TOW: как легендарные противотанковые ракеты дополнят “Джавелины” и “Стугни” в ВСУ

В новом пакете помощи США украинская армия получит противотанковые ракетные комплексы TOW с большим количеством боекомплекта к ним.

И хотя это разработка 1960-х годов, которая воевала против советских танков еще во время войны во Вьетнаме, TOW прошли многие модернизации и являются одними из самых эффективных и распространенных в мире противотанковых вооружений.

Каковы перспективы этого противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) в ВСУ?

Удары HIMARS: как американские ракетные системы меняют войну в Украине

 

О том, что Украина получит 1500 противотанковых ракет TOW, стало известно 20 августа из сообщения американских властей.

Украинская армия уже получила от западных партнеров тысячи противотанковых комплексов, которые помогли ей уничтожить российские колонны бронетехники на подступах к Киеву в марте.

В частности, в арсенале украинских противотанкистов есть американские Javelin, британско-шведские NLAW, шведские Carl Gustaf, отечественные “Корсар” и “Стугна-П”, а также советские “Фаготы”.

Впрочем, до сих пор не было TOW, что вызвало удивление многих военных обозревателей, поскольку эти ПТРК – едва ли не наиболее распространены в разных армиях мира.

TOW начали разрабатывать в США в 1960-х годах и приняли на вооружение американскую армию в 1970 году. Фактически это ровесник и аналог созданного в эти же годы в Советском Союзе “Фагота”.

Впрочем, за десятки лет пусковые TOW и ракеты в них прошли многие модернизации. К примеру, модернизация TOW-2А рассчитана для уничтожения танков с динамической защитой и может пробивать броню толщиной 9 см, а TOW-2B атакует танки сверху, где защита – самая слабая.

В то же время TOW остается противотанковым комплексом второго поколения без принципа “выстрелил и забыл” (как у Javelin) – оператор должен довести ракету до цели лазерным лучом, а управление происходит по проводу.

Дальность действия, в зависимости от модификаций, – 3,5-4,5 км.

Также TOW достаточно массивный комплекс и его вес в готовом к выстрелу режиме может достигать 70-90 кг.

TOW – массивный комплекс, поэтому в условиях активных боевых действий его чаще устанавливают на автомобиле

Поэтому пехота чаще использует его со станка на оборудованных позициях, а для более мобильных вариантов эти ПТРК устанавливают на разнообразной технике, как пикапы “Хамви” или БМП M2 Bradley.

Также TOW нередко устанавливают на вертолетах.

От Вьетнама до Сирии

Первое боевое применение TOW произошло на войне во Вьетнаме в 1972 году, где во время наступления северовьетнамских сил американская армия неожиданно столкнулась с необходимостью противодействия большому количеству бронетехники советского производства.

Так что TOW установили на нескольких вертолетах, которые охотились за вражескими бронегруппами. За несколько месяцев первого боевого применения эти ПТРК уничтожили более 20 советских танков, в том числе легких ПТ-76 и средних Т-54.

Однако в результате неудачной для американцев вьетнамской войны несколько комплексов TOW попали к вьетнамцам в качестве трофеев.

За последние 50 лет TOW использовались в большинстве крупных войн: арабско-израильской Войне судного дня 1973 г., Ирано-Иракской войне 1980-х, Ливанской войне 1982 г., Войне в Персидском заливе 1991 г., операции в Сомали. а также войнах в Афганистане и Ираке начала 2000-х.

Многие случаи применения TOW зафиксировали во время войны в Сирии, где их используют оппозиционные Башару Асаду силы.

Очень часто объектами ударов TOW во всех конфликтах были танки и другая бронетехника советского и российского производства.

Сейчас TOW стоит на вооружении около 40 стран, включая США и Израиль.

Украинские военные обозреватели преимущественно положительно оценивают перспективы TOW в украинско-российской войне. Особенно с учетом того, что ВСУ получит 1500 таких ракет (правда, точное количество пусковых установок пока неизвестно).

“Наконец-то – хотелось бы сказать. Самым массовым в странах НАТО является не ПТРК “Джавелин”, а именно американские TOW-2, хорошо известные по видео работы сирийских повстанцев, воюющих с режимом Асада”, – написал редактор сайта “Цензор.нет” Юрий Бутусов.

“Да, оператору нужно постоянно сопровождать ракету, это сложнее, ракета не самонаводится в верхнюю проекцию, и управляется по проводу, поэтому нужно иметь открытую зону для наведения. Но есть и свои преимущества: ракета более надежная, удобная в эксплуатации и не зависит от состояния аккумулятора , может наводить точно на тот объект, куда ведет оператор, а не только на контрастное тепло, имеет большую дальность пуска – 3700 метров против 2500 у “Джавелина”, – добавил он.

А глава фонда “Вернись живым” Тарас Чмут назвал TOW “одним из самых успешных ПТРК, который применялся в десятках стран”.

“Очень качественно проявил себя в войне в Сирии за последние десять лет. Наверное, тысячи асадовских военных были сожжены и уничтожены с техникой или в домах. В Сирии из TOW работали по всему, что только можно, начиная с пехоты”, – рассказал Тарас Чмут. в эфире подкаста “Фронтовая луга”.

“Простое, откатанное, хорошее оружие на уровне нашей “Стугни”, – добавил он.

Чмут прогнозирует, что эти комплексы могут массово поставлять Украине и другие страны, имеющие их на вооружении.

Получение TOW особенно актуально на фоне активного использования украинскими военными “Стугни-П”, чей запас ракет не является неисчерпаемым.

А украинский сайт “Defense Express” предполагает, что передача TOW теоретически может означать и получение украинской армией в будущем БМП M2 Bradley, являющихся основными для армии США.

“Именно TOW входит в состав вооружения M2 Bradley. И хотя о передаче этих машин речь не идет, возможно, передача достаточно большой партии этих ПТРК является одним из элементов развертывания соответствующей инфраструктуры”, – написали авторы “Defense Express”.

“Также нужно отметить, что существуют версии TOW с передачей команд радиоканалом – TOW 2 RF, но они предназначены для вооружения вертолетов. А после истории с интеграцией [противорадиолокационных ракет] AGM-88 HARM не следует исключать вероятность того, что вопросы интеграции этих ракет в украинских вертолетов также было решено”, – добавили в “Defense Express”.

Речь идет об удачной интеграции западных ракет HARM в украинскую авиацию, которая уничтожает российскую ПВО на линии фронта.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-08-23