксперт говорит, что импортных поставок должно хватить на период летней консервации, даже сейчас – в ожидании тяжелой военной зимы.

“Этот момент ожидания тяжелой зимы сыграл свою роль. Все понимают, что будет сложно, и соль потребуется для всего – не только для консервации, но и для заготовки рыбы или мяса”, – прогнозирует дальнейшее развитие событий обозревателя.

Она также предполагает, что дефицит соли – не последний, с которым придется столкнуться украинцам в ближайшем будущем.

Чего будет не хватать дальше?

“Я делаю ставку на помидоры. Потому что у нас основная масса томатов – это были херсонские томаты. Обратите внимание, что в магазинах уже почти нет томатной пасты, кетчупов”, – замечает эксперт.

Хотя помидоры в Украине выращивают везде, именно херсонские были известны даже за ее пределами. И именно на Херсонщину приходится большая часть промышленной переработки украинских томатов: там работали крупные предприятия по переработке аграрного сырья в пасту, кетчупы и консервацию.

Помидоры – не единственное, чего не хватит. В дефиците могут оказаться все овощи, предполагает Лариса Гук: “Уже сейчас их не так много, выбор сузился, а цены как для конца мая-начала июня слишком высоки”.

Эксперт отмечает, что проблема не только в том, что украинцы из-за войны выращивают меньше, но и в том, сколько аграрной продукции россияне воруют на оккупированных территориях. И это касается не только украинского зерна:

“Всю нашу редиску северные соседи вывезли к себе. Или они ее выращивать не умеют, или наша вкуснее, но забрали и повезли”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-05-31