“Ядерное оружие без ядерного удара”. Что происходит с Запорожской АЭС и к чему это приведет

“Россия может спровоцировать крупнейшую в истории радиационную аварию на Запорожской атомной станции, по результатам это может быть еще катастрофичнее Чернобыля, а по сути – тем же, что и применение Россией ядерного оружия, но без ядерного удара”, – заявил президент Зеленский министрам обороны стран-партнеров Украины 11 августа.  

В этот же день, по сообщению “Энергоатома”, на ЗАЭС зафиксировали пять “прилетов” в районе комендатуры станции – рядом с участком сварки и хранилищем источников излучения.

Еще столько же снарядов попали в районе пожарной части, расположенной неподалеку от ЗАЭС. И это не первые обстрелы украинской АЭС, которая находится под контролем российских военных.

“Россия повышает ставки” – так реагируют на обострение вокруг крупнейшей в Европе атомной станции как в украинском правительстве, так и в кругу экспертов.

Но относительно того, для чего это нужно России, существуют разные мнения. От предположений, что россияне готовят банальное воровство уникального энергетического объекта до глобальной игры.


11 августа теме безопасности Запорожской АЭС посвятили заседание Совбеза ООН, которое созвала сама Россия. На этом заседании украинский представитель ООН Сергей Кислица заявил, что Россия должна допустить на ЗАЭС миссию под руководством МАГАТЭ, разминировать объекты ЗАЭС и отвести военных и вооружения со станции. С таким же предложением выступили и США.

Однако российский представитель Василий Небензя не поддержал предложение по созданию демилитаризованной зоны вокруг ЗАЭС, заявив, что тогда невозможно будет обеспечить безопасность наблюдателей, которую, по его словам, готова обеспечивать Россия.

В преддверии заседания ООН руководители дипломатических ведомств “Большой семерки” обнародовали заявление, в котором призвали, “чтобы Россия немедленно вернула законному суверенному владельцу, Украине, полный контроль над Запорожской АЭС, а также над всеми ядерными объектами в пределах международно признанных границ Украины для обеспечения их безопасной эксплуатации”.

Накануне заседания Совета безопасности ООН Украина сообщила МАГАТЭ, что ему удалось возобновить резервную поставку тока на ЗАЭС.

Кроме того, стало известно, что Украине удалось восстановить резервную линию электроснабжения АЭС.

“Украина сообщила МАГАТЭ о восстановлении линии, которая может использоваться для обеспечения ЗАЭС электроэнергией в случае необходимости”, – сообщается на сайте МАГАТЭ.

Ранее, из-за обстрелов в начале августа, три из четырех линий энергопитания станции были разрушены. В украинском “Энергоатоме” заявляли: это чревато катастрофой даже без прямого попадания снарядов в реакторы.

“Если они повредят эту последнюю линию, Запорожье больше не будет иметь никаких поставок электроэнергии извне. Это значит, что все шесть реакторов, а также поля с отработанными отходами не будут получать электричество для насосов, охлаждающих все это топливо, а охлаждать его надо непрерывно”, если мы не будем получать электроэнергию для помп, начнется процесс плавления, и это создаст радиационную опасность”, – заявил глава “Энергоатома” Петр Котин.

А такой ход событий, если они произойдут, по словам главы “Энергоатома”, напоминает о том, как разворачивались события, повлекшие аварию на АЭС в Фукусиме в 2011 году.

Остановить, отключить, переподключить?

В “Энергоатоме” предполагают, что то, как сейчас развивается ситуация вокруг Запорожской АЭС, свидетельствует, что россияне хотят присвоить станцию ​​и производимый ею ток, присоединив ЗАЭС к своей электросети.

В украинской энергетической компании утверждают, что на днях они получили подтверждение, что существует план переключить ЗАЭС из украинской сети в российскую и поставлять электричество в Крым.

По словам Котина, предпосылкой этого является прекращение соединения АЭС с украинской системой, а именно то, что россияне уже начали делать, перебивая линии энергоснабжения с украинской стороны.

“Наша сеть подключена к Европе. Нельзя просто переподключиться к российской сети, потому что частота другая. Сначала нужно остановить все с одной стороны. И только после этого можно подключиться к другой стороне. Это именно то, что они делают”, – объяснил глава “Энергоатома” – Они хотят остановить станцию, сделать блекаут, и после этого переподключиться”.

По словам Петра Котина, чисто технологически, это сложно, но возможно.

В то же время, это очень опасно, говорит он. При остановке АЭС перед подключением к другой системе нужно охлаждать топливо в реакторах.

“Надо подключать дизельные генераторы… Все будет зависеть от того, насколько надежны сейчас эти генераторы и сколько у них топлива”, – говорит глава “Энергоатома”.

Он сообщил, что в Запорожье дежурит специальная бригада, которая может в случае договоренности оперативно выехать на станцию ​​и попытаться стабилизировать ситуацию.

Пока исключительно украинский персонал обеспечивает работу станции и имеет связь с руководителем “Энергоатома”, но все происходит под контролем российских военных, а также представителей “Росатома”, также находящихся на ЗАЭС.

Зачем это россиянам?

Причиной обострения вокруг ЗАЭС с заявлениями о минировании является “шантаж, принуждение к переговорам и “закошмариванию”, считает Ольга Кошарная, директор по информации ассоциации Украинский ядерный форум. Но параллельно россиянам также интересно получить и саму АЭС.

“Им нужна целая, работающая Запорожская станция. Они не заинтересованы в том, чтобы что-нибудь разрушить”, – говорит эксперт.

“Крым будет энергодефицитным, потому что не будет газа, который поступал из “вышек Бойко”, которые разбомбили в июне, – объясняет Кошарная. – Этот газ поступал в новые электростанции, работавшие в Симферополе и Севастополе. Сейчас этого ресурса нет, потому что одна из вышек горит до сих пор, газ там уже добывать нельзя. Но дефицит (электричества) есть также и в Краснодарском крае. Поэтому они хотят подавать туда электричество через сухопутный коридор”.

Вместе с тем, по мнению эксперта, кража станции является лишь производной задачей от более глобальных планов россиян.

“Первая цель состоит в том, что они хотят зафиксировать “статус-кво” – сколько захватили и оккупировали территорий, и уже с этого начинать переговоры. Более широкая цель – прекращение огня, остановка (украинского) контрнаступления, сохранение сухопутного коридора в Крым. И параллельно (они хотят) украсть целый энергетический объект, который им нужен для энергодефицитного Краснодарского края и Крыма”.

“Им в Крыму эта электроэнергия не нужна, это дешевые понты. По одной простой причине: хоть Крым был всегда энергодефицитным, но там не было больших потребителей электроэнергии от слова вообще. Там хватило бы одного энергоблока ЗАЭС, чтобы покрывать все потребности”, – считает Михаил Гончар, президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” и главный редактор журнала “Черноморская безопасность”.

Он утверждает, что события на ЗАЭС являются частью крупного плана энергетического и в целом шантажа безопасности в России, а намерения – гораздо шире, чем один объект, хотя и такой важный, как крупнейшая в Европе АЭС.

“Дело не в том, что и куда будет подключено, и кто куда что будет продавать. Россияне пытаются реализовать определенную форму ядерного терроризма, при этом обвиняя в этом Украину, – считает эксперт по энергетической безопасности. – Четко просматривается намерение, что в случае как будет проведен там этот так называемый референдум на оккупированной части Запорожской области, есть готовый сценарий “посягательств киевской хунты” на актив российской атомной энергетики, которым станет ЗАЭС. Тогда это будет агрессия Украины или киевской власти против России, тем более на объект повышенной опасности”.

Далее в этой “многоходовке” россияне смогут выдвигать ультиматумы, создавать зонтик защиты этой территории, угрожать применением ядерного оружия, “чтобы защитить Украину, Россию и Европу от ядерного терроризма нацистского Киева”, предполагает Гончар.

Он обращает внимание и на еще одну деталь.

“Кто сейчас занимается Украиной в Кремле? Кириенко. А кто такой Кириенко? Он 20 лет возглавлял “Росатом”, – напоминает Михаил Гончар.

Он объясняет, это же такая российская традиция: кто чем занимался, тот там и находит разные интересные варианты, как решить задачу. Вот отсюда и эти “атомные происки”.

С другой стороны, обострение ситуации на ЗАЭС и использование ее для шантажа возможно, поскольку Россия чувствует, что может это делать.

“Они увидели, что блеф работает, повышение ставок работает. США, НАТО и ЕС сидят в кустах. (Они рассчитывают), что это производит впечатление на политиков, которые будут давить на обе стороны, но в большей степени на Украину, потому что она более податливая” .И будут заставлять Украину как-то сесть за стол переговоров, чтобы избежать какой-то страшной катастрофы для Европы”, – считает Гончар.

О том, что в истории с ЗАЭС у России скорее не энергетические, а политические или даже геополитические цели, говорит и Александр Харченко, эксперт Центра оборонных стратегий и директор Центра исследований энергетики.

“Россияне любят повышать градус, создавать напряжение, делать” последние российские предупреждения, – считает эксперт. – Это именно такая игра, снова шантаж, снова попытка поднять ставки”.

По его мнению, в этой ситуации, как и во многих других, когда речь идет о российском шантаже, важно, чтобы Украина и международные партнеры и организации, в этом случае те, кто занимается безопасностью ядерных технологий и ядерных материалов, объединили усилия в противостоянии этому шантажу.

Что касается планов отсоединить ЗАЭС от украинской энергосистемы, то это, хоть и возможно, но сложно технически и затратно финансово, считает Харченко.

Он объясняет, что для этого нужно. Во-первых, восстановить высоковольтные линии, до 2014 года соединявшие ЗАЭС и Крым. Во-вторых, восстановить большое количество оборудования, необходимое для того, чтобы соединить ЗАЭС и Крым с этими линиями. Дальше нужно найти, как расширить так называемый энергомост между Крымом и Россией, потому что Крыму такое количество электричества, которое могут производить даже два реактора из шести, не нужно, там нет потребления.

“С точки зрения энергетики это абсолютно бессмысленный проект, который никому не нужен”, – говорит Александр Харченко. Он объясняет: нужно вложить большие деньги в соответствующее оборудование и его доставку и отладку в условиях, очень близких к боевым. И ничто не может защитить сейчас эти линии от, как сейчас говорят, “хлопка”.

“Я скептически отношусь к реализации проекта присоединения ЗАЭС к российской энергосистеме и не думаю, что он будет реализован”, – утверждает эксперт.

Какие последствия для Украины?

Шесть блоков Запорожской АЭС могут давать 6 МВт электроэнергии.

 

Но если все-таки ЗАЭС “выпадет” из украинской энергосистемы по тем или иным причинам?

Во время прошлогоднего отопительного сезона, который был сложным для Украины из-за нехватки угля, избежать веерных отключений зимой удалось не в последнюю очередь благодаря Запорожской АЭС, на которой в определенный момент работали все шесть блоков на тысячу МВт.

Как напоминает Михаил Гончар, россияне также “рвались, но, к счастью, безуспешно, в Южноукраинскую АЭС, – всего это 9 энергоблоков из 15, которые у нас вообще есть в нашей ядерной энергетике, а по мощности – это две трети атомной генерации, которая обеспечивает 56-58% электроэнергии в стране.

В Минэнерго сценарий с отключением ЗАЭС комментируют так, что даже если станция будет выключена, Украина пройдет зиму благодаря увеличению производства электроэнергии на угольных станциях с дополнительной опцией – покупкой электроэнергии у ЕС.

Не предусматривает каких-либо драматических последствий для энергосистемы Украины и Александр Харченко.

“Это большая генерирующая мощность, желательно ее иметь в нашей системе – это наше имущество, она принадлежит Украине. Но даже если ее отключить, у нас есть достаточно альтернативных генерирующих мощностей, чтобы компенсировать отсутствие ЗАЭС”, – говорит эксперт.

Однако он предполагает другую опасность: “Станция – объект, нуждающийся в питании извне, атомная станция сама по себе жить не может, независимо от того, генерирует ли она электричество. Она потребляет внешнее электричество, которое нужно, чтобы обеспечить ряд критических технологических процессов , в том числе и охлаждение. В случае, если станцию ​​изолировать, она потребует работы дизель-генераторов, которые там должны быть. Я далек от иллюзий, что у “Энергоатома” они в хорошем состоянии”, – говорит эксперт.

Он добавляет, что этого тем более не обеспечит и Росатом. Именно поэтому он не считает реалистичным сценарий отключения ЗАЭС от украинской сети “если не рассматривать цель целенаправленного подведения объекта к аварии”.

Ольга Кошарная считает, что потеря ЗАЭС будет очень ощутима для украинской энергосистемы.

“ЗАЭС – это 6 тысяч МВт – очень серьезная потеря. Если еще учесть мощности Каховской ГЭС и потерявших мы тепловых угольных ТЭС, – Запорожская, Углегорская, Луганская, Славянская ТЭЦ, – это около 10 ГВт потерь, – подсчитывает эксперт – У нас прошлой зимой в пики потребление было утром и днем ​​27 ГВт, ночью – 18. Вот теперь из 18 вычтите 10″.

С другой стороны, из-за разрушения и остановки крупных промышленных предприятий и выезда миллионов украинцев за границу из-за войны, потребления электричества в стране упало на 40%, говорит она. Но есть одно “но”.

“Нам хватит 9 остающихся блоков для базовой генерации (без учета 6 блоков ЗАЭС), но у нас большая проблема с маневровыми блоками,” – говорит Кошарна.

Она объясняет, что маловодие не позволяет ГЭС подключаться на пиках потребления, с углем тоже проблемы из-за логистики и заблокированных портов.

Сейчас у нас есть возможность немного экспортировать, но этой возможности уже не будет зимой, и мы будем вынуждены импортировать электроэнергию из ЕС по коммерческим контрактам, отмечает Ольга Кошарная.

Конечно, доходы от экспорта электроэнергии не измеряются миллиардами, о которых говорили в правительстве, говорит Михаил Гончар, но они есть.

“Зимой будет другая ситуация, потребление вырастет, вне всякого сомнения. Однако точно сейчас этого никто не может просчитать, какими будут потребности и что будет функционировать с генерации, – говорит эксперт и замечает: Мы же видим, как сейчас Россия целенаправленно уничтожает генерирующие мощности”.

Следовательно, холодная зима и недостаток электричества и тепла будет дополнительным к газовому рычагу энергетического шантажа России, цель которого – капитуляция Украины.

Источник BBC

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-08-12