Безопасно ли идти в школу 1 сентября?

В Украине ремонтируют подвалы в школах. Но все ли они могут стать укрытиями? С 1 сентября обучение в Украине должно начаться оффлайн. 

Ученики, студенты должны пойти в школы, университеты и колледжи, а учебные заведения должны приготовить для них бомбоубежища.

Такое решение Минобразования спровоцировало бурные дискуссии среди украинцев.

“В подвале школы точно безопаснее, чем в коридоре дома”, “Школы станут целью номер один и массовыми могилами” – мнения родители о безопасности обучения офлайн кардинально расходятся.

В соцсетях спорят о надежности подвалов, опасности больших школьных окон и вероятности прилетов в школы.

За пять месяцев войны русская армия полностью разрушила 200 школ в Украине. Более 2000 повреждены.

Вопросы, которые беспокоят всех, можно ли во время войны отпускать детей в школу, и нормальные ли там укрытия.

Школы в Украине готовятся начать учебный год 1 сентября, но все будет зависеть от ситуации безопасности, говорит министр образования Сергей Шкарлет.

Однако именно ситуацию в Украине спрогнозировать сейчас сложно.

Бомбардировки Киева, Винницы, Кременчуга, Черткова показывают, что как бы далеко ни была линия фронта, прилететь может куда угодно.

“Какие регионы будут безопасны в сентябре, сказать сейчас невозможно. Ситуация будет меняться и неизвестно, какой план используют россияне дальше”, – говорит военный обозреватель Михаил Жирохов.

По прогнозам эксперта, скорее всего, будут и дальше обстреливать Харьковщину. И даже если украинская армия полностью вытеснит россиян за пределы страны, они могут обстреливать и из-за границы.

Вероятно, и дальше, по прогнозам эксперта, под обстрелами будут Николаевская и Херсонская области. Генштаб ежедневно сообщает об обстрелах отдельных общин в Сумской, Черниговской, Одесской области.

“Больше или менее можно говорить о безопасности в центральной и западной Украине, но это, если Беларусь не пойдет в наступление. А такая угроза остается. Как и угроза ракетных обстрелов где угодно”, – говорит Жирохов.

Какими должны быть бомбоубежища?

В Минобразования уверяют, что будут работать только те учебные заведения, где есть безопасные укрытия. А решить, безопасно ли укрытие, имеют специальные комиссии, в которые входят разные чиновники от местных администраций, департаментов образования и ГСЧС.

До 1 сентября такие комиссии должны обследовать каждую школу, детсад, колледж и университет в Украине.

Так какие укрытия можно считать безопасными?

“Законодательством предусмотрено, что укрытиями могут служить сооружения двойного назначения, например, приспособлены подвалы и цокольные помещения, укреплены первые этажи в школах и детсадах”, – говорит Виктор Витовецкий, руководитель департамента организации мер гражданской защиты ГСЧС.

Такие укрытия, по словам эксперта, должны быть не дальше, чем в 500 метрах от помещения, где находятся люди.

Они должны вмещать определенное количество людей из расчета 0,6 квадратных метра на одного человека.

Там обязательно должно быть два выхода, электричество, вентиляция, канализация, водоснабжение по возможности или запас воды.

В МОН рассказывают, что среди требований к укрытиям также высота потолков 1,7 – 1,9 метра и защищены от поражений окна.

По государственным строительным нормам, строительные конструкции в укрытиях должны иметь толщину около 60 см, говорит Виктор Витовецкий. Однако, на эту норму влияет состояние кирпича материала, арматура.

“Опыт Израиля говорит, что толщина стен в укрытиях может быть и 40 см. Но в этом случае речь идет о качественных строительных материалах. Многие школы в Украине имеют возраст. Где-то кирпич уже теряет свои свойства”, – отмечает эксперт.

По его словам, в случае, если все критерии выполнены, такое помещение можно считать безопасным.

Однако все равно такое укрытие не гарантирует 100% защиты.

“В случае прямого попадания не поможет ни одно укрытие. После такого остаются котлованы глубиной в несколько метров”, – говорит Витовецкий.

По его словам, близость к линии фронта не может являться критерием. Ракеты долетают повсюду, поэтому школы обязательно должны иметь укрытие.

Под вопросом, говорит представитель ГСЧС, некоторые сельские школы, где вообще нет никаких подвалов и защитных сооружений поблизости.

Диана Коломоец во Львове сходила в бомбоубежище школы 44, куда в первый класс пойдет ее сын.

По словам Дианы, увиденное произвело на нее довольно приятное впечатление: в убежище есть металлическая дверь, два выхода, вентиляция, за лето обещают сделать туалет и косметический ремонт. Раньше этого сделать не могли, потому что в школе жили переселенцы, которым нашли другое жилье.

“Для 1 класса важно учиться в школе, чтобы была учительница, дети. Онлайн – это не обучение для первоклассников. И мне кажется, в школьном укрытии быть безопаснее, чем дома в коридоре, или спускаться каждый раз в наш подвал. Надеемся, все будет хорошо” – говорит пани Коломоец.

В 44-й школе родителям рассказали, что во время тревоги детей в течение 5-7 мин должны завести в укрытие. Там у них будут какие-то книги или игры, питьевая вода и печенье. Правда, полноценно проводить уроки там не получится, ведь в укрытии ограничено пространство.

Где укрытие?

“Мы понимаем, что далеко не все учебные заведения имеют собственные укрытия и не все имеют их рядом”, – сказал в эфире телемарафона Олег Ересько, руководитель директората дошкольного, школьного, внешкольного и инклюзивного образования МОН.

Минобразования публикует фото, как в отдельных областях и районах ремонтируют школьные подвалы, а учителей учат оказывать первую медицинскую помощь.

Однако информации, сколько школ в Украине имеют бомбоубежища, а сколько нет, нет.

По словам Ересько, в Минобразования подсчитали, что ориентировочно 23-25% учебных заведений в Украине смогут подготовиться к обучению в очной форме.

То есть принять детей сможет только четвертая часть учебных заведений страны.

В ГСЧС говорят, что к середине августа завершатся все проверки и будут точные данные о безопасных укрытиях.

Около 25% школ и садов Одесской области не имеют бомбоубежищ. В последние недели несколько районов области находятся под постоянными обстрелами.

Однако в департаментах образования и науки, которые цитирует пресс-служба МОН, говорят, что “учителя постепенно возвращаются в Одесскую область и готовы работать очно”.

Однако такой энтузиазм разделяют не все учителя. Екатерина (имя изменено) работает в одной из школ Прикарпатья. В эту же школу ходят дети.

“В нашей школе есть маленький загроможденный подвал. Туда не поместятся все ученики даже, если обучение будет в две смены. Сначала нам говорили о дистанционке, а теперь говорят о очном обучении. У меня отчаяние и злость от таких решений. Я не готова отправлять туда своих детей и не готова брать ответственность за жизнь десятков учеников. Такие “убежища” – это могила для всех нас”, – возмущается учительница.

Кто решает, будет ли работать школа?

Ответственность за то, будет работать школа или нет, берет на себя местные власти. Но окончательное решение, пускать ли детей в школу – за родителями.

В Минобразования уверяют, что у них будет выбор – учить ребенка в школе или дистанционке.

Однако открытым остается вопрос, хватит ли у школ ресурсов поддерживать одновременно оба формата обучения.

По официальным данным, более 20 тысяч учителей уехали за границу. Приблизительно 8 млн человек, среди которых много детей, стали переселенцами.

В каких областях, городах проживает больше всего переселенцев и какие школы примут больше детей, и в Минобразования не считали.

Туманно в Минобразования отвечают на вопросы, кто финансирует устройство бомбоубежищ в школах. Например, это могут быть деньги местных властей, говорится в ответе на запрос СМИ, или “средства, разрешенные законодательством”. Возможно, международная помощь, или, возможно, из бюджета.

Что говорят в школе?

“Отдавать или нет ребенка в школу – это решение родителей. Наше учебное заведение готово к любым их решениям – и к онлайн, и к оффлайну обучения”, – говорит Евгений Сидоркин, директор гимназии 287 в Киеве.

В этой школе есть укрытие, которое может вместить половину учащихся. Комиссия недавно его обследовала и сочла готовым.

“Наше укрытие уже готово к принятию учеников. Если придут все, то будем делать две смены. Утром – младшие классы 1-5, после 13:00 – остальные. Чтобы в укрытии могли вместить всех”, – говорит директор.

По его данным, сейчас ориентировочно 20% учащихся школы – за рубежом, а 80% – уже в Киеве и планируют учиться с 1 сентября. От окончательного количества учеников, которые придут в школу, будут зависеть модели обучения. Для тех, кто остался за границей, будет обучение онлайн.

В 287 гимназии говорят, что еще до войны провели тренинги для учителей и детей. Учились идти в укрытие. Перед началом учебного года будут тренироваться снова.

Идти или не идти в школу?

“Вы когда-то пытались справиться с большой группой детей в панике? В воображении большинства почему-то при звуках сирены дети встают и телепортируются в бомбоубежище”, – говорит Александр Проляк коррекционный педагог и мать двух школьников.

Идею очного обучения в условиях войны она не поддерживает. Ее дети будут учиться в школе в Кракове.

Светлана ведет кружки по творчеству для детей начальных классов в Ровенской области. Недавно во время занятия началась воздушная тревога.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-07-22