Верховная Рада приняла закон для защиты финансовой системы

rada

Верховная Рада Украины приняла законопроект №8008 о защите финансовой системы Украины от государства-агрессора. Этот документ, несомненно, очень нужен, особенно в наши тяжелые военные дни.  

Две цели документа

Закон имеет две основные цели: противостояние вооруженной агрессии России в части защиты финансовой системы Украины и реализация рекомендаций по заявке на членство в ЕС.

«Считаем, что принятие этого законопроекта неотложно, поскольку нам необходимо ввести эффективные механизмы защиты нашей финансовой системы от государства-агрессора. Учитывая евроинтеграционный курс Украины, нам нужно максимально учесть и имплементировать все рекомендации, которые высказал ЕС. Положения законопроекта полностью соответствуют общей цели. Этим документом предусмотрен исчерпывающий перечень категорий лиц, связанных с РФ, относящихся к категории клиентов с высокой степенью риска», — отмечает заместитель председателя правления Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса в Киеве Виктория Тютюнникова.

Законопроект вводит требование к руководителю и заместителю руководителя субъекта первичного финансового мониторинга отсутствия гражданства России. Это правильно в условиях вооруженной агрессии России.

«Конечно, в условиях полномасштабной войны этот шаг взвешен и актуален. Именно теперь документ должен помочь на уровне государства ограничить прямое или косвенное влияние России на экономику Украины», — комментирует председатель совета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова.

Как комментирует госпожа Тютюнникова, отныне субъектов первичного финансового мониторинга, расположенные в зоне проведения военных (боевых) действий или находящиеся во временной оккупации, окружении (блокировании), освобождают от ответственности за нарушение требований законодательства в сфере финмониторинга. Следовательно, эта норма тоже рациональна, она учитывает объективную невозможность таких субъектов выполнять их обязанности.

Критерии безупречной репутации

В результате изменений, которые законопроект предлагает внести в пункт 5 части первой статьи 1 этого документа, критерием безупречной деловой репутации будет то, что нет судимости за преступления против основ национальной безопасности Украины, мира, безопасности человечества и международного правопорядка, общественной безопасности, собственности в отраслях хозяйственной деятельности, использования компьютеров, систем и компьютерных сетей и сетей электросвязи и преступления в сфере служебной и профессиональной деятельности, связанных с предоставлением публичных услуг, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке. Однако подход, когда критерием безупречной деловой репутации считать то, что нет судимости только за преступления определенного вида, не совсем логичен. Что можно сказать по этому поводу?

Подход, по которому критерием безупречной деловой репутации было то, что нет судимости за преступления любого вида, действовал до 2020 года. Однако после внесения изменений этим законом он был несколько сужен путем перечисления отдельных видов уголовных правонарушений.

Законопроектом №8008 был расширен этот список. Поэтому уголовные преступления следует учитывать за определение у лица безупречной деловой репутации.

«Отныне в этот список были добавлены преступления против основ национальной безопасности Украины, мира, безопасности человечества и международного правопорядка, общественной безопасности, собственности. Поскольку основная цель законопроекта — защита финансовой системы от вооруженной агрессии РФ, расширение перечня именно этими видами уголовных правонарушений вполне логично. Не считаем, что такой подход к списку неверен. Он действует уже второй год, и пока никаких значительных проблем в его правоприменении не возникало», — рассказывает Виктория Тютюнникова.

В названии закона заложена ключевая его идея: защита финсистемы от влияния страны-агрессора, считает Елена Коробкова. «Поэтому кажется достаточно логичным, что этим законом авторы ставят перед собой цель прежде всего не допустить влияния России и работают в направлении ее реализации. Эти изменения не означают, что критерий безупречной деловой репутации – то, что нет судимости за преступления одного вида. В законе есть и другие критерии», – добавляет она.

Много ли у нас резидентов России?

В законе речь идет о расширении списка высокорискованных клиентов гражданами и юрлицами – резидентами России. Много ли у нас таких? Кто в него может не попасть, однако будет представлять угрозу государственности и экономике Украины?

Эксперты уверены, что расширение перечня клиентов с высокой степенью риска гражданами и юрлицами – резидентами РФ в условиях вооруженной агрессии вполне рационально и целесообразно. Это полностью коррелируется с целью законопроекта – противостояния вооруженной агрессии россии.

«Что касается даже примерного количества резидентов России в Украине, ничего сказать не можем, поскольку нет каких-либо статистических данных. Однако считаем, что резидентов России в Украине немало», — комментируют в Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса города Киева.

Елена Коробкова согласна с коллегами и отмечает, что, по данным Опендатабот, в настоящее время насчитывается 17 488 компаний с российским следом. «Говорить о том, много ли таких резидентов сложно, ведь статистики нет. Что касается того, кто не попадет в список, но может представлять угрозу государственности и экономике Украины, этот вопрос следует адресовать компетентным госорганам», — добавляет она.

В НАБУ убеждены, что перечень можно разделить на два условных списка. Первый должен касаться влиятельных лиц, которые составляют значительный экономический и политический вес общественной жизни в Украине, то есть наших олигархов. Второй — люди, не имеющие отношения к России.

«В настоящее время будут принимать меры, направленные на выявление таких лиц, и будут направлять отчеты в Госфинмониторинг о пороговых операциях с субъектами, связанными с РФ», — добавляют в НАБУ.

Олигархов из перечня вычеркнули

По словам народного депутата Ярослава Железняка, ко второму чтению убрали правку, что высокую степень риска составляют олигархи. Почему этот пункт был убран?

Он вызвал много дискуссий, поскольку были и его сторонники, и выступавшие против него. Правку, которая предусматривала изъятие пункта по олигархам как субъектам, относящимся к высокой степени риска, внесла оппозиция.

«Основным аргументом было то, что положения законопроекта о деолигархизации не соотносятся с целью законопроекта №8008 – противостояние вооруженной агрессии россии и реализация рекомендаций по заявке Украины на членство в ЕС», – считает Виктория Тютюнникова.

Однако деолигархизация — одно из требований ЕС к Украине, то есть положения о внесении олигархов в список людей, составляющих высокую степень риска, в целом соотносятся с евроинтеграционным вектором государства. Кроме того, внесение олигархов в этот список вполне можно воспринимать частью деолигархизации.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-11-16