Financial Times: Почему производство оружия в США не успевает за нуждами войны в Украине

oruzh

Множество боеприпасов, необходимых для высокоинтенсивного наземного конфликта, которым стала война в Украине, обнаружило уязвимые места в оборонной промышленности США, пишет Financial Times. 

Журналисты британского издания тщательно проанализировали сеть производства двух ключевых видов оружия, которые США поставляли Украине и оказали существенное влияние на ход войны. Речь идет о ПЗРК Javelin и реактивной артиллерийской системе HIMARS.

Оба вида оружия изготовлены американскими оборонными компаниями и доставлены в Украину со складов США в рамках пакета военной поддержки от Вашингтона на общую сумму 18,3 миллиарда долларов.

Хотя у Пентагона есть только пять так называемых главных оборонных подрядчиков, сеть компаний в их цепях снабжения огромная, запутанная и хрупкая, объясняет FT.

Расширение производства Javelin, HIMARS и управляемых реактивных систем залпового огня (GMLRS), по которым они стреляют, является сложным и трудоемким.

Подробное отображение цепочек поставок для каждого из них, проведенное Financial Times, показывает разветвленную сеть: Himars и GMLRS собираются на заводах в 141 разном городе США, тогда как Javelin строят в 16 штатах.

Эксперты говорят, что США, вероятно, будет тяжело поставлять оружие своим союзникам, если параллельно с войной в Украине разразится другой крупный конфликт, например потенциальная военная агрессия Китая против Тайваня.

В таком случае под угрозой может оказаться способность США защищать себя, отмечают авторы материала в FT.

“Джавелины” и “Хаймарсы” производит ракетно-космическая оборонная компания Lockheed Martin. “Джавелины” она производит совместно с другим оборонным гигантом США, Raytheon Technologies.

Вместе с Boeing, Northrop Grumman и General Dynamics они входят в пятерку крупнейших транснациональных подрядчиков, выполняющих большинство оборонных контрактов в США.

Увеличение производства

В погоне за эффективностью, пишет Financial Times, эти компании наладили “экономное производство”, которое используют в автомобильной индустрии. То есть они не накапливают дорогостоящие в производстве запчасти.

Но, как объясняют эксперты, этот подход не подходит для боеприпасов, ведь быстро нарастить производство по необходимости – трудно.

Главный операционный директор Lockheed Фрэнк Сент-Джон говорит FT, что каждая компания в цепочке поставки “большой пятерки” имеет дефицит запчастей и нехватку кадров.

В начале прошлого года Lockheed производила 48 HIMARS в год, а сейчас – 60. Но, по словам Сент-Джона, чтобы достичь целевого показателя в 90 установок, понадобится еще полтора-два года. Компания также увеличивает производство “Джавелинов” с 2100 до 4000 в год.

Некоторые заводы уже работают 24 часа в сутки, поэтому увеличение производства будет означать строительство новых мощностей и наем большего количества работников. Если компании захотят произвести эти инвестиции, им нужны гарантии, что государственный заказ не прекратится, если война закончится, объясняет британское издание.

Например, производство HIMARS приостановили между 2013 и 2017 годами, когда США свернули боевые действия в Ираке и Афганистане.

Чтобы увеличить производство HIMARS до 90 единиц в год, США понадобится полтора-два года.

Сейчас многолетних контрактов на закупку боеприпасов, которые стимулировали бы производителей увеличивать мощности, нет, говорит Марк Канчиан, старший советник центра стратегических и международных исследований и бывший бюджетный стратег Пентагона.

Впрочем, как пишет Financial Times, некоторые утверждают, что американские производители используют войну в Украине, чтобы подтолкнуть финансирование.

“Оборонительная промышленность США пользуется моментом войны в Украине, чтобы добиться многих вещей, которых они хотели годами”, – говорит Уильям Гартунг, исследователь Института ответственного государственного управления в Квинсе, в комментарии FT.

По его мнению, было бы опасно дальнейшее увеличение расходов на оборону в ожидании грядущего конфликта с Китаем, когда они уже в 14 раз превышают расходы на государственную и внешнюю помощь.

“Для меня Тайвань – это больше политическая проблема, и целью должно быть избегание войны, но я вижу, что больше энергии тратится на подготовку к войне. Чем больше настроены на войну, тем больше отодвигается дипломатия”.

США, конечно, не единственная страна, которая снабжает оружие Украине. Боевые танки, присылаемые Европой, могут стать решающими во время ожидаемого весеннего наступления.

Как отмечает FT, “война в Украине послужила тревожным звоночком для многих западных стран, которые сократили расходы на оборону после завершения холодной войны.

Однако США остаются мировым поставщиком оборонной продукции, ведь они превысили как инновационную, так и производственную мощность многих других стран, пишет издание.

США выделили миллиарды средств на пополнение своих запасов, а также запасы своих союзников в рамках регулярных пакетов помощи Украине. В июне прошлого года Байден объявил, что США значительно усилят свое военное присутствие в Европе, поскольку НАТО стремится укрепить свою оборону.

Способность страны выполнить эти и другие обязательства, которые она, возможно, будет вынуждена взять на себя, не будет быстрой, легкой и, главное, дешевой, заключают авторы статьи.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-02-01