“Глаза не видят, сердце не болит”. Что означает запрет обменникам показывать курс валют

Национальный банк Украины обвинил обменные пункты валют в спекуляциях и искусственном повышении курса и запретил им показывать курсы валют на уличных табло. 

Теперь в обменных пунктах узнать курс можно будет только у окна кассы. Там должна быть размещена копия распоряжения о продаже и покупке валюты.

Решение НБУ появилось после резкого скачка розничного курса доллара после того, как центральный банк повысил его официальный курс.

Эти изменения не касаются банков, поскольку НБУ говорит, что они не злоупотребляются при купле-продаже валюты.

Поддерживают “банкоматный туризм”

В НБУ объясняют, что обменники искусственно повышают курс на валютном рынке, поддерживая тем самым называемый “банкоматный туризм”.

Об этом явлении НБУ начал говорить еще в мае. Речь идет о том, что за границей с украинских банковских карт снимали валюту, а в Украине ее продавали в обменниках по более высокой цене.

НБУ говорит, что скачок курса доллара за отметку свыше 40 гривен – это следствие спекуляций обменных пунктов

“Небанковские учреждения, осуществляющие торговлю валютными ценностями в наличной форме, начали искусственно повышать курс в наличном сегменте валютного рынка, поддерживая тем самым существование “банкоматного туризма””, – подчеркивают в НБУ.

“Такое повышение курса выглядит безосновательным на фоне относительной стабилизации спроса и предложения в безналичном сегменте валютного рынка и может свидетельствовать об исключительно спекулятивных подходах к курсообразованию небанковскими учреждениями”, – говорится в сообщении НБУ.

Уличные табло, считают в главном банке, привлекали к обменникам “дополнительное излишнее внимание”.

НБУ также ввел другие требования к пунктам обмена валют. Среди них обязательно ведение видеонаблюдения, а также обязательная выдача клиентам чеков при покупке и продаже валюты.

Появятся ли люди-афиши?

Решение НБУ повлекло за собой волну критики в социальных сетях. Корреспонденты обвиняют центральный банк в неспособности справиться со стремительным ростом курса.

Многие считают, что даже если уличные табло исчезнут, вряд ли это снизит курс доллара и инфляцию.

“Предлагаю также запретить выставлять цифры с ценами на стелах заправок, прилавках супермаркетов и вообще где угодно, кроме мест расчета. Действительно, глаза не видят – руки не дергаются”, – отмечает Максим Храмов в Facebook.

“Нет табло – нет высокого курса”, – блогер и оппозиционный политик Андрей Смолий сомневается в эффективности решения НБУ.

“Слабенькие в Национальном банке Украины маркетологи. Предлагаю подойти к этому вопросу более креативно и показывать курс иностранных валют не до 1 долл. США/евро, а до 10 евро/центов”, – пишет в Facebook Ярослав Бондарь из компании Nexia DK. Auditors & Consultants.

Евгений Вилинский шутит в Facebook: “Постановление НБУ от 29 июля №165 не запрещает использовать людей-афиш. Теперь внимательно присматривайтесь к людям возле пунктов обмена валюты. Набор цифр на их плакатах или одежде – это то, что вас интересует”.

Хотя на самом деле в постановлении центробанка речь идет не только об уличных табло, но и о “других внешних носителях”.

“Глаза не видят, сердце не болит”, – заключает в соцсетях Ирина Кравченко.

Она и другие корреспонденты напоминают, что в 2018 году закон, запрещавший уличные табло с курсами валют, был принят в России.

Инициатором тоже был центральный банк, объяснявший такое нововведение усилением борьбы с нелегальными обменниками.

Логично, но время неудачное

В то же время, эксперт финансового рынка Виталий Шапран называет решение НБУ “совершенно логичным”, поскольку уличные табло являются частью наружной рекламы, основная задача которой усиливать восприятие товаров и услуг потребителей.

“Поэтому избыточное яркое информирование действительно может усиливать эффект от восприятия ситуации покупателями валюты. Такие табло с курсами мало используют в странах ЕС, а некоторые работающие в Украине европейские банки также с первых дней работы практикуют информирование о текущем валютном курсе только у касс” , – говорит он в комментарии.

В то же время эксперт подчеркивает, что влияние яркой наружной рекламы услуг обменных пунктов на курс не является фундаментальным фактором, потому что оно не влияет на значительный процент потребителей. Наличие или отсутствие ярких табло, говорит он, это скорее культура и традиции банковских услуг в стране, а не фактор девальвации.

Виталий Шапран также считает, что НБУ выбрал “для косметических новаций очень неудачное время”.

“Такие изменения лучше производить, когда валютный рынок не привлекает к себе внимания”, – подчеркнул он.

Что предшествовало и что ждать

Национальный банк Украины 21 июля изменил официальный курс гривны, увеличив его на 25% – до 36,56 гривны за доллар.

Как объясняли в центральном банке, решение было принято “учитывая изменение фундаментальных характеристик экономики Украины во время войны и укрепление доллара по отношению к другим валютам”.

НБУ подчеркивал, что “такой шаг позволит увеличить конкурентоспособность украинских производителей, сблизить курсовые условия для разных групп бизнеса и населения и поддержать устойчивость экономики в условиях войны”.

Но уже через неделю наличный курс доллара – и покупки, и продажи – пересек отметку 40 гривен.

В НБУ заявляли, что скачок курса временный и обещали его обуздать. Главы Нацбанка прогнозировали, что рынок успокоится, когда более выгодный после поднятия официального курса экспорт принесет валютную выручку в страну, а некритический импорт – уменьшится.

Финансовый эксперт Виталий Шапран считает, что сдержать разницу между наличным и безналичным курсом смогут интервенции на наличном рынке, и с этим в течение следующей недели помогут справиться коммерческие банки.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-07-30