Яйца, овощи и война. Как растут цены на продукты питания в Украине

“Всего уродило”, говорят жители сел даже там, где в этом году были российские танки. За год – с сентября 2021 года до сентября 2022 года – цены на товары в Украине выросли на четверть.

А с начала этого года, по данным Госстата, инфляция в стране составила около 22%.

Больше всего – на 66% – подорожало горючее.

Но на втором месте по скорости роста – цены на продовольствие. По сравнению с сентябрем прошлого года они выросли на 30%, а с начала года – на 27%.

Среди лидеров подорожания – овощи (85%) и фрукты (46%), рыба (40%), хлеб и макароны (36,6% и 31%).

Как выросли цены на продукты питания в Украине

Однако с начала октября украинцев ошеломили цены на яйца, которые за пару недель фактически удвоились и взлетели до 50-70 грн за десяток.

За каждым из подорожаний стоит своя история. В то же время, все они являются частью тектонических мировых процессов.

“Момент первый и тридцатый – война”

“Момент первый, и 25-й, и 30-й: это война”, – говорит о причинах подорожания продовольствия обозреватель аграрного рынка Лариса Гук.

Второй фактор – удорожание логистики. Доставить товар от производителя к потребителю стало гораздо дороже не только из-за высоких цен на топливо.

“Не хватает водителей, потому что основная масса защищает страну. Вроде бы транспорт есть, но довезти некому. Если находится водитель, то условия оплаты труда немного другие”, – объясняет Гук.

Третьим фактором является девальвация гривны.

А сама война привела к резкому скачку цен на продовольствие по всему миру.

После того, как несколько украинских портов на Черном море начали работать, и оттуда на мировые рынки пошел поток аграрного экспорта, рост цен на продовольствие немного замедлился. Но они и дальше остаются на более высоких уровнях, чем было, например, год назад, когда их уже считали рекордно высокими.

Все это не только отразилось на ценниках на полках магазинов по всему миру – так, что даже в самых богатых странах потребители бьют тревогу. Это также вернулось в Украину в виде более дорогого импорта.

Кроме того, после открытия возможностей для экспорта производителям гораздо выгоднее продавать свою продукцию на мировые рынки, пока работает “окно возможностей”, чтобы хоть что-то заработать.

По данным Агентства ООН по продовольствию (FAO), в сентябре 2022 года общий индекс цен на продовольствие снизился на 1,5 пункта по сравнению с августом – и это снижение длится уже шестой месяц.

В то же время этот индекс остается более чем на 7 пунктов выше, чем был в сентябре прошлого года. Вместе с тем индекс цен на зерновые – основу питания и кормов во многих странах – продолжает расти. В сентябре этого года зерно на мировых рынках было на 11,2% дороже, чем год назад.

По подсчетам американского Бюро статистики труда, за год с августа прошлого года цены на хлеб в США – крупнейшей мировой экономике – выросли более чем на 16%, а на яйца – почти на 40%.

Неожиданно “золотые” яйца

С конца сентября внимание украинцев также приковано к ценам на яйца, которые с конца лета по середину октября подорожали вдвое – до 70-80 грн за десяток.

Производители объясняют это войной и приближением зимы.

Цена на яйца традиционно повышается в осенне-зимний период и уменьшается в весенне-летний, пояснил глава Союза птицеводов Сергей Карпенко. По его словам, сейчас 50% производства яиц происходит в хозяйствах населения, а они зависят от погодных условий и времени года.

“Когда на улице теплеет – весна, лето, курица несет больше яиц, увеличивается предложение и уменьшается спрос на промышленные яйца. Когда начинаются холода, куры в домашних хозяйствах несутся меньше, и увеличивается спрос на промышленные яйца”, – пояснил он во время телеэфира.

Кроме того, по словам Карпенко, за последние два года, еще до войны, потеряно около 30% промышленного производства яиц – “это последствия низкой стоимости и низкой покупательной способности”, говорит представитель отрасли.

К этим проблемам в этом году прибавилась война.

“Ситуация сформирована под влиянием сезонного фактора, роста себестоимости и уменьшения производства, которое произошло в начале года за счет того, что многие птицефабрики остались на оккупированных территориях, были в зоне боевых действий”, – говорит глава Союза птицеводов. Там оценивают эти потери еще в 20% производства.

Сергей Карпенко также добавляет, что весной птицеводы были вынуждены продавать яйца по ценам, которые были “втрое меньше стоимости производства”, – так проблемы начались даже у производителей, которых обошли боевые действия.

“Вот почему мы пользуемся сейчас повышенным спросом и небольшим предложением яиц на полках”, – объясняет представитель отрасли и уверяет, что уже в октябре предложение яиц вырастет, ведь в начале июня-июля производители начали восстанавливать поголовье кур.

“Поэтому в октябре будет стабилизация цен на яйца, мы ожидаем, что уже в ноябре будет снижение цен на полках магазинов”, – говорит Сергей Карпенко.

Все эти аргументы правильны, но они все равно не объясняют столь внезапного и стремительного роста цен на яйца, говорит Лариса Гук.

“Мы считали, что логики в подорожании вдвое и больше нет”, – говорит она.

Да, сезонные колебания были, но они составляли не более 20%. Даже если учитывать и подорожание комбикормов, все равно на нынешние 100% подорожания они не тянут.

Возможно, объяснение заключается в резком наращивании экспорта, предполагает Лариса Гук, “поскольку ощущается провисание предложения на внутреннем рынке”. К тому же, говорит обозреватель, “когда видишь нынешние цены, то первое мнение – появился новый альтернативный канал сбыта”.

Сергей Карпенко из Союза птицеводов говорит, что экспорт украинских яиц продолжается, но составляет около 8% от общего производства, а по сравнению с прошлым годом сократился на 60%.

“Мы экспортируем минимальные объемы, чтобы поддерживать те связи и контракты, которые мы заключали в начале года. Остановка экспорта приведет к падению валютных поступлений в страну, и мы потеряем те рынки, на которые мы потратили годы, чтобы на них присутствовать” , – объясняет он.

Подтвердить или опровергнуть обе версии можно будет не раньше ноября, когда обнародуют официальную статистику.

Объяснение птицеводов о войне и потере части предприятий также вполне справедливо, говорит Лариса Гук. “Но, как причина роста цены на яйца вдвое очень сомнительна”, – рассуждает она.

“Эти фабрики вышли из промышленной цепи не в сентябре. Они не работают несколько месяцев, с момента, когда их оккупировали. И все равно, яйца были и были по другой цене откуда-то”, – говорит аграрная обозреватель.

“Не исключаю, что в первые недели вторжения как раз было время, когда кур нужно было сажать на обновление, чтобы через 5 месяцев были яйца. Возможно, что как раз этот цикл был пропущен. Но, опять же, это не объясняет этот скачок вдвое” , – говорит Гук и предполагает, что еще одним объяснением может быть решение производителей наверстать месяцы, когда они “работали в минус”. Если это так, то рост цен происходит с молчаливого согласия властей, ведь яйца входят в перечень продуктов питания, цены на которые регулируются государством.

Обозреватель также скептически относится к заявлениям о возможности снижения цен:

“Пошли заявления, что цены на яйца стабилизируются. Но возникает вопрос: на каком уровне? На уровне нынешних 70? Никто не помнит такого, чтобы цены возвращались на более низкий уровень”.

“Причины, почему выросло, при нынешних условиях очень легко найти, – подчеркивает Лариса Гук и прогнозирует. – Яйца – это не последняя категория подорожающих товаров. Такое впечатление, что все основные позиции продовольственной корзины должны подорожать вдвое”.

“Без Херсона”

В этом году украинцы остались без херсонских помидоров. И не только помидоров. И не только из Херсона

Тесно связана с войной и история еще одного удорожания, уже подтвердившегося официальной статистикой. За ней первое и второе место по скорости роста цен в сентябре занимают овощи (84,8%) и фрукты (45,9%). То есть в начале осени и конце сбора урожая овощи в Украине дорожали быстрее, чем горючее.

“Овощи – это, конечно, Херсон. Но давайте не забывать, что у нас и Николаевская, и Запорожская области – ряд регионов выпали из производства”, – напоминает Гук.

С другой стороны, говорит она, “надо отдать должное фермерам, особенно в западном регионе”, пытавшимся в нынешних условиях поддерживать этот сегмент рынка.

Если взять “борщовый набор”, то более или менее стабильными являются цены на картофель. Все остальное – “с нюансами”.

Кроме того, что выращивание овощей в Украине традиционно испытывает проблемы, когда кризисы перепроизводства чередуются с дефицитом лука или моркови, война добавила к этому и другие факторы.

До войны часть потребностей горожан в продуктах покрывали частные хозяйства. Даже в этом году крестьяне говорят, что “всего уродило”.

“Но эти люди раньше останки продукции с удовольствием продавали, – напоминает Лариса Гук. – В этом сезоне остатки не продают. Пусть останется, на всякий случай. Во-вторых, чтобы доехать до города, нужно горючее, а оно дорогое. В-третьих, есть хозяйка, а хозяин может быть в армии”.

Еще одним фактором высоких цен на овощи является то, что мало кто решится их хранить в этом году – “это очень дорого, никто не понимает, что будет завтра. К тому же, все это нужно отапливать, чтобы поддерживать стабильную температуру, а это так же дорого”.

Вместе с тем, считает обозреватель, первая волна подорожания овощей уже произошла, когда в сентябре в Украину пришло похолодание.

“Второй скачок – большой или маленький, пока сказать сложно, будет когда завершится период бабьего лета, – считает она. – И 100% – это уже традиционно – в период перехода от старого к новому году”.

При этом, отмечает эксперт, как и в довоенные годы, найти логическое объяснение росту цен на определенные товары, будет трудно. И так же по-прежнему цены вряд ли “откатятся” назад:

“Не знаю, с какими настроениями мы подойдем к этому времени, но год завершаются, идет новый, и первые дни нового года традиционно встретят потребителя новыми ценниками в магазинах. В этом не всегда логика. И этот сезон не будет исключением”.

Кроме того, рост цен всегда ограничен покупательной способностью. Уже сейчас, говорит она, по оценкам аналитиков аграрного рынка, украинцы тратят на продовольствие до 70% своих доходов, до войны – около трети.

Дальше “в какой-то момент люди просто перестанут покупать” определенные продукты и перейдут на что-нибудь дешевле или вообще от чего-то откажутся. А это вероятно, когда около трети трудоспособного населения не работают, а социальные стандарты согласно проекту бюджета на 2023 год будут заморожены.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-10-23