Эксперты: Россия может испытать дефицит боеприпасов уже к концу года

Молниеносное контрнаступление украинской армии оттеснило российские силы на Харьковщине. Отступая наспех, россияне оставили большое количество вооружения, пишет немецкое издание Welt. 

Армия Владимира Путина на востоке Украины не только деморализована, но и испытывает проблемы с боеприпасами. По данным американской разведки, Москва заказала у Северной Кореи миллионы артиллерийских снарядов и ракет, сообщает New York Times.

На первый взгляд такие данные кажутся сомнительными. В конце концов, как пишет New York Times, Россия унаследовала от Советского Союза миллионы артиллерийских снарядов и ей не нужно обращаться к государствам-изгоям, чтобы собрать достаточное количество боеприпасов “и других технологий” для войны в Украине. Тем не менее, соглашение с Северной Кореей вполне вероятно.

Уже в начале 2000-х, во время второй чеченской войны, русские военные жаловались на нехватку 122- и 152-мм артиллерийских снарядов. После российско-грузинской войны 2008 года один российский военный эксперт назвал артиллерию “забытым родом войск”. Большинство советских резервов плохо хранилось, поэтому их пришлось частично уничтожить, а пополнения в достаточном объеме не было.

Российские войска оставили технику, убегая из передовой

Welt ссылается на статью военного эксперта Павла Лузина для российской платформы расследований The Insider. Он пишет, что Россия использовала резервы не только во время чеченской и грузинской войн, но и во время интервенции в Сирию и скрытой войны в Украине с 2014 года. По его словам, расход российских боеприпасов после масштабного вторжения в Украину превысил все предыдущие российские войны – до 60 тысяч артиллерийских снарядов ежедневно.

В расчете на полгода войны это – не менее семи миллионов артиллерийских снарядов, пишет Лузин. Учитывая, что ежегодно производят или ремонтируют примерно 1,7 миллиона новых снарядов, это означает, что Россия потратила, по меньшей мере, четырехлетний объем производства и уже к концу этого года испытает дефицит боеприпасов.

Также есть проблемы со стволами гаубиц и танков, имеющих ограниченный срок эксплуатации – обычно от 2000 до 3000 выстрелов. Два года назад минобороны России осторожно признали проблемы с ресурсом своей техники, отмечает Лузин. Сколько артиллерийских систем остается на складах РФ – неизвестно, но можно предположить, что к концу года эффективность российской артиллерии снизится.

Павел Лузин также дает мрачный прогноз производства боеприпасов в России на ближайшие годы. В начале 2010-х годов государственные оборонные компании РФ в значительной степени полагались на западные технологии.

После аннексии Крыма в 2014 году цепочки поставок расходных материалов и запчастей с западных предприятий начали разрушаться. А у российских оборонных компаний большие кадровые проблемы – низкая заработная плата делает их непривлекательными как работодателей, поэтому производительность труда там иногда составляет десять процентов от объемов подобных компаний в США.

Ракеты для реактивных систем залпового огня типа “Град” из советских запасов должны лучше сохраниться, пишет эксперт. Но даже там, похоже, недостаток.

Дефицит высокотехнологичных крылатых ракет большой дальности назревал уже несколько месяцев. Еще в июле Павел Лузин написал в статье для интернет-издания Riddle, что Россия может производить только 225 высокоточных крылатых ракет дальностью более 300 километров в год.

Доказательством этой проблемы есть то, что силы РФ используют системы ПВО С-300 и С-400 против наземных целей в Украине. Это не решает проблему, поскольку запасы боеприпасов для этих систем значительно меньше, чем для артиллерии и реактивных систем залпового огня. Кроме того, ракеты необходимы для противовоздушной обороны. Поэтому Лузин оценивает российские запасы в несколько десятков тысяч.

Пополнить запасы высокотехнологичных ракет типа “Калибр” и “Искандер”, вероятно, будет еще более проблематичным, считает эксперт.

Здесь у России такие же проблемы, что и при производстве артиллерийских снарядов: низкая производительность, проблемы с рабочей силой и зависимость от западных технологий.

Болезненным вопросом для РФ являются не только станки высокой точности из Европы и США, которые больше не могут должным образом ремонтировать из-за санкций, но и электронных компонентов.

Согласно докладу Conflict Armament Research, Россия уже применяет устаревшие западные микросхемы начала 2000-х годов. Но даже их значительно сложнее и дороже использовать, чем раньше, – например, путем нелегального импорта через третьи страны, минуя западные санкции.

Пока Россия, похоже, не рассматривает возможность перехода на китайские компоненты, пишет Лузин. Согласно документу, полученному изданием Politico, РФ ищет компоненты из США, Германии, Тайваня и Японии.

А вот Пекин, насколько известно, пока никакого вида оружия в РФ не поставил.

“Голод боеприпасов” был ожидаем, говорит  Павел Аксенов, корреспондент ВВС по вопросам вооружений.

“Снарядный голод”, свидетельством которого может являться закупка Россией боеприпасов за границей, возник не вчера. Особенностью конфликта в Украине является активное использование артиллерии – как ствольной, так и реактивной.

Российская армия до последнего времени пользовалась своим значительным преимуществом в артиллерии, применяя тактику “огневого вала” – то есть расчищая массированными артобстрелами путь для наступления пехоты и бронетехники. По подсчетам украинской версии журнала “Форбс”, в разгар боев за Донбасс в сутки силы РФ тратили около двух тысяч тонн снарядов.

Украинская армия, значительно уступающая противнику по количеству пушек и снарядов, противопоставила этой тактике более точные и дальнобойные артиллерийские системы и высокоточные ракеты GMLRS, которыми начала методически уничтожать российские склады боеприпасов. В итоге, по оценкам наблюдателей, в последние недели интенсивность российских обстрелов значительно снизилась.

Нехватку снарядов определенных калибров в России начали ощущать и прогнозировать еще в мае. Министр обороны Британии Бен Уоллес 11 мая рассказал газете Wall Street Journal, как британские дипломаты ищут в разных странах запасы советских боеприпасов для Украины. “Иногда мы сталкивались с тем, что россияне тоже ищут в некоторых странах такие запасы, потому что они у них тоже быстро заканчиваются”, – сказал он.

Эксперты отмечали, что у России уже есть проблемы с артиллерийскими боеприпасами калибра 122 миллиметра, запасы которых, по некоторым данным, заканчиваются. Издание Insider 30 августа выпустило материал, в котором прогнозирует: Россия уже к концу 2022 года столкнется с настоящим снарядным голодом и в целях экономии вынуждена будет сокращать использование артиллерии.

Выбор КНДР в качестве источников боеприпасов выглядит вполне логичным. Дело в том, что Северная Корея многие десятилетия готовится к войне. По сути, формально эта война с Южной Кореей и не прекращалась. При этом одним из важных способов поражения противника в такой войне Пхеньян всегда рассматривал именно тяжелую артиллерию.

Все эти годы КНДР прилагала большие усилия для разработки и модернизации своего артиллерийского парка. Это привело к появлению новой мощной техники. Новые системы имеют достаточно экзотический 170-миллиметровый калибр, но в стране много артсистем еще советского производства, и для них также должны быть большие запасы 152-миллиметровых снарядов, в которых нуждается и будет нуждаться российская армия.

Это, вероятно, касается и запасных артиллерийских стволов, которые быстро изнашиваются во время интенсивных боевых действий, а также других расходных материалов артиллерии.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-09-14