Куда отправились украинские корабли с зерном

Соглашение, согласованное с Россией и Украиной в прошлом месяце, позволило кораблям выйти из украинских черноморских портов страны впервые с начала войны. 

Через месяц более 50 кораблей отправились в рискованное путешествие, чтобы доставить продовольствие из Украины в другие страны мира. Они экспортируют более 1,2 млн. тонн зерна и других продуктов питания.

Война не смогла помешать этому движению, и в нем участвует все большее количество судов.

Но куда идет вся еда?

Соглашение, которое ООН считало необходимым для того, чтобы предотвратить голод миллионов людей, пока принесло довольно скромные гуманитарные преимущества.

Первое судно с продовольственной помощью от имени Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) только что прибыло к месту назначения.

Балкер Brave Commander перевез 23 000 тонн пшеницы, предназначенной для уязвимых общин на юге Эфиопии. Он вышел из украинского порта “Южный” 16 августа и только что причалил в Джибути.

ВПП имеет еще одно судно, MV Karteria, загруженное и готовое перевезти 37 500 тонн пшеницы в Йемен, где она очень нужна.

Официальные лица агентства говорят, что надеются, что другие поставки тоже будут.

Но это скудные количества. В 2021 году ВПП распространила по всему миру 4,4 миллиона тонн продовольственной помощи. Две трети – из Украины.

Представители ООН признают, что это скромное начало, но настаивают, что нужно больше.

Появление украинского зерна на международном рынке, безусловно, принесло облегчение всему миру.

“Это хорошая новость для сельского хозяйства Ирландии”, – говорит Джон Бергин, коммерческий директор R&H Hall, ведущего ирландского импортера зерна для кормления животных.

Navi Star, недавно прибывший в Фойнс на западном побережье Ирландии, груженый 33 000 тоннами кукурузы, был желанным зрелищем.

Погрузка корабля происходила 24 февраля, в первый день вторжения России.

“В то утро, когда началась война, на корабле было 28 000 тонн, – вспоминает Бергин. – Наш поставщик так и не вывел корабль. А потом порт заминировали, и все застряло”.

Война привела к тому, что пиковый период украинского экспорта, приходящийся на декабрь-апрель, остановился. Цены на зерно, и без того высокие из-за пандемии коронавируса и засухи в других странах, подскочили, но недавно снова упали.

“Средние экспортные цены были примерно на 30-40% выше начала конфликта”, – говорит старший экономист Международного зернового совета Александр Каравайцев.

“Сейчас они выше на 8%, поэтому цены заметно снизились”.

Некоторое снижение цены объясняется сезонным влиянием, поскольку урожай собирают в разное время в других частях северного полушария, но психологическое влияние разблокирования одного из крупнейших мировых производителей зерна важно. “Это возвращает рынку стабильность”, – говорит Бергин.

Когда зерновые силосы опорожняются, а ранее захваченные суда выходят из портов, игроки отрасли начинают надеяться на лучшее.

“Увеличивается оптимизм относительно того, что поступление сельскохозяйственных товаров будет продолжаться”, – говорит представитель Viterra, экспортера зерновых и масличных культур со значительным присутствием в Украине.

“Мы наблюдаем повышенную готовность судовладельцев заходить в украинские порты, которая также будет расти, если проход будет оставаться безопасным”.

Но насколько это большое “если”?

Несмотря на соглашение, заключенное в Стамбуле в июле, расходы на фрахт все еще почти вдвое выше, чем они были до войны. Все из-за потенциальных опасностей, связанных с отправкой судов в зону боевых действий.

Эта нервозность может помешать Украине достичь объемов экспорта, необходимых для получения крайне необходимых доходов.

“Они хотят достичь 5 миллионов тонн в месяц, – говорит Бриджит Диакун, корреспондентка Lloyd’s List. – Раздается амбициозно”.

Сейчас меньшие судоходные компании, многие турецкие, похоже, готовы рискнуть, а многие крупные мировые игроки все еще содержатся.

“У них просто главный приоритет – это безопасность судна и безопасность экипажа, – говорит Нидаа Бакш, старший репортер Lloyd’s List. – И они не могут гарантировать эту безопасность”.

Часы тикают. Соглашение, заключенное при посредничестве ООН и Турции, действует всего 120 дней. Ее могут продлить в середине ноября, но только при условии согласия России и Украины.

Для ООН, которая так много внимания уделяет успеху соглашения, остановить его только через четыре месяца было бы катастрофой.

“Миру будет тяжело, если этот рынок снова закроют”, – говорит Грег Барроу из ВПП.

Зерновые сделки обычно заключаются на 18 месяцев-два года вперед. Поскольку никто не может предусмотреть состояние экономики Украины в 2023-24 годах, нужно время, прежде чем этот уровень уверенности вернется.

А какая судьба судна Razoni, которое первым покинуло Украину под громкие фанфары в начале августа?

В документации ООН в графе “пункт назначения судна” до сих пор стоит – “нуждается в определении”. Это неудобное признание того, что 26 тысяч тонн кукурузы на борту так и не достигли запланированного порта, Триполи в Ливане.

Когда первоначальный покупатель отклонил груз, очевидно, ссылаясь на беспокойство относительно качества, Razoni отправился в окружное путешествие вокруг восточного Средиземноморья, большую часть которого с отключенным транспондером, что указывало на нежелание, чтобы за ним следили.

Корабль наконец разгрузил большую часть своего груза в сирийском порту Тартус.

Нет ничего незаконного в доставке продовольствия в Сирию или необычного в том, что корабли меняют направление. Но тайная поездка Razoni показывает, что в сложном мире торговли зерном вы не всегда можете быть уверены, куда в конечном итоге попадают отдельные грузы.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-08-31