Как война России в Украине портит амбиции Индии

modi_bayden

В последние годы Индия позиционирует себя как лидера среди развивающихся стран, известных под общим названием Глобальный Юг. 

В этом году страна председательствует в G20, поэтому Дели получила мощную площадку для продвижения своих интересов.

На 19 самых богатых стран мира и Европейский Союз приходится 85% мирового экономического производства и две трети населения.

Но любые более широкие соглашения, которых Индия надеется достичь на встрече министров иностранных дел G20 в Дели, будут в значительной степени зависеть от одного ключевого фактора: войны в Украине.

Когда лидеры G20 собрались минувшей осенью на Бали под председательством Индонезии, российские ракеты поразили ключевые объекты инфраструктуры Украины. Совместное коммюнике четко показало разногласия: Индия, Китай и Россия не согласились на однозначную критику вторжения.

С тех пор мало что изменилось: война продолжается без признаков мирных переговоров, мир остается таким же разделенным – если не больше, а многие крупные экономики до сих пор переживают хаос.

Война России в Украине продолжается уже больше года. Ввиду этого неудивительно, что министры финансов G20 не смогли договориться о заключительном заявлении после встречи в Бангалоре на прошлой неделе. И Москва, и Пекин отказались принять заявление, в котором “решительнее всего осуждалась агрессия России”.

В результате Индия обнародовала результат, в котором отметили “разные оценки ситуации” в Украине среди участников. Переговоры министров иностранных дел в среду и четверг, вероятно, столкнутся с подобными препятствиями.

“Индия очень серьезно относится к своему председательству в Большой двадцатке. Поэтому она приложит все усилия, чтобы попытаться сделать эту встречу успешной. Будет много символических жестов. С точки зрения сути, вопрос Украины будет доминировать над всем остальным”, – говорит Майкл Кугельман, заместитель директор аналитического центра Wilson Center.

Индия хочет сосредоточиться на проблемах, которые она считает более актуальными для развивающихся стран. Она вынесла на повестку дня изменение климата, рост долгового бремени для развивающихся стран, цифровую трансформацию, рост инфляции и продовольственную и энергетическую безопасность.

Многие экономики до сих пор пытаются оправиться от пандемии, а рост цен из-за войны ухудшил ситуацию. Эксперты говорят, что Дели понадобится искусная дипломатия, чтобы как-то заставить участников встречи выйти за пределы вопроса Украины, но договоренности по не слишком сложным вопросам могут быть вполне достижимыми.

Поэтому Дели надеется использовать переговоры на этой неделе, чтобы начать работу в преддверии саммита лидеров в сентябре.

“Индия попытается выработать компромиссное заявление, которое никого полностью не удовлетворит, но с которым все смогут жить, – говорит Джитендра Нат Мисра, бывший посол Индии, а теперь профессор Глобального университета OP Jindal. – Но это будет нелегко, поскольку страны с обеих сторон войны только укрепили свои позиции за последние несколько месяцев”.

Собственная позиция Индии также стала предметом обсуждений и упреков. Она воздерживается от прямой критики России, с которой имеет давние связи, в то же время увеличивая импорт российской нефти. Внеблоковый подход Дели поначалу не понравился западным государствам, но, кажется, со временем им удалось лучше найти общий язык.

Индия не критиковала Россию прямо, но она говорила о важности “Устава ООН, международного права и уважения к суверенитету и территориальной целостности государств” в своих предварительных заявлениях по Украине.

Заявление премьер-министра Нарендры Моди на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества минувшей осенью расценили как косвенную критику России.

“Сейчас не эпоха войны”, – сказал Моде на встрече в Узбекистане в присутствии президента Путина.

Кугельман считает, что давление на Индию с целью ужесточить ее позицию по России на переговорах G20 маловероятно. Но он указывает на другие разногласия между странами, которые могут подорвать амбиции Индии.

Отношения Индии с Китаем были прохладными из-за напряженности на их спорной границе. Спор о “шпионском воздушном шаре” еще больше ухудшил отношения между Пекином и Вашингтоном, а отношения между Западом и Россией “плохие, как никогда”, говорит он.

Когда высокопоставленные дипломаты обратных сторон встретятся в Дели, атмосфера будет напряженной. Поэтому эксперты говорят, что Моде и его министру иностранных дел Джайшанкару придется использовать все свои личные отношения и дипломатические навыки, если они хотят избежать споров, которые повлияют на результаты переговоров.

“Дели гордится своей способностью уравновешивать конкурентные отношения, но, учитывая степень и масштаб озлобленности и геополитической напряженности внутри этой группы, ей придется приложить немалые усилия, – говорит Кугельман, – Но Индия ранее показывала, что она способна преодолевать разные геополитические противоречия”.

Дели также будет испытывать внутреннее давление – страна вложила значительные средства в продвижение саммита G20, поэтому Моде захочет показать, что смог усилить позиции Индии в мире, особенно накануне всеобщих выборов в следующем году.

“Индия прилагает немалые усилия, чтобы проинформировать людей внутри страны о G20. Это все очень хорошо, но не решает основной стратегической дилеммы, с которой сейчас сталкивается Индия – как не дать войне разрушить ее амбиции”, – говорит Мисра.

Кугельман говорит, что Индия считает себя мостом между развитыми и развивающимися странами и хочет использовать свое председательство в Большой двадцатке, чтобы сыграть роль “среднего государства”.

“Теперь есть лидер, который может вернуть их на карту как мирового лидера, и они пытаются подключить к этому G20”, – говорит он.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-03-02