Доллар по 36,6 и новые ограничения на операции за границей. Почему НБУ пошел на изменения

Если в июне НБУ резко повысил учетную ставку до 25%, то в июле решил приблизить официальный курс доллара к рыночному. 

С девяти утра 21 июля официальный курс составляет не 29.25 грн за доллар, который был с первого дня войны, а 36,6 грн.

Как заявил глава НБУ Кирилл Шевченко, в банке рассчитывают, что это позволит снизить спрос на валюту, снизить давление на резервы и сдержать инфляцию.

Как все плохо?

Инфляция набирает обороты. Она ускоряется, говорят в Нацбанке. Там ожидают, что к концу года цены вырастут не менее чем на 30%.

Причины инфляции – война России против Украины и высокие цены на энергоносители в мире (одной из причин этого также является российская агрессия).

Война и дорогое горючее – две причины роста цен

В Нацбанке предупреждают: если война затянется, а цены на энергоносители будут такими же высокими, придется повышать коммунальные тарифы, которые этой зимой правительство обещало оставить неизменными.

В следующем году, ожидают в НБУ, инфляция также будет двузначной и превысит 20%. И только в 2024 году может вернуться в однозначную цифру в 9%.

Такие прогнозы центральный банк делает исходя из того, что в 2023 году риски для бизнеса, появившиеся из-за войны войны, снизятся, а логистика улучшится.

Но не произойдет ли так, что повышение официального курса еще больше стимулирует инфляцию?

Нет, считают в Нацбанке. Во первых, говорит заместитель председателя НБУ Сергей Николайчук, в украинской потребительской корзине импорт составляет всего треть. А во-вторых, импортеры уже закладывали цены ожидания девальвации.

Учетная ставка и печать денег

С начала войны дефицит бюджета закрывался преимущественно печатью гривны

 

Полтора месяца назад Нацбанк надеялся, что рост цен и спрос на валюту можно будет обуздать повышением учетной ставки, поднявшейся сразу на 15 процентных пунктов – до 25%.

Ожидалось, что после этого минфин соответственно повысит доходность ОВГЗ, а банки – ставки по депозитам. Тогда гривны, которые НБУ вынужден печатать для покрытия бюджетного дефицита, пошли бы не на валютный рынок и вымывания валютных резервов, а в государственные ценные бумаги и сбережения.

Однако пока такие расчеты не оправдались.

В Нацбанке говорят, что все еще ожидают нужного эффекта и соответствующих решений минфина и банков – чуть позже. Но не собираются и дальше повышать учетную ставку. Сейчас в НБУ рассчитывают, что нынешние 25% будут действовать до ІІ квартала следующего года.

В банке подсчитали, что для того чтобы инфляция оставалась контролируемой, эмиссия не должна превышать 30 млрд грн в месяц или 400 млрд грн в год (по состоянию на данный момент НБУ уже “влил” в финансирование дефицита бюджета более 250 млрд грн).

До сих пор в условиях, когда из-за войны часть экономики не работает, печать денег была главным источником финансирования дефицита. Но в июне-июле произошли изменения, говорит Кирилл Шевченко и более 50% обеспечивает финансовую помощь от международных партнеров.

Он напомнил, что с начала войны они обещали 27 миллиардов долларов.

12,7 млрд долларов Украина уже получила – из них в июне-июле – почти половину, 6 млрд долларов.

В дальнейшем финансировать дефицит бюджета следует за счет умеренной эмиссии (не более 30 млрд грн в месяц), больших налоговых и таможенных поступлений и международной финансовой помощи.

А также пересмотреть расходы и отбросить не столь критические для военного времени.

В противном случае они сами перераспределятся – из-за инфляции и девальвации.

Новый курс

С начала войны дефицит бюджета закрывался преимущественно печатью гривны

Устанавливая новый, более близкий к рыночному фиксированный официальный курс Нацбанк надеется, что это позволит “увеличить конкурентоспособность украинских производителей, сблизить курсовые условия для разных групп бизнеса и населения и поддержать устойчивость экономики в условиях войны”.

В то же время окончательно от фиксированного курса в Нацбанке не отказываются, мол, подорванная войной экономика пока не способна к саморегуляции, а потому возвращение к плавающему рыночному курсу преждевременно.

Там отмечают, что фиксация курса на уровне 29.25 грн позволила избежать хаоса в экономике, а позже помогла стабилизировать ситуацию. В частности, облегчила поставки критического импорта, например горючего.

Новый официальный курс – с более слабой гривной – должен поддержать экспортеров.

Впрочем, Шевченко отверг предположение, что смена курса именно сейчас свидетельствует о намерениях поддержать зерновый экспорт, который должен быть возобновлен, если удастся договориться о разблокировании украинских портов.

Просто февральский курс в 29,25 грн за доллар уже “не соответствовал реалиям”, а новый должен стать “якорем в условиях неопределенности”.

В НБУ отрицают, что решение о новом курсе связано с предложением к кредиторам согласиться на отсрочку выплат украинского долга.

Однако там ожидают, что в случае как кредиторы согласятся подождать выплат, это “усилит устойчивость платежного баланса и защитит от дальнейшей девальвации гривну”.

Три валютных ограничения и одна возможность

На операции с картами украинских банков за рубежом есть новые ограничения.

С целью обуздать “расходование международных резервов на неприоритетные в военное время направления” НБУ также ввел новые ограничения по банковским операциям за рубежом.

Речь идет о следующем:

  • с карт украинских банков, как и до этого, можно снимать за границей 50 тыс. грн (в эквиваленте) в месяц. Однако теперь в течение месяца будут действовать и недельные лимиты – по 12,5 тыс. грн (в эквиваленте) на семь календарных дней;
  • с украинской гривневой карты можно будет перечислить за границу не 100 тыс. грн (в эквиваленте) как раньше, а только до 30 тыс. грн (в эквиваленте);
  • ежемесячный лимит установлен и на безналичные расчеты с помощью украинских карт за рубежом – это 100 тыс. грн (в эквиваленте) со всех счетов клиента в банке, открытых в национальной валюте. На валютные карты эти ограничения не распространяются.

“Эти ограничения не ощутит подавляющее большинство граждан, находящихся за границей”, – заверил глава НБУ.

Однако в соцсетях активно обсуждают, как это усложнит деятельность волонтеров, которые многое закупают для украинских воинов за границей, а также для украинцев, живущих за границей и оплачивающих жилье, стоимость которого часто не укладывается в установленные Нацбанком лимиты.

Что касается волонтеров, то здесь у НБУ есть ответ – еще в начале войны для их операций существует отдельный лимит – 400 тысяч грн в эквиваленте в месяц, чего, говорят в центробанке, должно быть достаточно для закупок бронежилетов, шлемов, тепловизоров и аптечек.

В целом же новые ограничения на валютном рынке называют “стенами финансовой крепости”.

С другой стороны, тем, кто и дальше заинтересован конвертировать гривны в валюту, НБУ открыл одну новую возможность: от 21 июля 2022 года украинские банки смогут продавать безналичную валюту гражданам, но дальше купленную валюту нужно зачислить на депозит не менее чем на три месяца без права досрочного снятия На такие операции есть свой предел: 50 тыс. грн (в эквиваленте).

“Это создаст альтернативу вложению средств в наличную валюту, что снизит спрос на нее и давление на обменный курс в наличном сегменте”, – считают в НБУ.

Если все это сработает, то к концу этого года валютные резервы Украины должны сократиться “лишь” на 10 млрд долларов – от почти 31 млрд долларов на конец 2021 года.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-07-21